Аналитическаясправка о проведенных профилактических мероприятиях с обучающимися 9, 11классов.
В рамках психологической подготовкивыпускников к экзаменам, с целью профилактики и предупреждениястрессовых ситуаций в предэкзаменационный период, социально-психологическойслужбой проведены мероприятия, направленные на выработку и развитиепсихологических качеств, умений и навыков для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ.Данная деятельность включала в себя следующие направления работы:психодиагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая,психопрофилактическая, просветительская.
1. Психодиагностическая работа
Осуществлялось выявление детей, имеющих личностные ипознавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ на протяжении всегообучения в школе. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявитьучащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать ихпсихологическое сопровождение на протяжении всего бучения. В марте проведенотестирование обучающихся 9, 11 классов по следующим методикам: тест «Подверженыли вы экзаменационному стрессу?», «Интеллектуальная лабильность»,«Анкетирование обучающихся после пробного ОГЭ».
Результатыдиагностики «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу» обучающихся 9-х классов
Результаты диагностики«Интеллектуальная лабильность» обучающихся 9-х классов
Результаты анкетирования обучающихся 9-х классов после пробногоОГЭ
1. Готовыли вы были у выполнению пробного экзамена?
«да»: 9 «А»-24, 9 «Б»-14, 9 «В»-21,
«нет: 9 «А»-1, 9 «Б»-2, 9 «В»-1
2. Знаетели вы методику заполнения бланков?
«да»: 9 «А»-24, 9 «Б»-16, 9 «В»-22,
«нет: 9 «А»-1, 9 «Б»-0, 9 «В»-0
3. Вашедушевное состояние перед пробным ЕГЭ:
а) очень волновался 9 «А»-8, 9 «Б»-4,9 «В»-2,
б) немного волновался 9 «А»-10, 9«Б»-7, 9 «В»-16,
в) совершенно спокоен 9 «А»-7, 9 «Б»-5,9 «В»-4,
4. Проведениепробного экзамена вселяет ли в вас уверенность в успешной сдаче основногоэкзамена?
«да»: 9 «А»-24, 9 «Б»-11, 9 «В»-17,
«нет:9 «А»-1, 9 «Б»-6, 9 «В»-5
5. Былили у вас сложности при выполнении заданий? И какие?
«да»: 9 «А»-15, 9 «Б»-11, 9 «В»-16,
«нет: 9 «А»-7, 9 «Б»-6, 9 «В»-6
6. Сложныели были задания на пробном экзамене?
«да»: 9 «А»-12, 9 «Б»-12, 9 «В»-12,
«нет: 9 «А»-9, 9 «Б»-7, 9 «В»-10
7. Ваши чувства после окончанияпробного экзамена:
а) радость «да»: 9 «А»-6, 9 «Б»-4, 9«В»-3,
б) волнение«да»: 9 «А»-15, 9 «Б»-8, 9«В»-16,
в) уверенность в своих силах«да»: 9«А»-4, 9 «Б»-3, (1-никаких)9 «В»-3
Результатыдиагностики «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу» обучающихся 11-хклассов
Результаты диагностики«Интеллектуальная лабильность» обучающихся 11-х классов
Анализируя результатыдиагностики, следует обратить особое внимание на учащихся с повышеннойтревожностью и низкой сопротивляемостью стрессовым ситуациям. Педагогу -психологу следует провести дополнительное обследование личностных особенностейстаршеклассников, а также индивидуальное консультирование учащихся,направленное на коррекцию негативного эмоционального состояния и обучениеповедению в стрессовых ситуациях. Учителям – предметникам рекомендуется учитыватьличностные психологические особенности учащихся при подготовке и в период сдачиэкзаменов.
2. Консультативная работа.
Однимиз направлений работы социально-психологической службы являлась индивидуальная и групповая консультативная работа. Её задачи:
1. Оказаниепомощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии.
2. Обучениенавыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своихпсихологических особенностей и возможностей для успешного обучения иразвития.
3. Оказаниепсихологической помощи и поддержки учащимся.
Консультативная работапсихолога школы проводилась по следующим направлениям:
1. Консультирование ипросвещение педагогов.
2. Консультирование и просвещение родителей.
3. Консультирование школьников.
Консультирование проходилов форме собственно консультирования по вопросам обучения и психическогоразвития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участникамипедагогического процесса в школе. Целью консультаций являлось формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников ируководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся приподготовке к ЭГЕ, и желания преодолевать трудности обучения;создание условий для полноценного личностного развития и самоопределенияобучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждениивозможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В целом задачаконсультативной работы по психологической подготовке к ЕГЭ составляла контрольза возникновением трудностей обучения ребёнка.
3. Коррекционно-развивающаяработа.
Целькоррекционно-развивающей работы по психологической подготовке к ЕГЭ заключаласьв составлении системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудностив обучении.
Исходяиз результатов диагностики учащихся 9, 11 классов, развивающая работавелась по трём основным направлениям:
1. Развитиепознавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
2. Снятиетревожности, формирование адекватной самооценки;
3. Развитияпроизвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;
Кромеэтого, в систему коррекционно-развивающей работы по психологическойподготовке к ЕГЭ следует включить следующие направления:
1. Обучениеспособам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
2. Повышениесопротивляемости стрессу;
3. Актуализациявнутренних ресурсов.
4. Психопрофилактическаяработа.
Осуществлениепсихопрофилактической работы при подготовке к ЕГЭ – это предупреждениетрудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организациявосстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлениюпсихическим состоянием. Данная деятельность включала в себя следующие направленияработы:
· обучение психической саморегуляции;
· формирование уверенности в своих силах;
· выработка навыков мобилизации в стрессе;
· развитие творческого потенциала.
Психопрофилактическаяработа осуществлялась посредством включения во все виды работ психолога.Это происходило и на развивающих занятиях, и на консультациях, и,естественно, при проведении психологической диагностики.
5. Психопросвещение.
Психологическоепросвещение представляло собой формирование у обучающихся и их родителей(законных представителей), у педагогических работников и руководителейпотребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересахсобственного развития; создание условий для полноценного личностного развития исамоопределения обучающихся рамках психологической подготовки к ЕГЭ.
Основнымизадачами просвещения являлось:
· ознакомление родителей с актуальными проблемами детей исообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формыдетско-родительского общения;
· создание условий для получения необходимыхпсихолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности обучения;
· вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностяхи умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность всоответствии с этими особенностями;
· информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ.
Психологическойслужбой осуществлялись следующие формы просветительской работы:
· проведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляциии самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастногоразвития;
· проведение родительских собраний по теме: «Психологическаяготовность обучающихся к экзамену. Как противостоять стрессу»;
· размещение информации на сайте ОО о психологическом сопровожденииучащихся во время подготовки и в период сдачи ЕГЭ
· проведение лекториев для педагогов, подбор психологическойлитературы для педагогов.
Педагог-психолог: Великохатская Н.В.
