X-PDF

Нравственные чувства и стыд

Поделиться статьей

Тема: «Нравственные чувствачеловека: совесть и стыд».


Учитель: Жарая Е.П.
Класс: 7

Цели урока:  уточнить значение таких нравственных категорий, каксовесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе,давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, кразмышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

— умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

— овладение логическими действиями, сравнения, обобщения,установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;

— извлекатьинформацию из текста;

— устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД:

— понимать цель выполняемых действий.

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

-развитие этических чувств,  доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости.

-умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

— слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленнымизадачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

 определять ивысказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

 анализировать своии чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

сопоставлятьположительные и отрицательные поступки людей;

— ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступковокружающих людей;

Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, доска, толковый словарь

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

— Ребята, на прошлом уроке мы поговорили о морали, нравственности,добре и зле. Давайте проверим ваше домашнее задание по этой теме.

(Читают свои подготовленные рассказы и сказки)

3. Сообщение темы.

— Итак, вы уже знаете, что такое мораль и нравственность. Мораль -нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем иплохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести. На прошломуроке мы рассмотрели, что такое добро и злоА сегодня поговоримпро еще одно проявление нравственности. Посмотрите на картинки и скажите,какое.

(Стыд, совесть)

— Предположите, о чем вы сегодня узнаете на уроке.

(О том, что такое стыд и совесть, чем схожи и чем отличаются этипонятия, о значении в нашей жизни)

— Верно. Давайте запишем тему нашего урока: «Нравственныечувства человека: совесть и стыд.»

4. Изучение нового материала.

СОВЕСТЬ

Беседа

— Мораль и нравственность – основные философские категории,которые находятся в ведении науки этики. Обычно мораль закрепляет определенныенормы поведения человека в обществе. Нравственность неизменна посодержанию и проста по форме. Она  выражает интересы человека (ичеловечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаютсяотношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит,нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения. Вернопоступает тот человек, который совершает нравственные, высокоморальные поступки, даже об этом не задумываясь.

— Как вы думаете, а кто же контролирует нравственные ивысокоморальные поступки человека? Или, может, вообще не существуетконтроля? (Ответы детей)

— Конечно же, контроль существует, и даже двойной: контрольобщества (общественное мнение) и внутренний – самоконтроль человека, тоесть совесть. Давайте поговорим о ней.

Работа с текстом (раздаточный материал).

— Прочитайте статью о польском педагоге и враче по имени ЯнушКорчак.

Беседа

— О чем вы узнали из статьи?

— Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможностьу него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, что ничегоне сможет изменить в их судьбе? (Ответы детей)

— Конечно, это очень сложные вопросы, очень личные. Открыть истинунам смог бы только сам Януш Корчак. Мы можем только предполагать.

— Давайте порассуждаем. Когда пришли фашисты, они не щадилиникого. Как должен был поступить любой нормальный человек в этой ситуации?

(Бороться со злом всеми доступными способами)

— Действительно, он мог бы пойти в партизаны, уйти на фронт. Этимдетям помочь он не мог ничем, но мог бы спасти жизни других детей. Однако онизбрал свой путь: пошел на самопожертвование. Почему?

(Он любил этих детей, не мог допустить, чтобы дети остались одни втакой трагический момент, знал, что им нужна его поддержка)

— Можно ли считать, что поступок Корчака был продиктован ему егообщественным долгом? Может ли самопожертвование быть долгом учителя? (Нет)

 — А если посмотреть на ситуацию с точки зрения моральногодолга? В этом случае все решает сам человек лично, глубоко в своей душе, руководствуясьвнутренним голосом, внутренним моральным контролем. Корчак нашел единственныйприемлемый для себя вариант поведения – идти на казнь вместе с детьми.

— А теперь давайте вернемся к нашим теоретическим вопросам. Чтоэто такое – внутренний голос, внутренний моральный контроль?

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

(Совесть)

— Верно, речь идет о совести. Каждый шаг, каждое действие человекапроверяется внутри него его совестью. Запишите определение.

Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности,внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

СТЫД

— С понятием совесть неразрывно связано еще одно понятие – стыд.Вот как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля:

Стыд – это чувствосильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

— Древнегреческий философ Демокрит говорил:

«Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми засвое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой».

Согласны ли вы с таким высказыванием? Почему?

 

Интересные факты.

— Вам знакомо выражение «испанский стыд»?

Испанский стыд — это чувство глубокого смущения за действиядругих. 

Именно в испанском языке впервые появилось выражение «позор задругого».

 

5. Закрепление изученного.

Игра «Чего нужно стыдиться?»(в парах)

— Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему.Распределите на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

·        Физические недостатки

·        Некрасивые поступки

·        Поношенная, но аккуратнаяодежда

·        Старомодная одежда

·        Непрестижная работа родителей

·        Невежество, необразованность,безграмотность

·        Грубое, бездушное отношение клюдям

·        Ложь

·        Безразличие к людям

·        Добрые дела

Выполнение практического задания. Работа в группах.

— Каждая группа должна объяснить смысл выражения.

https://documents.infourok.ru/36eaff99-dac2-4457-8247-41359f2411d3/0/image001.png

 

Разбор ситуаций.

Ситуация 1. Вы покупаете в магазине молоко, и продавецпо ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как выпоступите? 

Ситуация 2. Вы весь диктант списали у соседки по парте.Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубыхошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Ситуация 3. На весенниеканикулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идетбурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП:кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии.Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок.Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс ипоездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можнотут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу?

Ситуация 4. Вы с другом нашли чужой мобильный телефон.Друг предлагает выбросить сим-карту и оставить телефон себе. Каковы будут вашидействия?

 

6. Подведение итогов.

— Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Сейчас яхочу познакомить вас с притчей о совести, которая, может быть, заставит васзадуматься.

 

Учителькак-то обратился к своим ученикам: Я беден, стар и слаб. Я учу вас многолет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить. Ученикиозадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города,слишком скупы были те. Но учитель продолжал: Я не призываю просить, нужнопросто пойти и взять! — Как? Украсть, стать ворами? — Аразве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли? -Но нас же поймают! — А вы сделайте так, чтобы никто неувидел.

Всезагалдели и начали обсуждать возможности добычи денег. И тут юноша, стоявший всторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал:Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить! -Почему? — На Земле нет такого местечка, где бы нас никто неувидел. Даже если никого нет рядом, есть я сам. Тот, который видит все. И лучшеуж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей.От сказанных слов лицо учителя просияло. Он подошел и крепко обнял своегоученика.

 

Рефлексия.

— Сейчас проделаем такое упражнение. Минутуподумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которыенам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать налисточках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда исейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

 

Выставление оценок.

Домашнее задание.

— Выучить понятия, подобрать три пословицы остыде и совести, объяснить их. По желанию – нарисуйте, какой вы представляетесвою совесть

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет