Филиал
муниципального общеобразовательного учреждения
«Тумская средняяобщеобразовательная школа № 3» «Спиринская основная общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока по математике
в1 классе по теме
«Сложениеи вычитание в случаях вида □ +1, □ — 1»
Подготовила:Щанкина Галина Ивановна,
учительначальных классов
Спирино,2022 год
Тема: « Сложение и вычитание вслучаях вида □ +1, □-1».
Цель урока:
ü закрепитьзнания состава чисел, работать над числовым рядом,
ü умениескладывать и вычитать в пределах 10 в случаях вида □ +1, □-1,
ü прививатьинтерес к предмету.
Образовательные:
· Закрепить умение прибавлять и вычитать число 1.
· Закрепить понятие предыдущее число и следующее и учитьиспользовать их в речи.
· Закрепить знание последовательности чисел от 1 до 10.
· Закрепить умение сравнивать числа.
· Совершенствовать вычислительные навыки.
· Решать простые задачи на сложение и вычитание природоведческогосодержания.
· Познакомить учащихся с птицами нашего края, зимующими в нашихкраях.
Развивающие:
· Развивать математическую речь.
· Развивать внимание, логическое мышление (умение сравнивать,обобщать, анализировать)
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к птицам.
· Воспитывать у детей чувство сопереживания.
· С помощью занимательного материала и ИКТ воспитывать любовь кучебным предметам.
ФормированиеУУД.
· Регулятивные УУД:
· — Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· — Проговаривать последовательность действий на уроке.
· — Учиться работать по предложенному учителем плану.
· Познавательные УУД:
· — Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от ужеизвестного с помощью учителя.
· -Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике, рабочей тетради.
· — Преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математическихмоделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейшихмоделей.
· — Перерабатывать полученную информацию: сравнивать такиематематические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства.
· Коммуникативные УУД:
· — Донести свою позицию додругих: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
· — Слушать и понимать речь других.
· — Уметь работать в паре.
Оборудование:
· компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация;
· карточки для арифметического диктанта: игровое поле, карточки счислами ответами;
· карточки для самостоятельной работы;
· плакат с изображением кормушки, карточки с изображением птиц;
· учебники, рабочие тетради.
Ход урока
I.Организационныймомент.
Прозвенел, друзья, звонок,
Начался уже урок.
Отдохнуть вы все успели,
А теперь вперед за дело.
-Начинаем наш урок. Желаю вам хорошо поработать сегодня, быть активными и узнатьна уроке много нового и интересного!
-Чтобынаши головки хорошо работали, проведем небольшую разминку.
II.Актуализация знаний учащихся.
1.Работа с геометрическим материалом (Слайд 1)
Игра «Считай, не зевай»
Учитель: Вниманиена экран.
-Чтовы здесь видите? (геометрические фигуры)
-На какие группы их можно разделить? (на квадраты, круги, треугольники)
-Сколько квадратов вы видите?
-Сколько кругов вы видите?
-Сколько треугольников вы видите?
-Какихфигур больше и на сколько?
-Какихфигур меньше и на сколько?
2. Упражнение со счётными палочками.
— На доске фигура из счётныхпалочек.
— Сколько вы видите треугольников?
— Постройте фигуру из палочек на столах.
— Добавьте две палочки, чтобы получилось 5треугольников.
3.Задачи на смекалку
а)За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят? (5)
б)На дереве сидели 7 птиц. Все, кроме 2 птиц, улетели. Сколько птиц осталось надереве? (2)
в)Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всегояблок? (нисколько)
4.Устный счет (работа с веером)
а)Работа по числовому ряду (индивидуально).
-какое число предшествует 5
-какое число следует за числом 3
-назови соседей числа 6
-какое число стоит между числами 7 и 9.
б) -покажите число на 1 больше, чем 8,
на 1 меньше, чем 10,
III. Постановка учебной задачи.
(надоске) 6-1-1+1-1+1+1+1-1-1= (1 ученик работает по числовому ряду)
-Ребята, почему вы шли то вперёд, то назад по числовому ряду?
— Ктозаметил секрет? Чем похожи все задания?
— Каквы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Кто сформулирует темуурока?
— Чемумы будем учиться на уроке?
-Каквы думаете для чего нам нужно прибавлять и вычитать число 1?
IV.Учебник с.80
-Посмотрите,что записано вверху страницы. Правильно ли вы поняли тему?
V. Экран. 1)Объяснение прибавления и вычитания 1.
(Слайд 2 с белками зайцами)
Физкульт минутка
VI.Закрепление пройденного.
1)-Ребята, какое сейчас время года?
–Чтовы видите на улице? (мороз, холод, снежок и т.д.)
-Какое следующее время года?
-Сегодняк нам за помощью прилетели птицы.
–Почему?
— Дляптиц поздняя осень и зима — самое трудное время. Холодно, голодно птицам.
Особеннотяжело птицам приходится во время снегопадов, метелей и сильных морозов. Ониприлетают к нашим жилищам за помощью.
— Какчеловек может помочь птицам?
— Набалконе, в саду, в парке, в лесу — везде можно устроить для птиц столовую.
