Выступление напедагогическом совете «Развитие интеллектуально-художественного потенциаладетей: проблема, поиск и пути решения»
Тема: «Игровые технологии Е. Алябьевой в развитииречи и воображения детей 6-7 лет» (из опыта работы)
Учитель начальныхклассов: Федорова Е.Ю.
Интеллектуальноевоспитание — это форма организации воспитательно-образовательного процесса,которая обеспечивает каждому ребенку индивидуальную педагогическую помощь сцелью развития его интеллектуальных возможностей. В среднем дошкольномвозрасте начинает преобладать активное воображение. Ребенок приобретаетсамостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ееопережать. Работа по формированию воображения представляет собой системупоэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия проводиться всей группой.
Взадачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащениеих сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полнойи обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи,обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперированияпредставлениями — для развития собственно воображения.
Занятия поинтеллектуальному развитию детей направлено на развитие воображения и речи удетей 6-7 лет. Программа рассчитана на 18 часов. Имеется учебный план, в которомотражены темы занятий, согласно которому они проводятся 2 раз в месяц. Занятияпроводятся по книги Елены Алексеевны Алябьевой «Развитие воображения и речи детей6-7 лет», осуществляются в форме игр – путешествий включающих в себя этюды,игры – импровизации, психогимнастику. Это способствует развитию диалогической имонологической речи, звуковой культуры языка. На занятиях очень частоиспользуются стихотворения, которые дети не только читают, но и обыгрывают,ритмически оформляют. Это в свою очередь, влияет на память, развитие чувстваритма и темпа.
Но самое важноеусловие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферыпринятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своейуспешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особоговнимания и подготовительной работы.
Мырасширили содержание занятий предлагаемых автором. Для того чтобы интеллектребенка развивался в полной мере необходимо задействовать все психически процессы:внимание, память, воображение, мышление, речь. Занятия дополняем дидактическимииграми исходя из поставленных познавательных и развивающих задач.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Тема «Путешествиена луг»: « ЧТО не так», «Четвертый лишний».
Тема «Путешествиепо воздуху: «Найди не достающую деталь»
«Путешествие вдеревню» : «Ферма».
«Путешествие вместес капелькой» : «Капелька» (форма, цвет), «Радуга» (Цвет), «Что на что похоже».
«Путешествие влето» : «Один много», «Разноцветный мир», игра на мелкую моторику рук «Выложицветок из пуговиц», «Пиктограмма радости».
Занятиятребуют большой подготовительной работы, на каждого ребенка необходимонарисовать сюжет, к занятию «Путешествие к весне» — графический рисунок; силуэтчеловека для того чтобы дети дорисовали сосуды к занятию «Путешествие ворганизм человека». Так же проводится предварительная работа с детьми:заучивание стихотворений о цветах на занятие «Путешествие на луг», отрывков изпроизведений К. Чуковского, обыгрывание фрагментов из сказок – «путешествие всказку». Но нам помогает, что мы делимся материалом и то, что вы видите здесьэто совместный труд.
Занятия поинтеллектуальному развитию получили высокую оценку коллег и руководствадетского сада при проведении открытых просмотров.
