X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Формированиепознавательных универсальных учебных действий обучающихся

1.1. Понятие о познавательныхуниверсальных учебных действиях.

В широком значении «универсальныеучебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного иактивного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственнопсихологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупностьдействий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальнуюкомпетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новыхзнаний и умений, включая организацию этого процесса [Программа курсов повышенияквалификации, 2021]. 

Формирование универсальных учебныхдействий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счетрегулярной распределенной во времени деятельной включенности в специальноорганизованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности.Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организацииучебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности дляформирования определенных УУД.

Одним изцентральных направлений общеобразовательной школы является речевое развитиеучащихся. Воспитание социальных и личностных компетенций обучающихся в процессереализации ФГОС НОО возможен только через развитие речевой культуры, любви кродному слову, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы –неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка.Проблема развития связной речи у учащихся на уроках татарского языка итатарской литературы в процессе реализации ФГОС НОО является актуальной, таккак огромную роль в психологическом развитии детей играет язык и речь.Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения имисвязной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебныхматериалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельноизлагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточногоуровня развития связной речи.

Согласно ФГОС НОО, термин«универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию исамосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новогосоциального опыта, т.е. умение учиться [ФГОС НОО, 2014: 27]. Познавательныеуниверсальные учебные действия, обеспечивающие учебно-познавательнуюкомпетентность и организацию учебно-познавательной деятельности, направлены напознавательное развитие личности, под которым понимается формирование уучащихся научной картины мира, развитие способности управлять своейпознавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методами и способамипознания и учения, развитие репрезентативного, символического логического итворческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти ивнимания, рефлексии [Лебедев, 2004: 92].

Как подчеркивает Н.М. Горленко, основноеназначение универсальных учебных действий или их функция заключается, по мнениюряда исследователей, в том, чтобы обеспечивать возможности учащихсясамостоятельно осуществлять деятельность учения. Это подразумевает, что ученикстановится способен самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность,выбирать способы достижения поставленной цели, осуществлять контроль и оценкурезультатов своей деятельности[Горленко, 2012: 38].

Также функцией универсальных учебныхдействий выступает создание условий для гармоничного развития личности в целоми ее самореализации. Это осуществляется на основе формирования способностиличности к непрерывному образованию и обеспечения успешного освоения знаний,формирования умений и навыков, компетентности в разных предметных областях.С.Г. Воровщиков, придерживается мнения о том, что универсальные учебныедействия представляют собой целостную систему, в которой каждый вид этихдействия взаимосвязан с другими действиями и определяется общей логикойвозрастного развития [Воровщиков, 2012: 32].

А.Г. Асмолов в блоке познавательныхуниверсальных учебных действий выделяет общеучебные действия, логическиедействия, а также действия постановки и решения проблемы [Асмолов, 2011:90-91].

К общеучебным универсальным действиямотносятся:

— самостоятельное выделение и формулированиепознавательной цели;

— поиск и выделение необходимойинформации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощьюкомпьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольноепостроение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условийдействия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— определение основной ивторостепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстовхудожественного, научного, публицистического и официально — делового стилей;

— понимание и адекватная оценка языкасредств массовой информации;

— постановка и формулированиепроблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера.

Следует отметить такое общеучебноеуниверсальное учебное действие как рефлексия учащимися своих действий, котораяпредполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Особую группу общеучебныхуниверсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразованиеобъекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристикиобъекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с цельювыявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими универсальными действиямиявляются [Лебединцев, 2012: 41]:

— анализ объектов с целью выделенияпризнаков (существенных, несущественных)

— синтез — составление целого изчастей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов;

— выбор оснований и критериев длясравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведениеследствий;

— установление причинно-следственныхсвязей, представление цепочек объектов и явлений;

— построение логической цепочкирассуждений, анализ истинности утверждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и ихобоснование.

Постановка и решение проблемы[Вавилова, Кузина, 2007: 90]:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способоврешения проблем творческого и поискового характера.

Формирование познавательных УУДсвязано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразованияучебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативныхдействий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействияучастников образовательного процесса, использование специальных методов и форморганизации учебной работы учащихся [Ковалева, Логинова, 2009: 107].

ФГОС ставит перед учителем новыецели. Задача учителя — научить ребёнка не только читать, писать и считать, но идолжен привить две группы новых умений.Во-первых, это универсальные учебныедействия, составляющие основу умения учиться.Во-вторых, формировать у детеймотивацию к обучению.

Реализуя новый стандарт, каждыйучитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, оразвитии личности ребёнка, необходимости формирования универсальных учебныхумений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступеняхобразования, ни впрофессиональной деятельности.

Развитие личности — это процессстановления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлениюсаморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленнымизадачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранеедостигнутого [Гольцева, 2007: 101]. Это означает, что в период модернизацииобразования процесс обучения должен строиться на других психологическихоснованиях: не только на учёте возрастных и типологических особенностейшкольников, но необходимы конкретные условия для самораскрытия заложенных вребёнке природных сил и возможностей.

В современных условиях учителюначальных классов приходится решать целый комплекс профессиональных и околопрофессиональных проблем. С одной стороны добиться соответствия знаний, уменийи навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от способностейих усвоить, с другой стороны создать комфортность пребывания школьника в классеи в школе и создавать оптимальные возможности для интеллектуального развитиявсех учеников в классе.

Полноценное развитие ученикаобеспечивают:

-изучение его индивидуальныххарактеристик и включение в процесс управления собственными физиологическими ипсихическими состояниями — саморегуляция;

-предоставление возможностей дляличностного самоопределения — высказывание собственного мнения и формированияотношений к себе самому, другим людям, явлениям природы и общественной жизни;

-раскрытие индивидуальности -осознание человеком себя, своих особенностей — самосознание — в творчестве;

-признание ученика субъектом, то естьспособным ставить цели и осуществлять их — обучение способам деятельности.

Организуя учебный процесс, нужно постоянноиметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию,требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен бытьдоступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех вучёбе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом,вызывающим желание учиться. Очень важно организовать дифференцированный подходк учащимся, способствующий организации возможностей каждого из них.

Ди.фф.ер.ен.ци.ро.ва.нн.ый по.дх.од со.зд.аё.т ус.ло.ви.я для ма.кс.им.ал.ьн.ог.о ра.зв.ит.ия де.те.й с ра.зн.ым ур.ов.не.м сп.ос.об.но.ст.ей: для ре.аб.ил.ит.ац.ии от.ст.аю.щи.х и для пр.од.ви.ну.то.го об.уч.ен.ия тех, кто сп.ос.об.ен уч.ит.ьс.я с оп.ер.еж.ен.ие.м. Это ре.ше.ни.е не да.нь мо.де, а жи.зн.ь, до.ка.за.вш.ая, что лю.ди всё-та.ки ро.жд.аю.тс.я ра.зн.ым.и. В ми.ре, ни.гд.е, ни в чём нет ра.ве.нс.тв.а, так и нет со.ве.рш.ен.но од.ин.ак.ов.ых де.те.й. Нет да.же дв.ух ра.вн.ых ли.ст.оч.ко.в на од.но.м де.ре.ве.

Гл.ав.на.я це.ль ра.бо.ты с де.ть.ми — на.уч.ит.ь их мы.сл.ит.ь. Им.ен.но по.эт.ом.у уч.ен.ик.и ст.ар.аю.тс.я вы.ра.жа.ть св.ои мы.сл.и в ус.тн.ой и пи.сь.ме.нн.ой фо.рм.е, ан.ал.из.ир.ов.ат.ь от.ве.ты св.ер.ст.ни.ко.в, с уд.ов.ол.ьс.тв.ие.м пр.ин.им.аю.т уч.ас.ти.е в сп.ор.ах по тем или ин.ым во.пр.ос.ам как с пр.еп.од.ав.ат.ел.ем, так и с кл.ас.со.м.

Де.ти вс.ег.да на.хо.дя.тс.я в по.ст.оя.нн.ом по.ис.ке, ка.жд.ый раз от.кр.ыв.ая для се.бя что-то но.во.е.

Из.ве.ст.но, что фо.рм.ир.ов.ан.ие лю.бы.х ум.ен.ий как ли.чн.ос.тн.ых но.во.об.ра.зо.ва.ни.й, в том чи.сл.е и об.ще.уч.еб.ны.х ум.ен.ий, во.зм.ож.но то.ль.ко в де.ят.ел.ьн.ос.ти [Вы.го.тс.ки.й, 2009].

Та.ки.м об.ра.зо.м, фо.рм.ир.ов.ан.ие лю.бо.го ум.ен.ия пр.ох.од.ит че.ре.з сл.ед.ую.щи.е эт.ап.ы:

1. Пр.ио.бр.ет.ен.ие пе.рв.ич.но.го оп.ыт.а вы.по.лн.ен.ия де.йс.тв.ия и мо.ти.ва.ци.я.

2. Фо.рм.ир.ов.ан.ие но.во.го сп.ос.об.а (ал.го.ри.тм.а) де.йс.тв.ия, ус.та.но.вл.ен.ие пе.рв.ич.ны.х св.яз.ей с им.ею.щи.ми.ся сп.ос.об.ам.и. Тр.ен.ин.г, ут.оч.не.ни.е св.яз.ей, са.мо.ко.нт.ро.ль и ко.рр.ек.ци.я. Ко.нт.ро.ль.

Сл.ед.ов.ат.ел.ьн.о, для то.го чт.об.ы сф.ор.ми.ро.ва.ть у уч.ащ.их.ся лю.бо.е ун.ив.ер.са.ль.но.е уч.еб.но.е де.йс.тв.ие (УУД) не.об.хо.ди.мо:

1) сф.ор.ми.ро.ва.ть пе.рв.ич.ны.й оп.ыт вы.по.лн.ен.ия эт.ог.о де.йс.тв.ия при из.уч.ен.ии ра.зл.ич.ны.х уч.еб.ны.х пр.ед.ме.то.в и мо.ти.ва.ци.

2) ос.но.вы.ва.яс.ь на им.ею.ще.мс.я оп.ыт.е, сф.ор.ми.ро.ва.ть по.ни.ма.ни.е сп.ос.об.а (ал.го.ри.тм.а) вы.по.лн.ен.ия со.от.ве.тс.тв.ую.ще.го УУД (или ст.ру.кт.ур.ы уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в це.ло.м);

3) сф.ор.ми.ро.ва.ть ум.ен.ие вы.по.лн.ят.ь из.уч.ен.но.е УУД по.ср.ед.ст.во.м вк.лю.че.ни.я его в пр.ак.ти.ку уч.ен.ия на пр.ед.ме.тн.ом со.де.рж.ан.ии ра.зн.ых уч.еб.ны.х ди.сц.ип.ли.н,

4) ор.га.ни.зо.ва.ть са.мо.ко.нт.ро.ль его вы.по.лн.ен.ия и при не.об.хо.ди.мо.ст.и ? ко.рр.ек.ци.

5) ор.га.ни.зо.ва.ть ко.нт.ро.ль ур.ов.ня сф.ор.ми.ро.ва.нн.ос.ти да.нн.ог.о УУД.

Те.ор.ет.ик.и и пр.ак.ти.ки со.вр.ем.ен.но.й пе.да.го.ги.че.ск.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти го.во.ря.т о не.об.хо.ди.мо.ст.и фо.рм.ир.ов.ан.ия ун.ив.ер.са.ль.ны.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий, что, не.по.ср.ед.ст.ве.нн.о об.ес.пе.чи.ва.ет ко.мп.ет.ен.ци.ю «ум.ет.ь уч.ит.ьс.я», а не то.ль.ко ос.во.ен.ие уч.ащ.им.ис.я оп.ре.де.ле.нн.ых зн.ан.ий и на.вы.ко.в в пр.ед.ел.ах от.де.ль.но вз.ят.ой ди.сц.ип.ли.ны. Да.нн.ый фа.кт св.ид.ет.ел.ьс.тв.уе.т о не.об.хо.ди.мо.ст.и об.ес.пе.чи.ть ра.зв.ив.аю.щи.й по.те.нц.иа.л но.во.го об.ра.зо.ва.те.ль.но.го ст.ан.да.рт.а [ФГ.ОС НОО, 2014].

Фо.рм.ир.ов.ан.ие ун.ив.ер.са.ль.ны.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий на ур.ок.е та.та.рс.ко.го яз.ык.а яв.ля.ет.ся од.но.й из ва.жн.ей.шихза.да.ч в св.ет.е вн.ед.ре.ни.я Фе.де.ра.ль.ны.х го.су.да.рс.тв.ен.ны.х об.ра.зо.ва.те.ль.ны.х ст.ан.да.рт.ов. 

Со.вр.ем.ен.ны.й мир ме.ня.ет.ся с ка.жд.ым го.до.м все бо.ле.е бы.ст.ры.ми те.мп.ам.и, уч.ен.ые ко.нс.та.ти.ру.ют фа.кт уд.во.ен.ия ин.фо.рм.ац.ии ка.жд.ые де.ся.ть лет, что с од.но.й ст.ор.он.ы яв.ля.ет.ся его сп.ец.иф.ик.ой, с др.уг.ой, тр.еб.уе.т из.ме.не.ни.я мн.ог.их си.ст.ем, в том чи.сл.е, об.ра.зо.ва.те.ль.но.й. В со.от.ве.тс.тв.ии с да.нн.ым фа.кт.ом, не.об.хо.ди.мо от.ме.ти.ть ва.жн.ос.ть для об.уч.аю.щи.хс.я не ст.ол.ьк.о на.ли.чи.я оп.ре.де.ле.нн.ых зн.ан.ий, ск.ол.ьк.о ов.ла.де.ни.е ко.мп.ет.ен.ци.ей «ум.ет.ь уч.ит.ьс.я», в св.яз.и с бы.ст.ры.м из.ме.не.ни.ем ак.ту.ал.ьн.ос.ти по.лу.че.нн.ых зн.ан.ий. В св.яз.и с чем, Фе.де.ра.ль.ны.м го.су.да.рс.тв.ен.ны.м об.ра.зо.ва.те.ль.ны.м ст.ан.да.рт.ом на.ча.ль.но.го об.ще.го об.ра.зо.ва.ни.я оп.ре.де.ле.ны в ка.че.ст.ве гл.ав.ны.х ре.зу.ль.та.то.в ли.чн.ос.тн.ые и ме.та.пр.ед.ме.тн.ые – ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия, а не пр.ед.ме.тн.ые. Как бы.ло ск.аз.ан.о вы.ше, од.на из пр.ио.ри.те.тн.ых за.да.ч со.вр.ем.ен.но.й си.ст.ем.ы об.ра.зо.ва.ни.я это фо.рм.ир.ов.ан.ие ун.ив.ер.са.ль.ны.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий, на.ли.чи.е ко.то.ры.х да.ет во.зм.ож.но.ст.ь уч.ащ.им.ся «ум.ет.ь 10 уч.ит.ьс.я», а та.кж.е ум.ет.ь са.мо.ра.зв.ив.ат.ьс.я и са.мо.со.ве.рш.ен.ст.во.ва.ть.ся. Да.нн.ые ум.ен.ия пр.ио.бр.ет.аю.тс.я в пр.оц.ес.се на.ко.пл.ен.ия со.ци.ал.ьн.ог.о оп.ыт.а. В да.нн.ом ко.нт.ек.ст.е, зн.ан.ия, ум.ен.ия и на.вы.ки мо.жн.о ра.сс.ма.тр.ив.ат.ь пр.ои.зв.од.ны.ми от со.от.ве.тс.тв.ую.щи.х ви.до.в це.ле.на.пр.ав.ле.нн.ых де.йс.тв.ий, т.е. фо.рм.ир.ую.щи.хс.я, пр.им.ен.яе.мы.х и ра.зв.ив.аю.щи.хс.я при ус.ло.ви.и на.ли.чи.я те.сн.ой св.яз.и с ак.ти.вн.ос.ть.ю об.уч.ае.мы.х [Бо.же.нк.ов.а, 2012].

Пр.оц.ес.сы, сп.ос.об.ст.ву.ющ.ие ра.зв.ит.ию ли.чн.ос.ти в си.ст.ем.е об.ра.зо.ва.ни.я до.лж.ны об.ес.пе.чи.ва.ть.ся по.ср.ед.ст.во.м фо.рм.ир.ов.ан.ия ун.ив.ер.са.ль.ны.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий (УУД), вы.ст.уп.аю.щи.е в да.нн.ом сл.уч.ае в ка.че.ст.ве ин.ва.ри.ан.тн.ой ос.но.вы об.ра.зо.ва.те.ль.но.го и во.сп.ит.ат.ел.ьн.ог.о пр.оц.ес.со.в. Ус.пе.шн.ое ос.во.ен.ие об.уч.аю.щи.мс.я ун.ив.ер.са.ль.ны.ми уч.еб.ны.ми де.йс.тв.ия.ми мо.же.т га.ра.нт.ир.ов.ат.ь на.ли.чи.е у них сп.ос.об.но.ст.и к са.мо.ра.зв.ит.ию и са.мо.со.ве.рш.ен.ст.во.ва.ни.ю, та.ки.ми ср.ед.ст.ва.ми как со.зн.ат.ел.ьн.ые и ак.ти.вн.ые сп.ос.об.ы ус.во.ен.ия не.об.хо.ди.мо.го со.ци.ал.ьн.ог.о оп.ыт.а. УУД пр.ед.ст.ав.ля.ют уч.ащ.им.ся во.зм.ож.но.ст.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но ус.во.ит.ь но.вы.е зн.ан.ий, ум.ен.ия, вк.лю.ча.я «ун.ив.ер.са.ль.но.е» ум.ен.ие уч.ит.ьс.я [Оц.ен.ка до.ст.иж.ен.ия.…, 2009].

