X-PDF

Методическая разработка на тему: «Работа над гаммами в классе баяна — аккордеона»

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯШКОЛА ИСКУССТВ»

КОРСАКОВСКОГОГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МАУДО «ДШИ»)

 

 

 

Методическаяразработка

«Работанад гаммами в классе баяна — аккордеона»

 

 

Подготовил:

Преподавательаккордеона

ФилипповП.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Корсаков2020

СОДЕРЖАНИЕ:

 Введение……………………………………………………………………………3

1. Гаммы иарпеджио как один из важнейших элементов исполнительской техники баяниста –аккордеониста………………………………………………4

2. Важностьизучения и работы над гаммами……………………………………4

3. Особенностиработы в процессе изучения гамм, арпеджио, аккордов……..5

 Заключение…………………………………………………………………………8

 Список используемойлитературы……………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра намузыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видовчеловеческой деятельности, который требует своей реализации и высокую степеньличностного развития в целом, и отлаженную работу психических процессов — воли,внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречнуюсогласованность тонких физических движений. Высокого художественного результатаневозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений,через которые он и раскрывает при помощи музыкального инструмента свои мысли ичувства. Поэтому, вопрос о воспитании и развитии технических навыков учащихсяактуален на разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне – искусство практическое,требующее определенных технических навыков. Техника аккордеониста, многие еевиды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть еюневозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом.Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 6 – летнего возраста, что впервую очередь связано с трудностями приобретения технических навыков. Поэтомукультура работы над техникой относится к наиболее важным вопросам методикиобучения игре на аккордеоне. Целью начального обучения игре на инструментеявляется постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональныхнавыков, сохраняя при этом его эмоциональную увлеченность музыкой. В музыкально-исполнительскомискусстве технике отводится значительное место, в то же время техника — несамоцель, а лишь средство воплощения художественного содержания музыкальногопроизведения.

 

 

2. Гаммы иарпеджио как один из важнейших элементов исполнительской техники баяниста –аккордеониста.

Гаммы и арпеджиоявляются важнейшим материалом для работы аккордеонистов — баянистов надразвитием и совершенствованием исполнительской техники. Систематическая ипоследовательная работа над этим материалом — необходимое условие выработкиосновных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами и арпеджиопомогает преодолеть многие технические трудности: —  позволяет лучше сделатьвыбор рациональной аппликатуры; —  создает легкую и свободную пальцевуюбеглость; —  улучшает туше; —  способствует координации движений обеих рук; — способствует плавности ведения меха и смены направления его движения; — помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов. Разучивание гамми арпеджио следует начинать в медленном темпе.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

3. Важностьизучения и работы над гаммами.

Изучение гамм науроках требует особого внимания в силу следующих причин:

 1. Гаммы, а такжеаккорды и арпеджио развивают ладовый, мелодический и гармонический слух(учащиеся различают мажорное и минорное отклонение гамм, ощущают ладовыефункции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический,усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторонутонов-полутонов).

2. Гаммыспособствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев,совершенствуется техника).

 3. Гаммынеобходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы нужны дляпонимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы помогаютразвитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиесязнакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий: звукоряд,гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио …).Важно указать (с самого начала работы над гаммами) учащимся ясную цель: длячего изучаются гаммы и пользу, какую они могут принести для музыкальногоразвития каждого.

4. Особенностиработы в процессе изучения гамм, арпеджио, аккордов.

После того, как таили иная гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении, рекомендуетсяпереходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамическихоттенках. Быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио.При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу.Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового идвигательного контроля: — за минимально ровным звуком и плавной сменойнаправления движений меха; — за строгим соблюдением указанной аппликатуры; — заестественностью и экономностью движений пальцев, кисти и предплечья; — зачеткостью пальцевого удара; — за   точностью   выполнения   определенного  метроритмического рисунка и штрихов; — за точностью координации движенийпальцев при исполнении обеими руками. Работу над арпеджио можно начинать совторой половины первого! года обучения. Подготовить ученика к игре арпеджиоследует на материале гармонических фигураций, встречающихся в этюдах илиупражнениях.

 Кисть руки делаетминимальное движение от первого к пятому пальцу. Первый палец после снятия склавиши плавно подтягивается к остальным.) В начале осваиваются арпеджиокороткие и ломаные, позже — длинные. При игре аккордов следует обращатьвнимание ученика на одновременность действий всех играющих пальцев. Конечнымрезультатом изучения гамм и арпеджио должно быть умение исполнять их совершенносвободно и легко в любых темпах, в различных метроритмических рисунках иштрихах (как отдельными, так и обеими руками одновременно). Гаммы и упражнения— не простое ежедневное занятие, а необходимое условие для успешноготехнического продвижения вперед.

Наиболее важным этапомразвития исполнительской техники является работа над гаммами. Основнаятрудность этого этапа заключается в том, что при восходящем и нисходящемдвижении необходимо овладеть навыками подкладывания пальцев. При восходящемдвижении подкладывается первый палец, при нисходящем – третий и четвертый.Необходимо добиться плавного и свободного движения кисти во время подкладыванияпальца. При этом нужно контролировать ровность звучания мелодии. Кроме того,необходимо учитывать индивидуальные особенности строения исполнительского аппаратакаждого учащегося. Исходя из этого, нужно найти наиболее целесообразныедвижения руки при подкладывании пальцев.

Овладев различнымиперемещениями рук по клавиатуре, можно начинать освоение мажорных и минорныхгамм. На начальном этапе рекомендуется играть гаммы До мажор, Соль мажор, Ремажор, ля минор, ми минор, ре минор (гармонические и мелодические виды).Работая над гаммами необходимо добиваться предельной точности в ритме, штрихахи нюансе.            В любой музыке достаточно часто встречаются гаммаобразныемелодические движения. Поэтому, знать аппликатуру гамм учащемуся крайне необходимо,чтобы уметь практиковать ее в музыкальных произведений.

 В начальнойработе над техникой наряду с гаммами нужно играть короткие и длинные арпеджио.Эта работа осложняется необходимостью быстротой смены положений правой руки,освоение коротких арпеджио рекомендуется с игры аккордами, обращая внимание приэтом на одновременное нажатие клавиш и свободную, быструю перегруппировкупальцев перед аккордом. Справившись с этой задачей можно переходить карпеджированию.

Культураисполнения аккордов, как и двойных нот, связаны со слуховым контролем атакизвуков аккорда и его снятия, а также точностью исполнения штриха.  Исполнениеаккордов требует быстрой перегруппировки пальцев.

Чередованиеаккордов в тесном и широком расположении делает задачу еще более сложной.Важной предпосылкой точного звукоизвлечения является предварительное осознанноепредставление исполняемого аккорда. Исполнение нескольких аккордов потребуетпредварительной структурной модели этой взаимосвязи.

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Играть быстро ииграть виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельнаябеготня по клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра –целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического элемента ксвоей логической вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волюв соответствии с музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждыйпассаж будет звучать как бы бесповоротно и неотвратимо.

В принципе каждыйбаянист-аккордеонист находит для себя удобное движение пальцев, кисти рук, тоесть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно необязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам, склонным кавторитарным методам занятий с учениками.

Техника ни в коеймере не должна стать самоцелью.

Техника — этосредство для создания музыкально – художественного образа.

Значит, в конечномсчете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача замыслакомпозитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным запасомтехнических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнеевозможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания.

 

 

 

 

 

 

Списокиспользуемой литературы:

1. Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне» Издательство Владимира Катанского 2008 год.

2. Бирмак О. «Охудожественной технике пианиста» Музыка 1973 год.

3. Нейгауз Г. « Обискусстве фортепианной игры» Москва 1961 год.

4. Имханицкий М.И.« Вопросы современного баянного и  аккордеонного искусства». Академия музыкиим. Гнесиных 2010 год.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет