Конспект урока на тему:Общение
Цельурока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизнилюдей.
Задачи:
· Обучающая: Способствовать углублениюзнаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
· Развивающая: Развивать коммуникативныеУУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать вдиалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать своимысли.
· Воспитывающая: Воспитывать у учащихсяуважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемыерезультаты:
· Личностные – получение учащимисяопыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
· Предметные – осознание учащимисяроли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулироватьопределение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средстваобщения; формы общения.
· Метапредметные – приобретение учащимисязнаний и навыков культурного общения.
Типурока: урок формирования новых знаний
Ход урока
-Напредыдущих уроках мы с вами изучали тему «Человек среди людей».
-Давайте вспомним, а кто такой человек? (человек-существо биосоциальное(socitas — др.гр.-общество)
-Но между людьми существуют особые отношения. Как они называются? (межличностные)
-Что возникает у людей, если их отношения складываются удачно? (симпатия)
-А если неудачно, то, что возникает? (антипатия)
-Какими тремя словами подчеркиваются межличностные отношения? (взаимовосприятие,взаимодействие, взаимопонимание)
-Какоесамое важное условие межличностных отношений?
( понять друг друга)
Цельнашего урока: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.
Планурока:
1.Понятие общения.
2. Способы общения.
3. Правила общения.
.Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимсяподобрать ассоциации к слову общение
Детиназывают свои ассоциации к понятию “общение”.
Затем,задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать что такоеобщение?
Ученикиотвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.
Учительраздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательнопрочитать и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе.
Детив группах знакомятся с определениями понятия “общение” анализируют и подбираютдополнения к составленному кластеру. Учитель контролирует выполнение работы.
Философскийсловарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественныхсубъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмендеятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а такжерезультатами деятельности”
Психологическийсловарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления иразвития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместнойдеятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В толковомсловаре В. Даля слово “общаться” нет, есть слово Общать,общить что чему, приобщать, соединять, смешивать; считать вместе,заодно, приобщаться, соединяться, быть заодно;
||с кем, знаться, водиться, обращаться, дружиться;
Последополнения кластера ученики сами формулируют понятие общения.
Общение – формасвязи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.
Общение-этоширокое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходитобщение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им.Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону,разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжкимнаказанием является одиночное заключение.
Общатьсяне всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы ипоговорки. .
— Слово не стрела, а в сердцеязвит.
— Доброе слово дом построит, азлое разрушит.
— Много наговорено, да малопереварено
— Кто говорит, что хочет, самуслышит, чего не хочет.
Передвами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу
Качества, помогающие общению |
Качества, мешающие общению Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
ДружелюбиеЛюбознательность Внимательность Жадность ВысокомериеУважение
РавнодушиеПодлость Отзывчивость Зависть Честность Целеустремленность
ДобротаГнев Общительность, Восторг Чувство юмора Уважение
Итак,мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения
Оних вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (5 мин.)
Учитель: Назовитеспособы общения.
Учащиесяназывают способы общения:
Речевое (вербальное,словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты,интонация).
Средства |
|
Речевое общение |
Неречевое общение |
Средства:взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение,комплимент, мелодия, цветы, интонация
Вывод: в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. “Словомможно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести”.
Психологисчитают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условиемэффективного общения. Оказывается, что слова (которым мыпридаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значениянесут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.
Работапо группам.
Особенности общения |
||
Со сверстниками |
Со старшими |
С младшими |
Учащиесясамостоятельно формулируют правила общения, а затем каждая группа представляетсою работу. Правила общения с родителями, правила общения с одноклассниками,правила общения с младшими.
- уважение к возрасту старших
- сложность с пониманием относиться к фантазиям младших
- общение подразумевает полное равенство
- для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка
Такимобразом, ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним,интересен, глубок как вы сами поэтому:
“Попробуйте
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить”.
Итак,чтобы общения было полным, интересным, полезным важно приобщении соблюдать всепредложенные вами правила
Итак,мы с вами в начале урока поставили цель выяснить что такое общение и его роль вжизни людей? Анализируют свою деятельность по достижению цели.
.(Ролевая игра, затем обсуждение).
А)Поздоровайся с незнакомым человеком.
Б)Похвали человека за хороший поступок.
В)Заговори первым при встрече с человеком, с которым у тебя произошла ссора?
Г)Попроси приятеля о чем –то.
Учитель: Ребятаобщайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урокистинного общения.
Этапподведения итогов занятия.
Учитель:Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такоеобщение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в жизни? Почемунельзя прожить без общения? Почему без общения нет человека?
1. -черезобщение человек получает знания об окружающем мире;
2. -спомощью общения происходит передача опыта;
3. -усвоениетех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством;
4. -благодаряобщению люди учатся оценивать поступки и отношения;
5. -усваиваютправила поведения и применяют их на практике;
6. -такиеважнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность,доброта не только проявляются, но и формируются в общении;
7. -общениеспособствует развитию интересов человека или может тормозить его;
8. -любойчеловек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее кругобщения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.
Учитель:Параграф 8