Не.об.хо.ди.мо.ст.ь ра.зр.аб.ат.ыв.ат.ь но.вы.е по.дх.од.ы, об.ес.пе.чи.ва.ющ.ие об.но.вл.ен.ие об.ра.зо.ва.те.ль.но.й си.ст.ем.ы вы.зв.ан.а бо.ль.ши.м ко.ли.че.ст.во.м но.во.вв.ед.ен.ий, по.яв.ля.ющ.их.ся в со.вр.ем.ен.но.м пр.ос.тр.ан.ст.ве, вы.зв.ан.ны.е те.хн.ич.ес.ки.ми и со.ци.ал.ьн.ым.и из.ме.не.ни.ям.и в со.вр.ем.ен.но.м пр.ос.тр.ан.ст.ве. Ст.ои.т от.ме.ти.ть ос.об.ые из.ме.не.ни.я, им.ею.щи.е ме.ст.о в си.ст.ем.е це.нн.ос.те.й, в си.ст.ем.е со.ци.ал.ьн.ог.о ор.ие.нт.ир.ов.ан.ия де.те.й. Ка.жд.ое но.во.е по.ко.ле.ни.е де.те.й су.ще.ст.ве.нн.о от.ли.ча.ет.ся от пр.ед.ыд.ущ.ег.о, со.от.ве.тс.тв.ен.но до.лж.на ме.ня.ть.ся и об.ра.зо.ва.те.ль.на.я си.ст.ем.а, уч.ит.ыв.ая все ню.ан.сы и то.нк.ос.ти но.во.го по.ко.ле.ни.я. При от.су.тс.тв.ии об.но.вл.ен.ны.х об.ра.зо.ва.те.ль.ны.х пр.ог.ра.мм, во.зм.ож.но по.яв.ле.ни.я пр.об.ле.мн.ых си.ту.ац.ий, ре.ал.ьн.о за.тр.уд.ня.ющ.их пр.оц.ес.сы об.уч.ен.ия и во.сп.ит.ан.ия со.вр.ем.ен.но.го мо.ло.до.го по.ко.ле.ни.я. Ст.ои.т об.ра.ти.ть вн.им.ан.ие на не.ко.то.ры.е ре.ал.ьн.о су.ще.ст.ву.ющ.ие 11 пр.об.ле.мы: — за.ме.ще.ни.я од.ни.х ви.до.в де.ят.ел.ьн.ос.ти за.ня.ти.ям.и уч.еб.но.го ти.па, см.ещ.ен.ия сю.же.тн.о-ро.ле.во.й иг.ры с по.зи.ци.й ли.ди.ру.ющ.ей де.ят.ел.ьн.ос.ти, что ре.ал.ьн.о мо.же.т сп.ос.об.ст.во.ва.ть по.яв.ле.ни.ю тр.уд.но.ст.ей в пр.оц.ес.са.х, об.ес.пе.чи.ва.ющ.их ра.зв.ит.ие пр.ои.зв.ол.ьн.ог.о по.ве.де.ни.я, об.ра.зн.ог.о мы.шл.ен.ия, мо.ти.ва.ци.он.но.й сф.ер.ы, мо.жн.о го.во.ри.ть о том, что в да.нн.ом сл.уч.ае не об.ес.пе.чи.ва.ет.ся фо.рм.ир.ов.ан.ие пс.их.ол.ог.ич.ес.ко.й го.то.вн.ос.ти к шк.ол.ьн.ом.у об.ра.зо.ва.те.ль.но.му пр.оц.ес.су; — пс.их.ол.ог.и бь.ют тр.ев.ог.у по по.во.ду на.це.ле.нн.ос.ти вз.ро.сл.ых то.ль.ко на ин.те.лл.ек.ту.ал.ьн.ое ра.зв.ит.ие де.те.й, при эт.ом на.ме.ча.ет.ся яв.ны.й пр.ов.ал в сф.ер.е ду.хо.вн.о-нр.ав.ст.ве.нн.ог.о во.сп.ит.ан.ия и ли.чн.ос.тн.ог.о ра.зв.ит.ия, что мо.же.т пр.ив.ес.ти к по.те.ре ин.те.ре.са к пр.оц.ес.су об.уч.ен.ия об.уч.аю.щи.хс..зы.ва.ет оп.ас.ен.ие, по.ст.оя.нн.о по.вы.ша.ющ.ий.ся ур.ов.ен.ь ин.фо.рм.ир.ов.ан.но.ст.и ре.бё.нк.а, при эт.ом, ин.фо.рм.ац.ия ча.ст.о не.га.ти.вн.ог.о ха.ра.кт.ер.а и не.со.от.ве.тс.тв.ую.ща.я во.зр.ас.тн.ым ос.об.ен.но.ст.ям де.те.й. Ос.об.ен.но это ка.са.ет.ся ср.ед.ст.в ма.сс.ов.ой ин.фо.рм.ац.ии (те.ле.ви.де.ни.е) и се.ти Ин.те.рн.ет, ко.то.ры.е в на.ст.оя.ще.е вр.ем.я иг.ра.ют не по.сл.ед.ню.ю ро.ль в фо.рм.ир.ов.ан.ии ка.рт.ин.ы ми.ра ре.бё.нк.а, не вс.ег.да по.ло.жи.те.ль.но..да.го.ги.че.ск.ое со.об.ще.ст.во оз.аб.оч.ен.о тем, что со.вр.ем.ен.ны.е де.ти не лю.бя.т чи.та.ть, ос.об.ен.но в сл.уч.ая.х, ко.гд.а ре.чь ид.ет о кл.ас.си.че.ск.ой и ху.до.же.ст.ве.нн.ой ли.те.ра.ту.ре, в св.яз.и с тем что, те.ле.ви.де.ни.е, фи.ль.мы, ви.де.о вы.те.сн.яю.т ли.те.ра.ту.рн.ое чт.ен.ие. Да.нн.ая си.ту.ац.ия пр.ов.оц.ир.уе.т тр.уд.но.ст.и и пр.об.ле.мы шк.ол.ьн.ог.о об.уч.ен.ия, св.яз.ан.ны.е с от.су.тс.тв.ие.м у де.те.й на.вы.ко.в см.ыс.ло.во.го ан.ал.из.а те.кс.та су.ще.ст.ву.ющ.их жа.нр.ов, на.вы.ко.в фо.рм.ир.ов.ан.ия вн.ут.ре.нн.ег.о пл.ан.а де.йс.тв.ий, на.вы.ко.в ло.ги.че.ск.ог.о мы.шл.ен.ия и во.об.ра.же.ни.я [Ра.зв.ит.ие об.ще.уч.еб.ны.х, 2006].

Во вр.ем.я об.уч.ен.ия в мл.ад.ше.й шк.ол.е по.др.аз.ум.ев.ае.тс.я, что уч.ащ.ие.ся до.лж.ны ов.ла.де.ть сп.ос.об.ам.и по.зн.ав.ат.ел.ьн.ой, тв.ор.че.ск.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти, 12 пр.ио.бр.ес.ти ко.мм.ун.ик.ат.ив.ны.е и ин.фо.рм.ац.ио.нн.ые ум.ен.ия, по.дг.от.ов.ит.ся к сл.ед.ую.щи.м ст.уп.ен.ям об.ра.зо.ва.ни.я. На да.нн.ом эт.ап.е ра.зв.ит.ия об.ра.зо.ва.те.ль.но.й си.ст.ем.ы мн.ог.им пе.да.го.га.м не.об.хо.ди.мо на.уч.ит.ьс.я пе.ре.ст.ра.ив.ат.ь мы.шл.ен.ие, в со.от.ве.тс.тв.ии с по.яв.ле.ни.ем но.вы.х за.да.ч. В да.нн.ом сл.уч.ае не ст.ои.т го.во.ри.ть о ка.рд.ин.ал.ьн.ом из.ме.не.ни.и об.ра.зо.ва.те.ль.но.й си.ст.ем, од.на.ко ре.ал.из.ац.ия но.во.го об.ра.зо.ва.те.ль.но.го ст.ан.да.рт.а по.др.аз.ум.ев.ае.т, на.ли.чи.е но.вы.х ум.ен.ий и зн.ан.ий у уч.ит.ел.ей, вы.хо.дя.щи.х за ра.мк.и их пр.ед.ме.то.в. Да.нн.ые пр.оф.ес.си.он.ал.ьн.ые зн.ан.ия и ум.ен.ия по.зв.ол.ят пе.да.го.га.м в по.лн.ой ме.ре ра.зв.ив.ат.ь ли.чн.ос.ть уч.ащ.ег.ос.я, сп.ос.об.ст.во.ва.ть фо.рм.ир.ов.ан.ию у них ун.ив.ер.са.ль.ны.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий, сп.ос.об.ст.ву.ющ.их их ус.пе.шн.ом.у об.уч.ен.ию на сл.ед.ую.щи.х ст.уп.ен.ях об.ра.зо.ва.ни.я, и в да.ль.не.йш.ей пр.оф.ес.си.он.ал.ьн.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти [Ме.дв.ед.ев.а, 2011].

Ст.ои.т от.ме.ти.ть, что ус.пе.хи в уч.еб.е на пр.от.яж.ен.ии об.уч.ен.ия в на.ча.ль.но.й шк.ол.е не бу.ду.т до.ст.иг.ну.ты без фо.рм.ир.ов.ан.ия у уч.ащ.их.ся мл.ад.ши.х кл.ас.со.в уч.еб.ны.х ум.ен.ий. Да.нн.ые ум.ен.ия по.зв.ол.яю.т вн.ес.ти оп.ре.де.ле.нн.ый вк.ла.д в пр.оц.ес.с ра.зв.ит.ия по.зн.ав.ат.ел.ьн.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти уч.ащ.ег.ос.я, так как пр.ед.ст.ав.ля.ют со.бо.й об.ще.уч.еб.ны.е ум.ен.ия, т. е. не на.хо.дя.тс.я в же.ст.ко.й за.ви.си.мо.ст.и от со.де.рж.ан.ия ко.нк.ре.тн.ой ди.сц.ип.ли.ны. В да.нн.ом сл.уч.ае ка.жд.ый уч.еб.ны.й пр.ед.ме.т в за.ви.си.мо.ст.и от сп.ец.иф.ик.и со.де.рж.ан.ия им.ее.т св.ое ме.ст.о в об.ра.зо.ва.те.ль.но.й си.ст.ем.е. Пр.ак.ти.че.ск.и с пе.рв.ых ур.ок.ов об.уч.ен.ия гр.ам.от.е пе.ре.д ре.бе.нк.ом по.ст.ав.ле.ны уч.еб.ны.е за.да.чи, и на на.ча.ль.но.м эт.ап.е со.вм.ес.тн.о с пе.да.го.го.м, а за.те.м са.мо.ст.оя.те.ль.но он до.лж.ен на.уч.ит.ьс.я об.ъя.сн.ят.ь по.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ть уч.еб.ны.х оп.ер.ац.ий (де.йс.тв.ий), ос.ущ.ес.тв.ля.ем.ых в пр.оц.ес.се их ре.ше.ни.я. На.пр.им.ер, при пр.ов.ед.ен.ии зв.ук.ов.ог.о ан.ал.из.а, уч.ащ.ие.ся пе.рв.ог.о кл.ас.са до.лж.ны ор.ие.нт.ир.ов.ат.ьс.я на мо.де.ль сл.ов.а и да.ть его ка.че.ст.ве.нн.ую ха.ра.кт.ер.ис.ти.ку. Да.нн.ые де.йс.тв.ия по.др.аз.ум.ев.аю.т на.ли.чи.е у де.те.й не.об.хо.ди.мы.х на.вы.ко.в: ум.ен.ие оп.ре.де.ля.ть ко.ли.че.ст.во зв.ук.ов в сл.ов.е, 13 ус.та.на.вл.ив.ат.ь их по.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ть, пр.ов.од.ит.ь «ка.че.ст.ве.нн.ый» ан.ал.из ка.жд.ог.о зв.ук.а (гл.ас.ны.й, со.гл.ас.ны.й, мя.гк.ий, тв.ер.ды.й со.гл.ас.ны.й), ум.ен.ие об.оз.на.ча.ть ка.жд.ый зв.ук со.от.ве.тс.тв.ую.щи.м цв.ет.ом. На.ча.ль.ны.й эт.ап об.уч.ен.ия по.др.аз.ум.ев.ае.т, что пе.ре.чи.сл.ен.ны.е де.йс.тв.ия уч.ащ.ий.ся вы.по.лн.яе.т как пр.ед.ме.тн.ые, а со вр.ем.ен.ем он уч.ит.ьс.я ис.по.ль.зо.ва.ть ал.го.ри.тм, ко.то.ры.й ст.ан.ов.ит.ся ун.ив.ер.са.ль.ны.м ал.го.ри.тм.ом, пр.им.ен.им.ым и к др.уг.им ди.сц.ип.ли.на.м. Та.ки.м об.ра.зо.м, гл.ав.ны.м ре.зу.ль.та.то.м об.уч.ен.ия ст.ан.ов.ит.ся то, что уч.ащ.ий.ся, ов.ла.де.в ум.ен.ие.м ст.ро.ит.ь пл.ан вы.по.лн.ен.ия уч.еб.но.й за.да.чи, уже не см.ож.ет ра.бо.та.ть по-др.уг.ом.у [Ос.мо.ло.вс.ка.я, 2012].

Те.рм.ин «ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия», в ши.ро.ко.м см.ыс.ле по.др.аз.ум.ев.ае.т ум.ен.ие уч.ит.ьс.я, т.е. уч.ащ.ие.ся об.ла.да.я да.нн.ым.и де.йс.тв.ия.ми пр.ио.бр.ет.аю.т сп.ос.об.но.ст.ь к са.мо.ра.зв.ит.ию и са.мо.со.ве.рш.ен.ст.во.ва.ни.ю бл.аг.од.ар.я со.зн.ат.ел.ьн.ом.у и ак.ти.вн.ом.у пр.оц.ес.су пр.ис.во.ен.ия но.во.го со.ци.ал.ьн.ог.о оп.ыт.а. Ор.ие.нт.ир.уя.сь на бо.ле.е уз.ки.й см.ыс.л да.нн.ог.о те.рм.ин.а, мы оп.ре.де.ли.м, что «ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия» это со.во.ку.пн.ос.ть сп.ос.об.ов де.йс.тв.ий об.уч.ае.мо.го, ко.то.ры.е пр.из.ва.ны об.ес.пе.чи.ть его сп.ос.об.но.ст.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но ус.во.ит.ь но.вы.е зн.ан.ия и ум.ен.ия в ра.мк.ах шк.ол.ьн.ой об.ра.зо.ва.те.ль.но.й пр.ог.ра.мм.ы и са.мо.му ор.га.ни.зо.ва.ть эт.от пр.оц.ес.с. Ос.ущ.ес.тв.ле.ни.е пр.оц.ес.са фо.рм.ир.ов.ан.ия ун.ив.ер.са.ль.ны.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий пр.ои.сх.од.ит по.ср.ед.ст.во.м ус.во.ен.ия уч.ащ.им.ис.я зн.ан.ий по ра.зн.ым уч.еб.ны.м ди.сц.ип.ли.на.м. Та.ки.м об.ра.зо.м, мо.жн.о ск.аз.ат.ь, что ка.жд.ая уч.еб.на.я ди.сц.ип.ли.на мо.же.т ра.ск.ры.ть для уч.ащ.их.ся во.зм.ож.но.ст.и, сп.ос.об.ст.ву.ющ.ие фо.рм.ир.ов.ан.ию УУД, при эт.ом да.нн.ый пр.оц.ес.с на.пр.ям.ую за.ви.си.м от пр.ед.ме.тн.ог.о со.де.рж.ан.ия и сп.ос.об.ов ор.га.ни.за.ци.и уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти уч.ащ.их.ся [Цу.ке.рм.ан, 2006].

Ст.ои.т по.дч.ер.кн.ут.ь та.ку.ю ха.ра.кт.ер.ис.ти.ку ис.сл.ед.уе.мы.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий, как ун.ив.ер.са.ль.но.ст.ь, что вы.ра.жа.ет.ся в их на.дп.ре.дм.ет.но.ст.и и ме.та.пр.ед.ме.тн.ос.ти; они пр.из.ва.ны об.ес.пе.чи.ва.ть це.ло.ст.но.ст.ь 14 об.ще.ку.ль.ту.рн.ог.о, ли.чн.ос.тн.ог.о и по.зн.ав.ат.ел.ьн.ог.о ра.зв.ит.ия; по.зв.ол.яю.т ос.ущ.ес.тв.ля.ть пр.ин.ци.п пр.ее.мс.тв.ен.но.ст.и су.ще.ст.ву.ющ.их ст.уп.ен.ей об.ра.зо.ва.те.ль.но.го пр.оц.ес.са; пр.ед.ст.ав.ля.ют со.бо.й ос.но.ву ор.га.ни.за.ци.и и ре.гу.ля.ци.и вс.ех ви.до.в де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.ае.мо.го не.за.ви.си.мо от их пр.ед.ме.тн.ог.о со.де.рж.ан.ия. Вы.ше.на.зв.ан.на.я ос.об.ен.но.ст.ь до.лж.на об.ес.пе.чи.ва.ть.ся тем, что ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия пр.ед.ст.ав.ля.ют со.бо.й об.об.ще.нн.ые сп.ос.об.ы де.йс.тв.ий, от.кр.ыв.аю.щи.е бе.зг.ра.ни.чн.ые во.зм.ож.но.ст.и уч.ащ.их.ся и в сф.ер.е уч.еб.ны.х пр.ед.ме.то.в, и в ст.ру.кт.ур.е не.по.ср.ед.ст.ве.нн.о уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти. В да.нн.ом ко.нт.ек.ст.е ст.ои.т об.ра.ти.ть вн.им.ан.ие та.кж.е и на то, на.ск.ол.ьк.о уч.ащ.ие.ся по.ни.ма.ют и ос.оз.на.ют це.ли ов.ла.де.ни.я ун.ив.ер.са.ль.ны.ми уч.еб.ны.ми де.йс.тв.ия.ми, со.де.рж.ан.ие их це.нн.ос.тн.о-см.ыс.ло.вы.х и оп.ер.ац.ио.на.ль.ны.х ха.ра.кт.ер.ис.ти.к. Об.об.ща.я вы.ше.ск.аз.ан.но.е, мо.жн.о ск.аз.ат.ь, что пр.оц.ес.с на.уч.ен.ия «ум.ен.ию уч.ит.ьс.я» по.др.аз.ум.ев.ае.т об.яз.ат.ел.ьн.ое ос.во.ен.ие вс.ех ко.мп.он.ен.то.в уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти, со.де.рж.ащ.их сл.ед.ую.щи.е ко.мп.он.ен.ты: уч.еб.ны.е мо.ти.вы, уч.еб.ну.ю це.ль, уч.еб.ну.ю за.да.чу, уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия и оп.ер.ац.ии (ор.ие.нт.ир.ов.ка, пр.ео.бр.аз.ов.ан.ие ма.те.ри.ал.а, ко.нт.ро.ль и оц.ен.ка) [Пр.ог.ра.мм.а фо.рм.ир.ов.ан.ия, 2009].

Ст.ан.да.рт.ны.е тр.еб.ов.ан.ия к ре.зу.ль.та.та.м ос.во.ен.ия ос.но.вн.ой об.ра.зо.ва.те.ль.но.й пр.ог.ра.мм.ы на.ча.ль.но.го об.ще.го об.ра.зо.ва.ни.я, ус.та.но.вл.ен.ны.е ФГ.ОС, об.ра.ща.ют ос.об.ое вн.им.ан.ие на пр.оц.ес.сы ов.ла.де.ни.я ун.ив.ер.са.ль.ны.ми уч.еб.ны.ми де.йс.тв.ия.ми. Уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия, яв.ля.ющ.ие.ся со.ст.ав.но.й ча.ст.ью уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти, по.др.аз.ум.ев.аю.т де.йс.тв.ия, им.ею.щи.е ра.зн.оо.бр.аз.ны.е на.зн.ач.ен.ия. Ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия яв.ля.ют.ся об.яз.ат.ел.ьн.ой со.ст.ав.ля.ющ.ей пр.оц.ес.со.в ор.га.ни.за.ци.и и ос.ущ.ес.тв.ле.ни.и уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти. Пр.ак.ти.ку.ющ.ие пе.да.го.ги ув.ер.ен.ы, что уч.ащ.ий.ся, ос.во.ив.ши.й 15 ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия, мо.же.т ус.пе.шн.о ов.ла.де.ть лю.бо.й уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ть.ю. Пр.оц.ес.с ус.во.ен.ия уч.ащ.им.ис.я уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти по.др.аз.ум.ев.ае.т ов.ла.де.ни.е ими пр.ед.ме.тн.ым.и и по.зн.ав.ат.ел.ьн.ым.и де.йс.тв.ия.ми. Как и вс.як.ая де.ят.ел.ьн.ос.ть, уч.еб.на.я де.ят.ел.ьн.ос.ть вк.лю.ча.ет в се.бя от.де.ль.ны.е ко.мп.он.ен.ты: де.йс.тв.ия, оп.ер.ац.ии, мо.ти.вы, за.да.чи. Уч.ен.ые го.во.ря.т о на.ли.чи.и су.щн.ос.тн.ых ха.ра.кт.ер.ис.ти.к уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти, ко.то.ры.е от.ли.ча.ют ее от др.уг.их ви.до.в де.ят.ел.ьн.ос.ти: 1) уч.еб.на.я де.ят.ел.ьн.ос.ть им.ее.т оп.ре.де.ле.нн.ую на.пр.ав.ле.нн.ос.ть на ов.ла.де.ни.е уч.еб.ны.м ма.те.ри.ал.ом и ре.ше.ни.е уч.еб.ны.х за.да..оц.ес.се уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти пр.ои.сх.од.ит ос.во.ен.ие об.щи.ми сп.ос.об.ам.и де.йс.тв.ий и на.уч.ны.х по.ня.ти..оц.ес.сы ов.ла.де.ни.я об.щи.ми сп.ос.об.ам.и де.йс.тв.ий пр.ед.ше.ст.ву.ют фо.рм.ир.ов.ан.ию ум.ен.ия ре.ша.ть за.да.чи; 4) уч.еб.на.я де.ят.ел.ьн.ос.ть мо.же.т пр.ив.ес.ти к из.ме.не.ни.ям са.мо.го су.бъ.ек.та де.ят.ел.ьн.ос.ти; 5) пр.оц.ес.сы из.ме.не.ни.я пс.их.ич.ес.ки.х св.ой.ст.в и по.ве.де.ни.я уч.ащ.их.ся пр.ои.сх.од.ят в те.сн.ой вз.аи.мо.св.яз.и с ре.зу.ль.та.та.ми со.бс.тв.ен.ны.х де.йс.тв.ий уч.ащ.их.ся [Пл.ан.ир.уе.мы.е ре.зу.ль.та.ты, 2009].

Та.ки.м об.ра.зо.м, пр.ое.кт.ир.ов.ан.ие ур.ок.ов по фо.рм.ир.ов.ан.ию УУД – де.ло не.пр.ос.то.е, но се.го.дн.я – это тр.еб.ов.ан.ие вр.ем.ен.и. Так как со.вр.ем.ен.но.е об.ще.ст.во за.пр.аш.ив.ае.т че.ло.ве.ка об.уч.ае.мо.го, сп.ос.об.но.го са.мо.ст.оя.те.ль.но уч.ит.ьс.я и мн.ог.ок.ра.тн.о пе.ре.уч.ив.ат.ьс.я в те.че.ни.е вс.ей жи.зн.и.

Ес.ли ко.ро.тк.о сф.ор.му.ли.ро.ва.ть за.да.чу, ко.то.ру.ю ре.бё.но.к до.лж.ен на.уч.ит.ьс.я ст.ав.ит.ь пе.ре.д со.бо.й на пр.от.яж.ен.ии вс.ег.о ку.рс.а об.уч.ен.ия, она бу.де.т зв.уч.ат.ь так — уч.ит.ь се.бя. Это оз.на.ча.ет, что шк.ол.ьн.ик не ра.вн.од.уш.ен к той де.ят.ел.ьн.ос.ти,  ко.то.ро.й за.ни.ма.ет.ся, ос.оз.на.ет ва.жн.ос.ть по.лу.че.ни.я зн.ан.ий, ум.ее.т ст.ав.ит.ь пр.об.ле.мн.ые во.пр.ос.ы и на.хо.ди.ть пу.ти для их ре.ше.ни.я, ан.ал.из.ир.уе.т св.ою де.ят.ел.ьн.ос.ть, оц.ен.ив.ае.т ус.пе.хи, оп.ре.де.ля.ет пр.ич.ин.ы ош.иб.ок и не.уд.ач. И в ре.ше.ни.и эт.ой за.да.чи гл.ав.но.е ме.ст.о за.ни.ма.ет фо.рм.ир.ов.ан.ие си.ст.ем.ы ун.ив.ер.са.ль.ны.х уч.еб.ны.х де.йс.тв.ий (УУД).

Об.об.ща.я мо.жн.о ск.аз.ат.ь, что ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия:

— об.ес.пе.чи.ва.ют уч.ащ.ем.ус.я во.зм.ож.но.ст.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но ос.ущ.ес.тв.ля.ть де.ят.ел.ьн.ос.ть уч.ен.ия, ст.ав.ит.ь уч.еб.ны.е це.ли, ис.ка.ть и ис.по.ль.зо.ва.ть не.об.хо.ди.мы.е ср.ед.ст.ва и сп.ос.об.ы их до.ст.иж.ен.ия, ум.ет.ь ко.нт.ро.ли.ро.ва.ть и оц.ен.ив.ат.ь уч.еб.ну.ю де.ят.ел.ьн.ос.ть и ее ре.зу.ль.та.ты;

— со.зд.аю.т ус.ло.ви.я ра.зв.ит.ия ли.чн.ос.ти и ее са.мо.ре.ал.из.ац.ии на ос.но.ве «ум.ен.ия уч.ит.ьс.я» и со.тр.уд.ни.ча.ть со вз.ро.сл.ым.и и св.ер.ст.ни.ка.ми. Ум.ен.ие уч.ит.ьс.я во вз.ро.сл.ой жи.зн.и об.ес.пе.чи.ва.ет ли.чн.ос.ти го.то.вн.ос.ть к не.пр.ер.ыв.но.му об.ра.зо.ва.ни.ю, вы.со.ку.ю со.ци.ал.ьн.ую и пр.оф.ес.си.он.ал.ьн.ую мо.би.ль.но.ст.— об.ес.пе.чи.ва.ют ус.пе.шн.ое ус.во.ен.ие зн.ан.ий, ум.ен.ий и на.вы.ко.в, фо.рм.ир.ов.ан.ие ка.рт.ин.ы ми.ра, ко.мп.ет.ен.тн.ос.те.й в лю.бо.й пр.ед.ме.тн.ой об.ла.ст.и по.зн.ан.ия.

Ов.ла.де.ни.е уч.ащ.им.ис.я ун.ив.ер.са.ль.ны.ми уч.еб.ны.ми де.йс.тв.ия.ми со.зд.аю.т во.зм.ож.но.ст.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но.го ус.пе.шн.ог.о ус.во.ен.ия но.вы.х зн.ан.ий, ум.ен.ий и ко.мп.ет.ен.тн.ос.те.й на ос.но.ве фо.рм.ир.ов.ан.ия ум.ен.ия уч.ит.ьс.я. Эта во.зм.ож.но.ст.ь об.ес.пе.чи.ва.ет.ся тем, что ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия – это об.об.ще.нн.ые де.йс.тв.ия, по.ро.жд.аю.щи.е ши.ро.ку.ю ор.ие.нт.ац.ию уч.ащ.их.ся в ра.зл.ич.ны.х пр.ед.ме.тн.ых об.ла.ст.ях по.зн.ан.ия и мо.ти.ва.ци.ю к об.уч.ен.ию.

Та.ки.м об.ра.зо.м, УУД – это со.во.ку.пн.ос.ть сп.ос.об.ов де.йс.тв.ий, ко.то.ра.я об.ес.пе.чи.ва.ет сп.ос.об.но.ст.ь об.уч.аю.ще.го.ся к са.мо.ст.оя.те.ль.но.му ус.во.ен.ию но.вы.х зн.ан.ий, вк.лю.ча.я и ор.га.ни.за.ци.ю са.мо.го пр.оц.ес.са ус.во.ен.ия.

 

1.2. Ис.по.ль.зо.ва.ни.еун.ив.ер.са.ль.ны.хуч.еб.ны.хфо.рмна ур.ок.ахта.та.рс.ко.гояз.ыка

Сл.ед.уе.т от.ме.ти.ть, что при фо.рм.ир.ов.ан.ии по.зн.ав.ат.ел.ьн.ых УУД уч.ит.ел.ь до.лж.ен об.ра.ща.ть вн.им.ан.ие на ус.та.но.вл.ен.ие св.яз.ей ме.жд.у вв.од.им.ым.и по.ня.ти.ям.и и пр.ош.лы.м оп.ыт.ом де.те.й с це.ль.ю об.ле.гч.ен.ия во.сп.ри.ят.ия и ос.мы.сл.ен.ия уч.еб.но.го ма.те.ри.ал.а.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

В со.ст.ав.е ос.но.вн.ых ви.до.в УУД мо.жн.о вы.де.ли.ть 4 бл.ок.а:

1.                  ли.чн.ос.тн.ые;

2.                  ре.гу.ля.ти.вн.ые;

3.                  по.зн.ав.ат.ел.ьн.ые;

4.                  ко.мм.ун.ик.ат.ив.ны.е.

Ли.чн.ос.тн.ые УУД – это фо.рм.ир.ов.ат.ь ум.ен.ие вы.ск.аз.ыв.ат.ь св.оё от.но.ше.ни.е к ге.ро.ю, вы.ра.жа.ть св.ои эм.оц.ии; ум.ен.ие оц.ен.ив.ат.ь св.ои по.ст.уп.ки, со.гл.ас.но си.ту.ац.ии и со.от.но.си.ть по.ст.уп.ки ге.ро.ев с со.бс.тв.ен.но.й то.чк.ой зр.ен.ия. Ли.чн.ос.тн.ые ун.ив.ер.са.ль.ны.е уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия об.ес.пе.чи.ва.ют це.нн.ос.тн.о-см.ыс.ло.ву.ю ор.ие.нт.ац.ию об.уч.аю.щи.хс.я (ум.ен.ие со.от.но.си.ть по.ст.уп.ки и со.бы.ти.я с пр.ин.ят.ым.и эт.ич.ес.ки.ми пр.ин.ци.па.ми, зн.ан.ие мо.ра.ль.ны.х но.рм и ум.ен.ие вы.де.ли.ть нр.ав.ст.ве.нн.ый ас.пе.кт по.ве.де.ни.я) и ор.ие.нт.ац.ию в со.ци.ал.ьн.ых ро.ля.х и ме.жл.ич.но.ст.ны.х от.но.ше.ни.ях. Ли.чн.ос.тн.ые УУД — это ум.ен.ия са.мо.ст.оя.те.ль.но де.ла.ть св.ой вы.бо.р в ми.ре чу.вс.тв, це.нн.ос.те.й и от.ве.ча.ть за св.ой вы.бо.р. На ур.ок.ах та.та.рс.ко.го яз.ык.а ли.чн.ос.тн.ые ре.зу.ль.та.ты до.ст.иг.аю.тс.я с по.мо.щь.ю ли.те.ра.ту.рн.ых пр.ои.зв.ед.ен.ий и те.кс.то.в из уч.еб.ни.ко.в. На ур.ок.ах под ру.ко.во.дс.тв.ом уч.ит.ел.я уч.ен.ик уч.ит.ся:

— ос.оз.на.ва.ть ро.ль яз.ык.а и ре.чи в жи.зн.и лю.де.

— эм.оц.ио.на.ль.но «пр.ож.ив.ат.ь» те.кс.т, вы.ра.жа.ть св.ои эм.оц.ии;

— по.ни.ма.ть эм.оц.ии др.уг.их лю.де.й, со.чу.вс.тв.ов.ат.ь, со.пе.ре.жи.ва.ть, пр.ед.по.ла.га.ть и пр.ог.но.зи.ро.ва.ть бу.ду.щи.е со.бы.ти.

— вы.ск.аз.ыв.ат.ь св.оё от.но.ше.ни.е к ге.ро.ям пр.оч.ит.ан.ны.х пр.ои.зв.ед.ен.ий, к их по.ст.уп.ка.

— пр.ид.ум.ыв.ат.ь ок.он.ча.ни.я ис.то.ри.и или  не.ок.он.че.нн.ог.о те.кс.та;

— са.мо.ст.оя.те.ль.но оп.ре.де.ля.ть и вы.ск.аз.ыв.ат.ь са.мы.е пр.ос.ты.е, об.щи.е для вс.ех пр.ав.ил.а по.ве.де.ни.я.

