Государственноеказенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) школа приисправительно-трудовых учреждениях Самарской области» филиал №5
Тема урока: «Дисперсиясвета»
сприменением технологии ИКТ
Класс 12
Дата проведения ———-
Подготовила ипровела: Савельева Э.Н.
2022г
Урок физики по теме Дисперсиясвета. 12-й класс
Цели:
ñ Образовательная:формирование знаний у учащихся о дисперсии, о спектральном составе белогосвета.
ñ Развивающая:продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи междуфактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
ñ Воспитательная:продолжить формирование познавательного интереса к предмету, коммуникативныхумений.
Тип урока – урокизучения и закрепления новых знаний.
Оборудование:компьютер, проектор, компьютерная презентация.
Организационныеформы и методы обучения: вводная беседа, беседа при формированиипонятий, беседа при подведении итогов урока, использование ИКТ.
Ходурока
І.Мотивация познавательной деятельности. Слайд1
Сегодня науроке мы рассмотрим очень интересное и необычное явление, благодаря которомуможно видеть наш окружающий мир цветным.
Почему мирдарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей?
ІІ.Изучение нового материала. Слайд 2
1. Опыты И.Ньютона по дисперсии.
Явлениедисперсии света первым начал изучать Исаак Ньютон и считается одной изважнейших его научных заслуг. Дисперсия была известна и ранее, но обстоятельноона не изучалась. Занимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратилвнимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено.Исследуя окрашенные при преломлении края, Ньютон сделал свои открытия в областиоптики.
Есливнимательно присмотреться к прохождению света через треугольную призму, томожно увидеть, что разложение белого света начинается сразу же, как только светпереходит из воздуха в стекло. В описанных опытах использовалась призма,изготовленная из стекла. Вместо стекла можно взять и другие прозрачные длясвета материалы. слайд3
2. Заданиягруппам:
1. Установитьзависимость показателя преломления от частоты волны.
2. Спомощью учебника объяснить явление дисперсии.
3.Выступления учащихся (обобщение результатов экспериментов):
1. Скоростьсвета зависит от среды.
2. Призмаразлагает свет.
3. Белыйсвет – сложный.
Итак,когда происходит разложение света на цвета?
Фронтальныйэксперимент: Слайды 4-5
Посмотритечерез скошенные грани плоскопараллельной пластинки на лампочку. Есть лиокраска?
1. Посмотритена свет через плоские стороны пластинки. Есть ли окраска?
2. Когдапроисходит разложение света на цвета?
Вывод: припрохождении света через вещество, имеющее преломляющий угол, происходитразложение света на цвета.
1. Толькобелый свет при прохождении через вещество, имеющее преломляющий угол,раскладывается на цвета.
2. Фиолетовыелучи преломляются сильнее красных: nф>nк, n=с/υ, υк > υф
Из явлениядисперсии следует, что волны, входящие в состав белого света, в веществераспространяются с различными скоростями: с наибольшей скоростьюраспространяется волны, которые мы воспринимаем как красный свет, и снаименьшей волны, воспринимаемые нами как фиолетовый свет.
3. Цветсвета зависит от частоты: υ =λν.
n=с/λν, νк<νф, nф > nк
Дисперсия– зависимость показателя преломления от частоты световой волны. Слайд 6
Электромагнитнаяволна определенной постоянной частоты называется монохроматической.
Спектр –совокупность монохроматических излучений, составляющих данное излучение.
Еще Ньютонсоставил перечень основных цветов спектра, которые легко запомнить с помощьюзнаменитой фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Резкойграницы между ними нет.
4. Примерыдисперсии слайд7-8
Давайтевместе ответим на вопросы:
1. Каквозникает радуга?
2. Почемурадуга имеет форму арки?
3. Почемурадуга кратковременна?
6.Обобщение материала по дисперсии Слайд 9
Подведение итоговурока.
