Нейродинамические игры, как фактор развития речи у дошкольниковс ТНР
Двигательное развитие ребенка – одно из наиболее интересных и,вместе с тем, не освоенных наукой, явлений. Педагоги и родители все больше ибольше узнают об особенностях психических процессов (восприятия, внимания,памяти, мышления) и поведения ребенка. Однако они совсем мало знают о той роли,которую двигательное развитие играет в общем, психическом становлении личностиребенка.
Естественное состояние души ребенка – движение. Он активен,любознателен и постоянно ищет возможность подвигаться. Мы, взрослые, особенно всовременной системе школьного образования, чаще всего видим свою задачу в том,чтобы успокоить «непоседу» и сделать все возможное, чтобы он «сидел смирно» и ненарушал обычного хода событий. Мы хотим и требуем, чтобы он смотрел, слушал ине двигался, т.е., ожидаем и поощряем в нем обездвиженное познание и«спокойное» поведение. А ведь движение заложено в нас самой Природой. Около 650мышц нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить нам жизнь и работу мозга!Движение также является источником радостного и непосредственного познания,продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт.
Хватает ли нам мудрости учиться у самой природы и у растущих детейи использовать тот потенциал развития, который дает движение? Чаще – нет, ибосами мы выросли в «обездвиженной» системе знаний и убеждений. Стиль нашеговоспитания и образования, ограничивающий движение ребенка, по сути, тормозитсамое важное для него — развитие. Может, поэтому огромное число наших детейформально усваивают знания, страдают из-за «абстрактного учения» и ихграмотность падает из года в год. Невозможность интегрировать интеллектуальныепроцессы с двигательными, на наш взгляд, являются одной из основных проблем длясовременного ребенка-школьника.
Что вбирает в себя та сфера, которую мы называемдвигательным развитием?
-становление рефлекторных младенческих движений и их интеграциямежду собой;
интеграцию младенческих рефлексов («динамических» или двигательныхи «позовых») с сознательно контролируемыми движениями;
-развитие у ребенка целостных схем движений тела (переворот сживота на спину и, наоборот; умение сидеть или стоять и пр.) и формированиепереходных движений (основных схем движений, обеспечивающих становление уменияпереворачиваться или садиться и пр.);
-становление различных систем координации движений (леваярука-правая рука, руки-глаза, руки – глаза -слух, руки-ноги и многие другие);
-развитие измерений тела – латеральности (взаимодействие левой иправой сторон и левого и правого полушарий головного мозга), центрации(взаимодействие «верха» и «низа» тела, неокортекса и среднего мозга) и фокуса(взаимодействие «переда» и «спины» тела, неокортекса и задних, стволовыхотделов мозга);
-становление базовых схем движений, обеспечивает формированиеумений и навыков
письма, чтения, игры на музыкальном инструменте и др.;
-развитие системы контролируемых движений (контроль положения телаво время ответов у доски, публичных выступлений, спортивных занятий ивыступлений, танцев и пр.);
-становление темпа и ритма движений;
-становление позы и формы тела;
-мышечное становление и развитие естественной закономернойнейрологии (ответной реакции) мышц (соответствующие природе процессы сокращенияи расслабления мышц, которые могут сложиться не правильно из-занесоответствующего реагирования на стрессовые, нейтральные и радостныесобытия);
-становление телесного кинестетического интеллекта (моторныйаспект сознания, поведения и деятельности);
-развитие связей между движениями и их схемами с эмоциональными ипознавательными психическими процессами и поведением.
Это создает базу для эффективного перехода человека на следующийэтап двигательного развития. В свою очередь, двигательное развитие становитсяосновой, обеспечивающей общее психическое становление. Так происходитинтеграция двигательного и общего психического линий развития. Эта интеграцияболее всего представлена на этапе младенческого и дошкольного развития. Неслучайно, многие известные психологи и педагоги утверждали мысль о том, чтоинтеллектуальное развитие ребенка зависит от двигательного (Ж. Пиаже(JanPiaget), Масару Ибука (MasaruIbuka), П.Ф. Лесгафт (P.F. Lesgaft), Л.С.Выготский (L.S. Vigotsky), Н.А. Бернштейн (N.A. Bernstein), М. Монтессори (М. Моnetessory)и др.).
В частности, японский исследователь Масару Ибука считает, чторазвитие одаренности ребенка до трех лет прямо пропорциональна двигательному.Следовательно, можно утверждать: чем больше и правильно, соответственновозрасту и природе двигается ребенок, тем активнее он развивает мыслительныепроцессы (сравнение, противопоставление, конкретизацию и обобщение), механизмывоображения, творческость, тем быстрее и активнее развивается его речь ипризнают важнейшую роль движения в процессе познания и личностного становленияребенка.