Ос.но.вн.ая за.да.ча на ур.ок.ах — ра.зв.ит.ие у де.те.й та.ки.х со.ци.ал.ьн.ых ка.че.ст.в, как то.ва.ри.ще.ст.во, ув.аж.ен.ие к ст.ар.ши.м, до.бр.от.а, че.ст.но.ст.ь, тр.уд.ол.юб.ие, бе.ре.жл.ив.ос.ть, ди.сц.ип.ли.ни.ро.ва.нн.ос.ть, лю.бо.зн.ат.ел.ьн.ос.ть, ст.ре.мл.ен.ие бы.ть си.ль.ны.м, ло.вк.им, зд.ор.ов.ым. Эти ва.жн.ые об.ще.ст.ве.нн.о-зн.ач.им.ые ка.че.ст.ва ра.зв.ив.аю.тс.я на ка.жд.ом ур.ок.е че.ре.з ра.зл.ич.ны.е фо.рм.ы ра.бо.ты:

— ин.те.лл.ек.ту.ал.ьн.ые, ро.ле.вы.е иг.ры;

— гр.уп.по.во.е чт.ен.ие;

— об.су.жд.ен.ие пр.оч.ит.ан.но.го;

— ра.бо.та с по.сл.ов.иц.ам.

— ра.бо.та в гр.уп.па.

— вы.по.лн.ен.ие ра.зл.ич.ны.х по.ру.че.ни.й и т.д.

Ре.гу.ля.ти.вн.ые УУД – это пр.еж.де вс.ег.о це.ле.по.ла.га.ни.е, пл.ан.ир.ов.ан.ие, пр.ог.но.зи.ро.ва.ни.е, ко.нт.ро.ль, ко.рр.ек.ци.я, оц.ен.ка. Со.гл.ас.но со.вр.ем.ен.ны.м тр.еб.ов.ан.ия.м ст.ан.да.рт.а не.об.хо.ди.мо фо.рм.ир.ов.ат.ь ум.ен.ие уч.ащ.их.ся ра.бо.та.ть по пр.ед.ло.же.нн.ом.у пл.ан.у и пл.ан.ир.ов.ат.ь уч.еб.ну.ю де.ят.ел.ьн.ос.ть в со.от.ве.тс.тв.ии с по.ст.ав.ле.нн.ой за.да.че.й.

На ур.ок.ах та.та.рс.ко.го яз.ык.а уч.ен.ик уч.ит.ся:

— вы.ск.аз.ат.ь св.оё пр.ед.по.ло.же.ни.е на ос.но.ве те.кс.та уч.еб.ни.ка;

— оц.ен.ив.ат.ь уч.еб.ны.е де.йс.тв.ия в со.от.ве.тс.тв.ии с уч.еб.но.й за.да.че.

— ос.ущ.ес.тв.ля.ть по.зн.ав.ат.ел.ьн.ую и ли.чн.ос.тн.ую ре.фл.ек.си.ю.

— пр.ин.им.ат.ь уч.еб.ну.ю за.да.чу;

— ст.ав.ит.ь це.ль (це.ль.ю вс.ег.да яв.ля.ет.ся ус.тр.ан.ен.ие во.зн.ик.ше.го за.тр.уд.не.ни.я);

— со.гл.ас.ов.ыв.ат.ь те.му ур.ок.

— вы.би.ра.ть сп.ос.об ус.тр.ан.ен.ия во.зн.ик.ше.го за.тр.уд.не.ни.

— ст.ро.ит.ь пл.ан до.ст.иж.ен.ия це.ли и оп.ре.де.ля.ть ср.ед.ст.ва  до.ст.иж.ен.ия це.ли. Эт.им пр.оц.ес.со.м ру.ко.во.ди.т уч.ит.ел.ь: в пе.рв.ых по.ра.х с по.мо.щь.ю по.дв.од.ящ.ег.о ди.ал.ог.а, за.те.м – по.бу.жд.аю.ще.го, а за.те.м и с по.мо.щь.ю ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х ме.то.до.в.

Для по.ст.ан.ов.ки уч.еб.но.й за.да.чи мо.жн.о ис.по.ль.зо.ва.ть пр.иё.м «Пр.об.ле.мн.ая си.ту.ац.ия», ко.гд.а со.зд.аё.тс.я си.ту.ац.ия пр.от.ив.ор.еч.ия ме.жд.у из.ве.ст.ны.м и не.из.ве.ст.ны.м. По.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ть пр.им.ен.ен.ия да.нн.ог.о пр.иё.ма та.ко.ва:

— са.мо.ст.оя.те.ль.но.е вы.по.лн.ен.ие за.да.ни.

— ко.лл.ек.ти.вн.ая пр.ов.ер.ка ре.зу.ль.та.то.

— вы.яв.ле.ни.е пр.ич.ин ра.зн.ог.ла.си.й ре.зу.ль.та.то.в или за.тр.уд.не.ни.й вы.по.лн.ен.ия;

— по.ст.ан.ов.ка це.ли ур.ок.а.

Ср.ед.ст.во.м до.ст.иж.ен.ия ре.гу.ля.ти.вн.ых УУД на ур.ок.ах та.та.рс.ко.го яз.ык.а сл.уж.ат те.хн.ол.ог.ия пр.од.ук.ти.вн.ог.о чт.ен.ия и пр.об.ле.мн.о-ди.ал.ог.ич.ес.ка.я те.хн.ол.ог.ия.

Для пр.ив.ит.ия на.вы.ко.в са.мо.ст.оя.те.ль.но.й ра.бо.ты по ов.ла.де.ни.ю яз.ык.ом и ра.зв.ит.ия яз.ык.ов.ых и ре.че.мы.сл.ит.ел.ьн.ых сп.ос.об.но.ст.ей, ад.ек.ва.тн.ог.о во.сп.ри.ят.ия ис.по.ль.зо.ва.ни.я гр.ам.ма.ти.че.ск.их яв.ле.ни.й в ре.чи, ра.зв.ит.ия фу.нк.ци.й, св.яз.ан.ны.х с ре.че.во.й де.ят.ел.ьн.ос.ть.ю: мы.шл.ен.ия, па.мя.ти, во.сп.ри.ят.ия, во.об.ра.же.ни.я мо.жн.о пр.ед.ло.жи.ть уч.ащ.им.ся та.ки.е за.да.ни.я:

-пр.оч.ит.ай на.ча.ло ра.сс.ка.за и пр.ид.ум.ай пр.од.ол.же.ни.

-по.см.от.ри ча.ст.ь ка.рт.ин.ы и пр.ед.по.ло.жи, что на ней из.об.ра.же.но;

-по.дг.от.ов.ь пр.ез.ен.та.ци.ю или со.об.ще.ни.е по за.да.нн.ой те.ме;

-пр.ид.ум.ай за.га.дк.

-со.ст.ав.ь ча.йн.во.рд, кр.ос.св.ор.д, ре.бу.с с из.уч.ае.мы.ми сл.ов.ам.

-ко.нк.ур.сы со.чи.не.ни.й, ко.нк.ур.сы пе.ре.во.дч.ик.ов и т.д.

Ср.ед.ст.во.м фо.рм.ир.ов.ан.ия по.зн.ав.ат.ел.ьн.ых УУД на ур.ок.ах та.та.рс.ко.го яз.ык.а и ли.те.ра.ту.ры сл.уж.ат те.кс.ты уч.еб.ни.ко.в и их ме.то.ди.че.ск.ий ап.па.ра.т, об.ес.пе.чи.ва.ющ.ие фо.рм.ир.ов.ан.ие фу.нк.ци.он.ал.ьн.ой гр.ам.от.но.ст.и, т.е. пе.рв.ич.ны.х на.вы.ко.в ра.бо.ты с ин.фо.рм.ац.ие.й. Уч.ен.ик уч.ит.ся:

— от.ли.ча.ть но.во.е от уже из.ве.ст.но.го;

— ор.ие.нт.ир.ов.ат.ьс.я в уч.еб.ни.ке, на.хо.ди.ть от.ве.ты на во.пр.ос.ы, ис.по.ль.зу.я уч.еб.ни.к, св.ой жи.зн.ен.ны.й оп.ыт и ин.фо.рм.ац.ию, по.лу.че.нн.ую на ур.ок.

— ра.бо.та.ть со сл.ов.ар.ям.

— ср.ав.ни.ва.ть и гр.уп.пи.ро.ва.ть пр.ед.ме.ты, об.ъе.кт.ы, по.ня.ти.

— де.ла.ть вы.во.ды в ре.зу.ль.та.те со.вм.ес.тн.ой ра.бо.ты кл.ас.са и уч.ит.ел.

— пр.ео.бр.аз.ов.ыв.ат.ь ин.фо.рм.ац.ию из од.но.й фо.рм.ы в др.уг.ую;

— по.др.об.но пе.ре.ск.аз.ыв.ат.ь не.бо.ль.ши.е те.кс.ты.

— ум.ен.ие из.вл.ек.ат.ь ин.фо.рм.ац.ию из сх.ем, ил.лю.ст.ра.ци.й, те.кс.то.

— ум.ен.ие пр.ед.ст.ав.ит.ь по.лу.че.нн.ую ин.фо.рм.ац.ию в ви.де те.кс.та, сх.ем.

— ум.ен.ие об.об.щи.ть или ко.нк.ре.ти.зи.ро.ва.ть ма.те.ри.ал пр.оз.аи.че.ск.ог.о или ст.их.от.во.рн.ог.о те.кс.та;

Для до.ст.иж.ен.ия та.ки.х ре.зу.ль.та.то.в, как пр.ио.бр.ет.ен.ие зн.ан.ий о ст.ро.е та.та.рс.ко.го яз.ык.а, его си.ст.ем.е, ос.об.ен.но.ст.ях, сх.од.ст.ве и ра.зл.ич.ии с ру.сс.ки.м яз.ык.ом, уд.ов.ле.тв.ор.ен.ие ли.чн.ых по.зн.ав.ат.ел.ьн.ых ин.те.ре.со.в, сп.ос.об.но.ст.и к им.ит.ац.ии, к вы.яв.ле.ни.ю яз.ык.ов.ых за.ко.но.ме.рн.ос.те.й, к вы.яв.ле.ни.ю гл.ав.но.го, к ло.ги.че.ск.ом.у из.ло.же.ни.ю пр.ед.ла.га.ют.ся де.тя.м та.ки.е за.да.ни.я:

— пр.оч.ит.ай от.ры.вк.и из те.кс.та и со.ед.ин.и их в ло.ги.че.ск.ом по.ря.дк.

— оз.аг.ла.вь пр.оч.ит.ан.ны.й те.кс.т, ар.гу.ме.нт.ир.уй св.ой ва.ри.ан.

— ср.ав.ни те.кс.ты и ук.аж.и их ра.зл.ич.ия;

— на.ри.су.й ри.су.но.к к од.но.му из те.кс.то.в и пр.ед.ло.жи ре.бя.та.м оп.ре.де.ли.ть, к ка.ко.му те.кс.ту на.ри.со.ва.н ри.су.но.

— до.по.лн.и сл.ов.ар.ны.й ми.ни.му.м по те.ме, ис.по.ль.зу.я сл.ов.ар.

— со.ст.ав.ь па.мя.тк.у, шп.ар.га.лк.у по пр.ой.де.нн.ой те.ме;

— дай ли.те.ра.ту.рн.ый пе.ре.во.д ст.их.от.во.ре.ни.я или пр.оз.

— от.ме.ть са.мы.е сл.ож.ны.е сл.ов.а, в ко.то.ры.х ре.бя.та де.ла.ют ош.иб.ки;

— вы.бе.ри за.да.ни.е се.бе сам и т. д.

Ос.но.вн.ым пр.ин.ци.по.м со.вр.ем.ен.но.й ме.то.ди.ки пр.еп.од.ав.ан.ия та.та.рс.ко.го яз.ык.а яв.ля.ет.ся ко.мм.ун.ик.ат.ив.на.я на.пр.ав.ле.нн.ос.ть об.уч.ен.ия. Ра.бо.та в па.ра.х и ма.лы.х гр.уп.па.х не.об.хо.ди.ма на вс.ех ст.ад.ия.х из.уч.ен.ия яз.ык.а, в со.ве.рш.ен.ст.во.ва.ни.и вс.ех яз.ык.ов.ых на.вы.ко.в: чт.ен.ия, пи.сь.ма, ау.ди.ро.ва.ни.я и ос.об.ен.но в ус.тн.ой ре.чи. Ко.мм.ун.ик.ат.ив.ны.е УУД фо.рм.ир.ую.тс.я в пр.оц.ес.се пр.од.ук.ти.вн.ог.о чт.ен.ия и ор.га.ни.за.ци.и ра.бо.ты в па.ра.х или гр.уп.па.х. Ко.мм.ун.ик.ат.ив.ны.е УУД — это ра.зв.ит.ие ум.ен.ий об.ща.ть.ся, сл.ыш.ат.ь, сл.уш.ат.ь и по.ни.ма.ть па.рт.не.ра, пл.ан.ир.ов.ат.ь и со.гл.ас.ов.ан.но вы.по.лн.ят.ь со.вм.ес.тн.ую де.ят.ел.ьн.ос.ть, ра.сп.ре.де.ля.ть ро.ли, вз.аи.мн.о ко.нт.ро.ли.ро.ва.ть де.йс.тв.ия др.уг др.уг.а, ум.ет.ь до.го.ва.ри.ва.ть.ся, ве.ст.и ди.ал.ог, пр.ав.ил.ьн.о вы.ра.жа.ть св.ои мы.сл.и в ре.чи, ув.аж.ат.ь в об.ще.ни.и и со.тр.уд.ни.че.ст.ве па.рт.не.ра и са.мо.го се.бя.

Ко.мм.ун.ик.ат.ив.ны.е УУД – это:

— ум.ен.ие сл.уш.ат.ь др.уг.их до ко.нц.

— ст.ро.ит.ь св.оё ре.че.во.е вы.ск.аз.ыв.ан.ие по.ня.тн.о для ок.ру.жа.ющ.их;

— ум.ен.ие вы.ск.аз.ыв.ат.ь мы.сл.и вс.лу.

— ум.ен.ие ра.бо.та.ть в па.ре и гр.уп.пе (чт.ен.ие по це.по.чк.е).

Для до.ст.иж.ен.ия да.нн.ых ре.зу.ль.та.то.в мо.жн.о ис.по.ль.зо.ва.ть та.ки.х за.да.ни.й как:

— по.дг.от.ов.ит.ь ди.ал.ог по те.ме как об.ра.зе.

— на.йт.и оп.ре.де.лё.нн.ый ма.те.ри.ал в Ин.те.рн.ет.

— по.дг.от.ов.ит.ь ко.нт.ро.ль.ны.е во.пр.ос.ы по те.ме;

— со.ст.ав.ит.ь те.ст и пр.ов.ес.ти ан.ке.ти.ро.ва.ни.е по за.да.нн.ой те.ме и т.д.

Кр.ат.ко, УУД пр.ед.ст.ав.ля.ют со.бо.й це.ло.ст.ну.ю си.ст.ем.у, в ко.то.ро.й мо.жн.о вы.де.ли.ть вз.аи.мо.св.яз.ан.ны.е и вз.аи.мо.об.ус.ла.вл.ив.аю.щи.е ви.ды де.йс.тв.ий: ко.мм.ун.ик.ат.ив.ны.е – об.ес.пе.чи.ва.ющ.ие со.ци.ал.ьн.ую ко.мп.ет.ен.тн.ос.ть, по.зн.ав.ат.ел.ьн.ые – об.ще.уч.еб.ны.е, ло.ги.че.ск.ие, св.яз.ан.ны.е с ре.ше.ни.ем пр.об.ле.мы, ли.чн.ос.тн.ые – оп.ре.де.ля.ющ.ие мо.ти.ва.ци.он.ну.ю ор.ие.нт.ац.ию, ре.гу.ля.ти.вн.ые – об.ес.пе.чи.ва.ющ.ие ор.га.ни.за.ци.ю со.бс.тв.ен.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти.  Фо.рм.ир.ов.ан.ие УУД яв.ля.ет.ся це.ле.на.пр.ав.ле.нн.ым, си.ст.ем.ны.м пр.оц.ес.со.м, ко.то.ры.й ре.ал.из.уе.тс.я че.ре.з все пр.ед.ме.тн.ые об.ла.ст.и и вн.еу.ро.чн.ую де.ят.ел.ьн.ос.ть.

Та.ки.м об.ра.зо.м, на ур.ок.е та.та.рс.ко.го яз.ык.а пр.ои.сх.од.ит фо.рм.ир.ов.ан.ие вс.ех ви.до.в УУД с пр.ио.ри.те.то.м ра.зв.ит.ия це.нн.ос.тн.о-см.ыс.ло.во.й сф.ер.ы и ко.мм.ун.ик.ац.ии.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет