Методическаяразработка
круглогостола для воспитателей
дошкольныхобразовательных учреждений района
«Рольдидактических игр в умственном развитии детей.»
Цель:
Участники:
педагоги дошкольных образовательных учреждений района(воспитатели, старшие воспитатели,
узкие специалисты)
Условия и оборудование:зал, ноутбук, медиапроектор.
Форма проведения: двурядныйкруглый стол.
Этапы проведения, их задачи и время реализации:
1.Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.
Задача: вспомнитьпонятийный аппарат, сформировать мнение по теме
2.Круглый стол:
I этап .
Знакомство участников.
Задача: определения правил ирегламента круглого стола. Время 5 минут.
II этап .
Работа в малых группах с рабочими карточками
Задача: сформировать единоемнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ДОУ. Время15-20 минут
III этап.
Обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.
Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по темеи взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.
IV этап.
Практическое задание. Обменопытом . Дидактические игры созданные посредством ИКТ-технологии
Задача: определение практических путей работы по теме круглого стола.Время 5 -10 минут
V этап.
Подведение итогов
Задача: рефлексия участников. Время 5 минут
Организацияработы круглого стола
I этап
Участники усаживаются в малые группы (представители одногообразовательного учреждения — 2-3 человека)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рассмотрим вопрос Дидактическиеигры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливаетсяживительным потоком представлений, понятий»
В.А.Сухомлинский.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью иудивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов –помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскуюпотребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.
Основной посыл ФГОС ДОО – обогащение условий развитиядошкольников.
Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллектаиграют дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большиевозможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешноиспользоваться и как форма развития, и как самостоятельная игроваядеятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения ивоспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессетаких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководствомвоспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставитцелью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.
Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет вформе двурядного круглого стола.
Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочиекарточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаювыделить 15-20 минут.
Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю откаждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будутучаствовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятсяслушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого столапоменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны.
Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий,остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение(30-40 минут).
В конце работы круглого стола мы делимся с коллегами идеямиразработок дидактических игр , созданных с помощью ИКТ технологии и подводимитоги.
Высогласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)
II этап
Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)
В каждой группе работают представители одного образовательногоучреждения.
III этап
Обсуждениевопросов за круглым столом.
№ |
Обсуждаемые вопросы |
Предполагаемые мнения участников |
1 |
Методика организации дидактических игр:
|
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение, анализ. |
2 |
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
|
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе занятия или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
|
3 |
Какие задачи успешно решаются помощью дидактических игр ?
|
Формирование системы научных знаний о природе и обществе. Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда. Воспитание познавательных интересов, любознательности. Формирование речи; пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи. |
4 |
Что включает в себя понятие — проведение дидактической игры:
|
Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); — определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения; какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе. Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157
|
5 |
Условия для проведения дидактической игры: |
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Последовательность и систематичность при использовании дидактических развивающих игр.
|
6 |
Дидактические игры способствуют развитию: |
— Мышление -сравнение — Память — анализ — Речь — классификация — Логика -обобщение — синтез |
7 |
Рекомендации по планированию дидактических игр:
|
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают. Дидактические игры кратковременны (10-20мин); Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на, прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать! — |
После обсуждения вопросов формируемвыводы по каждому вопросу:
1.
2.
3.
4.
5.
IV этап
Участники круглого стола представляют дидактические игры ,созданные с помощью ИКТ -технологий .(либо презентация, либо показ привезенныхс собой разработанных игр).
V этап
Рефлексия участников.
Ведущий:
Какие выводы вы сделали для себя?
Ответы участников.
Ведущий: Была литема круглого стола полезной?
Ответы участников:
— Обмен мнениями был очень полезен.
— Понравились конкретные примеры дидактических игр, которыедемонстрировали участники.
— Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами
образовательного учреждения.
Приложение1
«Круглыйстол»
«Рольдидактических игр в умственном развитии детей.»
|
Вопросы для обсуждения |
Тезисы ответов |
1 |
В чем заключается основа дидактической игры ? |
|
2 |
Чем отличается дидактическая игра от остальных игр для детей дошкольного возраста? |
|
3 |
Чем определяется дидактическая задача игры? |
|
4 |
Какие качества личности детей можно формировать средствами дидактической игры? Обоснуйте свой ответ. |
|
5 |
Какой характер носят правила дидактической игры? |
|
6 |
Педагогическая ценность дидактических игр. |
|