Модуль 1. Психолингвистические иобщепедагогические основы овладения навыком чтения
Оценка |
100,00 из 100,00 |
Тест 1
Начало формы
Вопрос 1
До5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщенийявляется
Выберитеодин ответ:
a. пиктограмма
b. печатные буквы
c. рисунок
d. письменные буквы
Вопрос 2
ЕгоровТ.Г. (1953) выделял следующие ступени овладения чтением (восстановитепоследовательность)
Выберитеодин или несколько ответов:
a. ступень синтетического чтения -4
b. ступень становления синтетических приемовчтения -3
c. послоговое чтение -2
d. овладение звуко-буквенными обозначениями-1
Вопрос 3
Процессдекодирования при обучении аналитико-синтетическим методом на начальном этапеовладения чтением включает в себя следующие операций
Выберитеодин или несколько ответов:
a. слогослияние
b. перекодирование временнойпоследовательности звуков в пространственную последовательность букв
c. определение букво-звуковыхсоответствий
d. моторная реализация
e. воссоздание звукового облика целогослова
Вопрос 4
Процесспонимания письменных сообщений изучен
Выберитеодин ответ:
a. значительно лучше, чем процессдекодирования
b. значительно хуже, чем процессдекодирования
Вопрос 5
Совершенствованиенавыка чтения можно рассматривать
Выберитеодин ответ:
a. как процесс детализации и осмысленияоперативных единиц чтения
b. как процесс укрупнения и автоматизацииоперативных единиц чтения
c. как процесс глобализации чтения
Вопрос 6
Стратегияи качество понимания прочитанного существенно зависит
Выберитеодин или несколько ответов:
a. от психологической установкичитающего
b. от окружающей обстановки
c. от характера текста
d. от возраста читающегоКонец формы
Тест 2
Вопрос 1
Воснове формирования техники чтения лежат следующие операции
Выберитеодин или несколько ответов:
a. соотнесение речедвигательных образовречевых единиц с их значением
b. соотнесение зрительного/графическогообраза речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом
c. соотнесение слухоречедвигательных образовречевых единиц с их значением
d. соотнесение зрительного/графическогообраза речевой единицы с ее речедвигательным образом
Вопрос 2
Задачиобучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются вследующем
Выберитеодин ответ:
a. научить учащихся читать в том темпе,который определен программными требованиями на данном этапе обучения
b. научить учащихся извлекать информацию изтекста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи,используя определенные технологии чтения
Вопрос 3
Какоеколичество основных компонентов техники чтения выделяет Р.К. Миньяр-Белоручев
Выберитеодин ответ:
a. два
b. пять
c. четыре
d. три
Вопрос 4
Наначальном этапе обучения чтению
Выберитеодин ответ:
a. чтение вслух предпочтительнее, чем чтениепро себя
b. чтение про себя предпочтительнее, чемчтение вслух
Вопрос 5
Однойиз задач учителя при формировании техники чтения является
Выберитеодин ответ:
a. как можно скорее миновать промежуточнуюстадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическимобразом речевой единицы и ее значением
b. последовательно уменьшать единицувоспринимаемого текста
c. не спешить с установлением прямогосоответствия между графическим образом речевой единицы и ее значением
Вопрос 6
Чтениеможет выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений иязыковых навыков, поскольку
Выберитеодин или несколько ответов:
a. упражнения на формирование и отработкувсех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст иписьменные установки к упражнениям и заданиям*
b. коммуникативно-ориентированные задания наконтроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагаютумение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций*
c. использование чтения позволяет учащимсяоптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала*
d. практико-ориентированные задания наконтроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагаютумение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций
e. использование чтения позволяет учащимсяавтоматизировать процесс усвоения языкового и речевого материала
Тест 3
Вопрос 1
Работапо развитие сукцессивных способностей ребенка включает следующие разделы
Выберитеодин или несколько ответов:
a. совершенствование оперирования сенсорнымиэталонами и овладение соответствующими словесными понятиями
b. последовательность действий ипланирование
c. последовательность во времени
d. отработка ориентировочной фазы привыполнении перцептивных и конструктивных заданий
e. последовательность в речи
Вопрос 2
Работапо формированию изобразительно-графических способностей ведется в следующихнаправлениях
Выберитеодин или несколько ответов:
a. развитие навыков мысленного перемещения итрансформации зрительных образов
b. развитие графо-моторных навыков
c. формирование навыков схематическогоизображения пространственных отношений
d. овладение графической символизацией
Вопрос 3
Развитиезрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышленияосуществляется по следующим направлениям
Выберитеодин или несколько ответов:
a. формирование навыков языкового анализа исинтеза
b. формирование навыков схематическогоизображения пространственных отношений
c. развитие навыков мысленного перемещения итрансформации зрительных образов
d. совершенствование оперирования сенсорнымиэталонами и овладение соответствующими словесными понятиями
Вопрос 4
Развитиеспособностей к концентрации, распределению и переключению вниманияподразумевает использование следующих упражнений
Выберитеодин или несколько ответов:
a. на умение переключить внимание
b. для развития способности произвольнопереключать внимание
c. на развитие способности привлекать к себевнимание педагога
d. на развитие устойчивости внимания
Вопрос 5
Речевыминавыками и функциями, необходимыми для овладения грамотой, являются
Выберитеодин или несколько ответов:
a. слуховое внимание
b. осознание звуковой стороны речи
c. фонематическое восприятие и воспитаниеправильных фонематических представлений
d. графо-моторные навыки
Вопрос 6
Формируянавыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях сослогами. Могут быть использованы следующие упражнения
Выберитеодин или несколько ответов:
a. игра «Волшебный мешочек»
b. игра «Собери в корзинку»
c. игра «Телеграф»
d. отхлопывание слоговой структурыслов
e. игра «Магнитофон»
f. использование досок Сегена
Практическое задание 1
Вопрос 1
На начальномэтапе обучения чтение вслух явно предпочтительнее,чем чтение про себя . Чтение вслух обеспечивает не только последовательноеформирование данного навыка, но и достаточную степень само- и взаимоконтроля.
На среднемэтапе еще нельзя игнорировать чтение вслух,поскольку идет закрепление навыка и без постоянного контроля он может оченьбыстро «сползти». На этом этапе обучения акценты уже смещаются в сторонуразвития технологий чтения. Чтение все чаще выступает как самостоятельный видречевой деятельности, и чтение вслух заменяетсячтением про себя.
На старшемэтапе чтение становится одним из основных источников получения информации. Наданном этапе можно использовать чтение вслух дляформирования причинно-следственных связей, логики, аргументации и т.д..
Вопрос 2
Определитеэтап работы над текстом по указанным целям:
Цели работы |
Этап |
Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей |
Дотекстовый |
Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений |
Текстовый |
Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи |
Послетекстовый |
Вопрос 3
Определитеступени овладения чтением по Егорову Т.Г.
Ступени овледения чтением
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями
2. Послоговое чтение
3. Становление синтетических приемов чтения
4. Синтетическое чтение