Ребенок начинает учиться движениям уже внутри утробы матери.Движения дают ему первые ощущения мира и знаменуют начало познания и опытадействия с законом земного притяжения. В последующем, после рождения, каждоедвижение, представляя собой сенсомоторное событие, ведет к углублению пониманияфизического мира, в рамках которого протекает весь процесс познания ребенкомнового. Так, движение головы приводит наши органы чувств (глаза, уши, нос иязык) в соответствующее положение для восприятия окружающей информации. Умелыедвижения глаз позволяют нам видеть на большом расстоянии, в трехмерноммасштабе, организовывать периферическое зрение и фокусировать взгляд на мелкомтексте. Благодаря тонким движениям рук мы можем касаться и манипулироватьразличными объектами мира бесконечно сложными и разнообразными способами.
Движение позволяет нам принять правильное положение тела длявосприятия запахов, которые вызовут в памяти те или иные события, для — звуков,которые позволят сформировать внутренние образы, необходимые длясамосохранения, понимания и пр. Мышцы и «телесная память» позволяют бегать,определить, где мы находимся, как двигаться изящно и с пониманием и создавать впроцессе движения что-то красивое и особенное. Движение помогает нашему лицуизобразить радость, печаль, злость и любовь, реализуя извечное человеческоежелание быть понятыми. Каждый раз, когда мы организованно, красиво двигаемся,происходит более полная активизация и интеграция деятельности мозга. Движениекак «ключ» открывает мир учения легко и естественно.
Задачи таких занятий:
развитие межполушарной специализации;
развитие межполушарного взаимодействия;
развитие комиссур (межполушарных связей);
синхронизация работы полушарий;
развитие мелкой моторики;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания;
развитие речи;
развитие мышления;
устранение дислексии и дисграфии.
Чем полезна нейрогимнастика для дошкольника?
Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решитьмассу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие.
Польза состоит в следующем:
стимулирует память, мыслительную деятельность;
помогает получить энергию, необходимую для обучения;
снижает утомляемость;
улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
повышает продуктивную работоспособность;
формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, чтонепременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад передаудиторией, а также сдавать экзамены.
Нейрогимнастика очень проста и доступна — упражнения можновыполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Если ребенкутребуется серьезное лечение, тогда его можно записать на занятия по ментальнойарифметике. Они направлены на активизацию и синхронизацию правого и левогополушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка, а также улучшаютего умственные способности.
Примеры нейроигр
1. Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга
· Возьмитесь за мочки ушей, потяните их вниз-вверх. Возьмитесь засреднюю часть ушей, потяните их вперед-назад и вправо-влево.
· Средними и указательными пальцами обеих рук одновременно«обрисовывайте» контур щек массирующими круговыми движениями.
· Откройте рот как можно шире и сделайте попытку зевнуть, надавливаяподушечками пальцев на сустав, который соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Онбудет натягиваться, и вы быстро найдете его.
2. Упражнения, направленные на улучшение качества переносаинформации из одного полушария в другое
· Веселая грядка
Ребенку необходимо раскладывать предметы в две корзинки. Если вназвании предмета присутствует звук [а], то нужно положить его в левуюкорзинку. Если звук [у] — в правую. Картинки с предметами выбирайте, исходя изпоставленной задачи.
· Чей предмет?
Из тазика с сухим содержимым (наполненного песком, фасолью,цветным рисом и т. д.) ребенок достает по одному предмету и кладет копределенному символу звука. Пример: если в названии есть звук [к] — кладемодной рукой, если в слове звук [ж] — кладем другой рукой.
· Волшебные палочки
Ребенок поочередно произносит слова, которые изображены накартинках. Ему показывают на карточку соответствующей трубочкой/палочкой(например, на картинку со звуком [в] — желтой, на картинку со звуком [р] —синей).
Всеэти упражнения могут выполняться на автоматизацию звуков, на различныелексические темы и т. д.
· Нос-ухо
Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой — за нос.После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельнос выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.
3. Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля(ритмичное изменение положений рук)
· Нейротаблицы
В этих играх нужно одновременно обеими руками находить одинаковыеобъекты с разных сторон. Объекты могут быть совершенно разные: птицы иживотные, числа, цифры, буквы и т. д.
· Кулачок-ладошка
Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку.Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяяударный слог.
· Зеркальное рисование способствуетвосприятию информации, улучшает ее запоминание. На чистом листе бумаги, взяв вобе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисоватьзеркально-симметричные рисунки, буквы, при этом проговаривая звуки, слоги илислова для автоматизации звуков.
Благодаря простоте иувлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное ихиспользование в логопедической работе оказывает положительное влияние накоррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояниефизического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатываетспособность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлениюнедостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Нейроигры можно применять не только для коррекцииразвития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормальноразвивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранныхупражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развиваетвзаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждениюопределенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения,также способствует развитию координации движений и психофизических функций.
