Тема:«Струнно-смычковая группа инструментов».
Цель:Познакомить с инструментами симфонического оркестра.
Задачи:Познакомить с инструментами струнно-смычковой группы.
Музыкальныйматериал: Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру дляюных слушателей. А. Бородин. Квартет №2, фрагмент из 3-ей части.
Дополнительныйматериал: И. А. Крылов. Басня «Квартет»
Ходурока.
Учитель:
На этом и последующих уроках нам предстоитпознакомиться с инструментами симфонического оркестра, их тембром,звукоизвлнчением.
Более ста разнообразных инструментов объединяетсимфонический оркестр. В его основной состав входят несколько групп музыкальныхинструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные.
Велика в оркестре роль дирижёра, который должен раскрытьперед слушателями глубину и красоту произведения. Ближе к дирижёрурасполагается струнно-смычковая группа инструментов.
Группу струнно-смычковых инструментов образуют скрипки(примы, вторы), скрипки-альты, виолончели и контрабасы.
Что объединяет эти инструменты? (Рассмотретьиллюстрации струнно-смычковых инструментов). Форма, изготовлены из дерева,звуки извлекаются смычком из натянутых струн. Их корпус напоминает восьмёрку,все они имеют по четыре струны разной толщины.
Чем струна тоньше или короче, тем звук выше, и наоборот,чем струна толще или длиннее, тем он ниже. Прижимая струну пальцем, музыкантполучает звуки различной высоты. Смычком можно извлекать звуки топродолжительные и певучие, то короткие и отрывистые. Особенно красив звук ускрипки и виолончели, поэтому они часто солируют в оркестре т.е. ведутсамостоятельную партию, и композиторы пишут для них концерты. Альты обладаютсумрачными по тембру, мягкие звуки. Струнные смычковые инструменты всимфоническом оркестре-самая большая и ведущая группа. В оркестре скрипок20-40, альтов 8-12 и контрабасов 4-8 шт. Из струнно-смычковых инструментовсоздают иногда самостоятельный оркестр- струнный.
Существуют даже ансамбли из одних скрипок. ЛучшийАнсамбль скрипачей Большого театра.
Прочитать басню «Квартет» И. А. Крылова.
-Какие инструменты входят в квартет? (Бас-виолончель; альт; скрипка-прима,первая; скрипка-втора).
-Послушайтефрагмент 3-ей части квартета №2 А. П. Бородина
Слушание и анализ. А. Бородин. Квартет №2, фрагмент из 3-ейчасти.
Втораяскрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второйаккорд, как запел глубокий, густой голос виолончели. Медленно плывёт мелодия,полная какой-то особой, ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, истрастность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.
Новот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, изамирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А.Бородина-ноктюрн Второго квартета.
Нарисуйтеструнно-смычковый инструмент звучание, которого вам больше всего понравилось (прослушивание,зарисовка).
Вокально-хоровая деятельность:разучивание песни «Песня о России» сл. О. Высотской, муз. В, Локтева.
1. Учительисполняет песню.
2. Распевка.
3. Разучивание1 куплета.
Итог:
Чтотакое симфонический оркестр? (Это большой коллектив музыкантов, играющих наинструментах и исполняющий симфонии, музыку к балетам, операм.)
Сколькосуществует групп инструментов симфонического оркестра и как они называются?(ответ детей).
Какиеинструменты входят в струнно-смычковую группу? (ответ детей).
Выходиз класса под музыку.