-Можно смастерить кормовой столик, кормушку с крышей в виде домика илиприспособить для кормушки коробочку от кефира или сока.
-Сегодня мы устроим такую столовую прямо у нас в классе.
Надоске кормушка.
2)— К нам на урок прилетел 1 гость. Отгадайте кто он.
Этасеренькая птица во дворах людей гнездится
Серыхперышек наряд, глазки-бусинки блестят.
Прыгда скок и, чик-чирик.
Суетливи невелик.
Крошкисыпь и не жалей. Кто склюет их ….(воробей)?
—Он для вас приготовил задание: (Слайд 3)
1 |
8 |
4 |
3 |
7 |
9 |
2 |
6 |
5 |
— Назовите пары чисел, в которых одночисло больше другого на 1. (1и 2, 3 и 2, и т.д.)
-Первый гость у нас уже есть. (Воробьяприкрепляет к кормушке). А кто еще к нам прилетит, узнаем, выполнив разныезадания.
3)Работа в парах.
Давайтепоработаем в парах.
-Выполни действия и расшифруй слово, расположив ответы в порядке возрастания.
8-1= Г |
9+1= Ь |
4-1= Н |
10-1= Р |
6+2= И |
2 -1= С |
6-1= Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Какаяптица прилетела к нам в столовую?
— Онаимеет отличительный признак.
Грудкаярче, чем заря
Укого? (У снегиря)
— Уснегиря красное брюшко, верх головы, крылья, хвост — черные, спинкаголубовато-серая.
-Название свое снегири получили за то, что появляются у нас с первым снегом.
-Снегири держатся небольшими стайками (7-8 птичек). Чем сильнее мороз, темспокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. Любимоезимнее лакомство снегирей — ягоды рябины.
(Сажаетснегиря в кормушку).
Проверка.
-Какой числовой ряд получился? (1,3,5,7,8,9,10)
-Какие числа пропущены? (2,4,6).
VII. Арифметическийдиктант. Работа в тетради. (1 ученик у доски)
— Атеперь познакомимся с одной из самых красивейших птиц, зимующих в наших краях.
— Этосвиристель.
-Свиристель — птица средних размеров. На голове у нее широкий вызывающе торчащийхохолок розового цвета, на конце хвоста — ярко-желтая полоса. Оперение серо-розовое.В одиночку свиристеля не встретишь. И кормятся, и отдыхают птицы огромнымистаями.
(Учительназывает задания арифметического диктанта, дети записывают ответы в тетради.)
-Запишите число, которое при счете стоит после числа 9.
-Запишите число, которое при счете стоит после числа 8 .
-Запишитечисло, которое стоит при счёте перед числом 8.
-Какое число меньше 8 на 1.
-Какое число больше 5 на 1
-Уменьшите число 5 на 1.
-Уменьшите число 4 на 1.
-Запишитечисло меньше 3 на 1.
-Запишитечисло, уменьшив 5 на 5.
Проверимответы. 10 9 7 6 5 4 3 2 0
Какойчисловой ряд получился? В чем особенность этого числового ряда? Как получилоськаждое следующее число ряда?
VIII.Решение задач.
— Ну,а следующая птичка вам хорошо знакома. Отгадайте загадку.
Непоседа- невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ест и сало, и пшеничку,
А зовут её: (Синичка)
— Наголове у синицы черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса — галстучек. Крылья, хвост — серые, спина — желто-зеленая, а брюшко — желтое.Синички — подвижные птицы. Перелетая с ветки на ветку, они подвешиваются к нимвниз головой, качаются на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинныеи острые когти.
(Помещаетсиницу на доску)
-Вместе с синичками мы будем решать задачи. (Слайд 4)
Рассмотритерисунок. Составьте по ней задачу так, чтобы она решалась сложением, а потомвычитанием.
Какэто можно записать. (1 ученик у доски, остальные в тетради)
-Молодцы! Справились с заданием. А теперь угадайте, что это за птица.
Вертится,стрекочет,
Весь день хлопочет.
Непоседа птица эта
Одного с березой цвета.
— Усороки голова, крылья, хвост — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвостдлинный, прямой, будто стрела. Сорока — ловкая, подвижная, суетливая птица.
-Дорогие первоклассники!
Покормитептиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна —
И не страшна будет им зима.
IX.Самостоятельная работа. (Включение нового знания в систему знаний)
1) Работа по учебнику.
(Учебник с. 80-81. )
— Какназывается число, которое получилось после прибавления 1?
— Какназывается число, которое получилось после вычитания 1?
2)Запись выражений с.80 с комментированием.
3)с.81 №3.
X.Итог урока. Рефлексия.
— Воти подошел к концу наш урок. Посмотрите, какая замечательная столовая у насполучилась.
— Чемумы учились на уроке? Что нового узнали?
-Какже получить следующее число?
-Какполучить предыдущее число?
— Япредлагаю вам оценить наш урок. Если урок вам понравился, и у вас все отличнополучилось, то поднимите зеленый смайлик. Если вы старались, но всё получилосьс затруднением, то поднимите желтый.. А если у вас получилось не всё на уроке,то — красный..
— Ятоже оценю наш урок. (Учитель поднимает смайлик — оценивает работу детей науроке.)
— Урококончен.
