Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Мнемотехника, как средство связной речи дошкольника
Учитель-логопед: Мягкова Наталья Владимировна -
2 слайд
Содержание:
Понятие мнемотехники
Цель и основа обучения
Задачи
Работа с мнемотаблицами и мнемодорожками
Этапы работы
Галерея фотографий
Работа с тактильными дощечками
Этапы работы
Галерея фотографий
Работа с коллажем
Этапы работы
Галерея фотографий
Список литературы -
3 слайд
Мнемотехника (Искусство запоминания) – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
-
4 слайд
Цель и основа обучения
Цель: развитие памяти (слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения.
Основа: развитие творческого познания. -
5 слайд
Задачи:
Учить детей с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
Знакомить детей с характерными особенностями времён года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Развивать у детей психические процессы: все виды памяти, внимание, мышление.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитывать у детей любовь к народным сказкам. -
6 слайд
Работа с мнемотаблицами и мнемодорожками
Мнемотаблица – схема, в которую заложена определённая информация.
Мнемодорожка – ряд картинок, относящихся к какой-либо сказке, которые в совокупности при правильном составлении передают сюжет этой сказки.
Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идёт осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «связано» вокруг её главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать всё то, что вы считаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. -
7 слайд
Этапы работы:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Задаются вопросы к сказке. -
8 слайд
Галерея фотографий
-
9 слайд
Работа с тактильными дощечками
Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
Основа: развитие тактильной памяти.
Цели: развивать восприятие окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развивать речь, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения, развивать мелкую моторику рук. -
10 слайд
Этапы работы:
Дать сигнал ребёнку, чтобы он закрыл глаза.
Вложить в его руку дощечку с установкой её потрогать.
Спросить у ребёнка, что ему это напоминает, когда он трогает(гладит) дощечку.
Взять у ребёнка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.
ПРАВИЛО: для игры с ребёнком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста. -
11 слайд
Галерея фотографий
-
12 слайд
Работа с коллажем
Коллаж – это учебное пособие, в виде листа картона, на который наклеиваются или накладываются (если это фланелеграф) различные картинки, буквы геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок составляет суть коллажа.
Задача: соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом происходит обработка сюжетного метода запоминания.
Цели: закреплять различные методы запоминания, развивать фотографическую память ребёнка, расширять словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать. -
13 слайд
Этапы работы:
Рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят.
Составить сюжет с использованием всех картинок.
Задать наводящие вопросы по содержимому коллажа.
Отработать приёмы запоминания предложенной информации. -
14 слайд
Галерея фотографий
-
15 слайд
Список литературы:
«Детство» программа развития и воспитания в детском саду. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 3-е изд., перераб., 2000
Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. «Знакомим малышей с окружающим миром» М.: Просвещение; Учебная литература, 1997
Гунина Е. В. «Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста» Чебоксары, 1993
Катаева Л. И. «Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста» М.: Ком Пульс 1994
Колесникова С. И. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» М.: Тандем 1998
Митюгин И. Ю., Чакоберия Е. И. « Школа эйдейтики. Развитие памяти, образного мышления, воображения» М.: Эйдос 1994
