Урок литературного чтения в 1 классе
РАССКАЗЫО ДЕТЯХ.
В.ОСЕЕВА « ТРИ ТОВАРИЩА»
Цель деятельностипедагога:
Планируемые результаты (УУД):
личностные:
метапредметные:
предметные:
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, аудиозаписьпесни, выставка книг В.Осеевой словарь настроений; словарь характеристик,
Ход урока
I. Организационный момент.
— Прочтите девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надоуметь думать».
(СЛАЙД 1)
II. Актуализация знаний. Постановка целей.
— Сегодня мы продолжим знакомится с творчеством ВалентиныОсеевой. (СЛАЙД 1) Посмотрите на портрет писательницы и скажите, что вызнаете о ней.
( Родилась в Киеве в 1902 году. Отец- инженер-строитель,мать-корректор (проверяет текст на наличие ошибок) местной газеты. Мечталастать актрисой, но стала писательницей. Переехала в Москву и стала сочинятьувлекательные рассказы для беспризорников. Дети настояли, чтобы ВалентинаАлександровна отнесла свои рассказы в редакцию. Так начался творческий путьписательницы.)
-О чём и для кого писала она?
(Писала о детях и для детей. Учила думать о плохих ихороших поступках, о честности, об уважении и любви к людям, о чуткости к тем,кто нас окружает, о настоящей дружбе и друзьях)
— В.Осеева так писала о себе: «Когда я быламаленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что ямогла их прочитать сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, незадумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надоуметь думать».
— Эти словамамы В. Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.
III. Повторениепройденного. Упражнение в чтении.
— Вспомнимто, что изучали на предыдущих уроках
— Узнайте по картинкам название произведений В.Осеевой.(СЛАЙД2,3,4). Прочитайте изученные пословицы:
СЛАЙД «Кто наказал его?» Пословица: «Жизнь дана надобрые дела»;
— Какого качества характера не хватала героюрассказа «Кто наказал его?»
(Не хватает доброты.)
— А что такое доброта?
( Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружескоерасположение к людям, всё положительное, хорошее, полезное. Человеческаядоброта — самое удивительное явление в мире. Доброта избавляет нас отодиночества, душевных ран и непрошеных обид, она сближает как ничто другое).
СЛАЙД «Потерянный день». Пословица: «Минута часбережёт»;
— Какое правило завёл для себя Витя? ( Анализировать каждый прожитый день, что емуудалось сделать за день полезного или чему научится)
СЛАЙД «Просто старушка». Пословица: «Не торописьязыком, торопись делом».
-А сейчас я приглашаю посмотреть одну сценку, и вы должныугадать, что это за произведение .
Инсценирование рассказа В. Осеевой «ПРОСТО СТАРУШКА»
— Чему научил вас этот случай?
( Уважение и любви к людям, проявление чуткости к тем, ктонас окружает)
IV. Введение втему урока.
— Дети, ответьте мне, пожалуйста, кого можно назвать товарищем,другом ?
(Друг — этот тот, который может помочь в труднуюминуту, поддержать тебя во многих вопросах, он никогда не предаст, не обманет. Эточеловек, на которого можно положиться.)
СЛАЙД «Товарищ»
— Кто догадался, о чём мы сегодня будемговорить на уроке?
(О дружбе, о друзья)
V. Работа по теме урока.
1.
— Мы познакомимся с произведением В.А. Осеевой«Три товарища».
СЛАЙД «Три товарища».
2. Первичноезнакомство с произведением В. А. Осеевой «Три товарища» по учебнику.
3. М о д е л и р в а н и е обложки. Самостоятельнаяработа.
— Назовите автора и заглавие.
— К какому жанру относится это произведение?
— Как обозначим?
Провертьте себя по СЛАЙДУ «Модель обложки».
4. А н а л и з произведения
— Почему автор так назвала рассказ?
( Потому что это рассказ о трёх товарищах, обих отношении. Название рассказа заставляет задуматься над тем, каким долженбыть настоящий друг).
— Какое настроение испытывали, слушая этопроизведение? Чтобы ответить на этот вопрос, будем работать в парах и обратимсяк словарю настроений.
СЛАЙД «Работа со словарём настроений» в парах.
— Выберите из словарянастроений те слова, которые передают ваши чувства и настроение
— тревожное
— шутливое
— грустное
— беспокойное
— радостное
— печальное
СЛАЙД ОТВЕТ: тревожное, беспокойное,печальное)
.5. Повторное чтение рассказа детьми.
— В каких эпизодах при чтении вы испыталитревогу и почему?
( В разговоре Вити с Колей и Мишей. Все детизавтракали, Витя свой завтрак потерял и стоял в сторонке, а Коля и Мишаосуждали его и куда нужно класть завтрак).
— А когда настроение стало солнечным,светлым?
(При чтении третьей части рассказа, когдадругой ученик, ничего не говоря, поделился своим завтраком с Витей).
— Кто из героев рассказа вам понравился?Почему? (Володя…)
— Кто не понравился? Почему?
(Коля и Миша, потому что они не помоглитоварищу, не поделились с ним завтраком).
— Попробуйте определить те качества характера,которыми обладает Володя с помощью Словаря характеристик . Работа в парах.
СЛАЙД «Словарь характеристик»:
