X-PDF

Методическая разработка. Роль дидактических игр у умственном развитии детей

Поделиться статьей

Методическаяразработка

 круглогостола для воспитателей

 дошкольныхобразовательных учреждений района

«Рольдидактических игр в умственном развитии детей.»

 

 

Цель:  

Участники:

педагоги дошкольных образовательных учреждений района(воспитатели, старшие воспитатели,

узкие специалисты)

Условия и оборудование:зал, ноутбук, медиапроектор.

Форма проведения: двурядныйкруглый стол.

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

1.Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.

Задача: вспомнитьпонятийный аппарат, сформировать мнение по теме

2.Круглый стол:

I этап .

Знакомство участников.

Задача: определения правил ирегламента круглого стола. Время 5 минут.

II этап .

Работа в малых группах с рабочими карточками

Задача: сформировать единоемнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ДОУ. Время15-20 минут

III этап.

Обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по темеи взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.

IV этап.

Практическое задание. Обменопытом . Дидактические игры созданные посредством ИКТ-технологии

Задача: определение практических путей работы по теме круглого стола.Время 5 -10 минут

V этап.

Подведение итогов

Задача: рефлексия участников. Время 5 минут

 

Организацияработы круглого стола

 

I этап

Участники усаживаются в малые группы (представители одногообразовательного учреждения — 2-3 человека)

ВедущийЗдравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рассмотрим вопрос Дидактическиеигры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО

Без игры нет и не  может быть полноценного умственного развития.Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливаетсяживительным потоком представлений, понятий»

В.А.Сухомлинский.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью иудивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов –помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскуюпотребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Основной посыл ФГОС ДОО – обогащение условий развитиядошкольников.

Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллектаиграют дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большиевозможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешноиспользоваться и как форма развития, и как самостоятельная игроваядеятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения ивоспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессетаких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководствомвоспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставитцелью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.

Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет вформе двурядного круглого стола.

 Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочиекарточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаювыделить 15-20 минут.

 Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю откаждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будутучаствовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятсяслушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого столапоменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны.

Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий,остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение(30-40 минут).

В конце работы круглого стола мы делимся с коллегами  идеямиразработок   дидактических  игр , созданных с помощью ИКТ технологии и подводимитоги.

Высогласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)

II этап

Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)

В каждой группе работают представители одного образовательногоучреждения.

III этап

Обсуждениевопросов за круглым столом.

 

Обсуждаемые вопросы

      Предполагаемые мнения участников

1

Методика организации дидактических игр:

 

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры,

её проведение,  анализ.

2

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

 

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе занятия или в свободное от занятий и других режимных процессов время);  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);  подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 

3

Какие задачи успешно  решаются  помощью дидактических игр ?

 

Формирование системы научных знаний о природе и обществе.

Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

 Воспитание познавательных интересов, любознательности.

 Формирование речи; пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи. 

4

Что включает в себя понятие — проведение дидактической игры:

 

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);   объяснение хода и правил игры.

При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

  — определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. 

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения; какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

 

5

Условия для проведения дидактической игры:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Последовательность и систематичность при использовании дидактических развивающих игр.

 

6

Дидактические игры     способствуют развитию:

         Мышление                      -сравнение

         Память                            — анализ

         Речь                                 — классификация

         Логика                             -обобщение

                                                    — синтез                               

7

Рекомендации по планированию дидактических игр:

 

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста основной формой организации учебного процесса.    

 Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.

 В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

 Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.  Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на, прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

          

 

 

После обсуждения вопросов формируемвыводы по каждому вопросу:

1

2.

3.

4.

5.

 

IV этап

Участники круглого стола представляют  дидактические игры ,созданные с помощью ИКТ -технологий .(либо презентация, либо показ привезенныхс собой разработанных игр).

V этап

Рефлексия участников.

Ведущий:

Какие выводы вы сделали для себя?

Ответы участников.

Ведущий: Была литема круглого стола полезной?

Ответы участников:

— Обмен мнениями был очень полезен.

— Понравились конкретные примеры дидактических игр, которыедемонстрировали участники.

— Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами

образовательного учреждения.

Приложение1

 

«Круглыйстол»

«Рольдидактических игр в умственном развитии детей.»

 

 

 

Вопросы для обсуждения

Тезисы ответов

1

 

В чем заключается основа дидактической игры ?

 

 

 

 

2

Чем отличается дидактическая игра от остальных игр для детей дошкольного возраста?

3

Чем определяется дидактическая задача игры?

4

Какие качества личности детей можно формировать средствами дидактической игры?

Обоснуйте свой ответ.

5

Какой характер носят правила дидактической игры?

 

 

6

Педагогическая ценность дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет