«Использование ЛЕГО-технологий
в коррекционно-логопедической работе с детьми»
Лего — конструктор на сегодняшнийдень — один из доступных и незаменимых материалов для занятий с детьми.Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с ЛЕГО, то в это время у негоразвивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравниватьпредметы, познавательная активность и эмоционально — волевая сфера. Во времяигры с ЛЕГО — конструктором включаются различные группы мышц, происходитформирование пальцевого праксиса. Тренируя пальцы, мы оказываем определённоевоздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и наразвитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитиемелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
Применение дидактическихупражнений с использованием ЛЕГО — элементов помогаетпроведению занятий по введению в грамоту, при коррекции звукопроизношения,формировании лексико-грамматических категорий, слого-войструктуры слова, развитии связной речи.
Ребенку в дошкольномвозрасте достаточно сложно понять термин «звук». Используя ЛЕГО,мы опираемся на его цветовую гамму. Детали красного цвета — гласные звуки,синего — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие. Предлагаем детямпровести звуковой анализ слога, слова.
С помощью коротких и длинныхкирпичиков, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). При работе ссхемой предложения мы используем кирпичикижелтого цвета. Деталь 2*6 – длинное слово, 2*2 – короткое слово, 1*1 – точка.
Работая с анализом и синтезом слогов,можно использовать человечков синего, красного изеленого цвета.
Вотнекоторые игры с использованием ЛЕГО-технологий. На самом деле перечень игрограничен только воображением педагога.
«Слоговая лесенка»
Цель:
Закрепить умение делить слова на слоги, определятьколичество слогов в слове
развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцеврук.
Материал:
КонструкторЛЕГО. Сконструированнаялестница из конструктора ЛЕГО.
Ход игры:
Взрослый называет слово, ребёнок произносит это слово по слогам.Каждая
ступенька — это слог. На какой ступеньке остановились пальчикиребёнка,
столько и слогов в заданном слове.
![]() |
«Гусеница»
Цель:
Закрепить умения придумывать слова назаданный звук; развитие фонема-
тического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры:
Дети, придумывая слова на заданный звук, конструируютиз ЛЕГО—элементов
гусеницу. Один кирпичик-одно слово.Выигрывает тот, у кого будет длиннее
гусеница.
![]() |
«Подарки»
Цель:
Закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости;развитие
фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкоймоторики
пальцев рук.
Ход игры:
Дети конструируют синего изелёного лего Человечков. Необходимо разло-
жить перед ними предметные картинки с нужным звуком. Синий ЛегоЧело-
вечек – картинки с твёрдым звуком, зелёный – картинки с мягкимзвуком.
«Домики»
Цель:
Закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости;развитие
фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкоймоторики
пальцев рук.
Ход игры:
Дети конструируют домики ссиней и зелёной крышей. Далее им нужно посе-
лить в домики тех или иных животных. В домики с синей крышей –животных
с твёрдым звуком, в домики с зелёной крышей – животных с мягкимзвуком.
«Сыщики»
Цель:
Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки
(согласные и гласные, соотносить слово с заданной схемой;развивать внимание,
зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры:
Ребёнок должен подобрать предметную картинку/фигурку к заданной
звуковой схеме.
«Магазин»
Цель:
Закрепить умения называть слова на заданный звук; развитие фонематического
восприятия.
Дети «покупают» предметы из конструктораЛЕГО только с заданным звуком.
Затем четко произносят название предмета.
«Колодец»
Цели:
Автоматизациязвука [Л] в предложениях; развитие мелкой моторики пальцев
рук.
Ходигры:
Ребенкупредлагается построить колодец. Затем предметные картинки опус-каются в колодеци ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достатькартинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»
«Придумай историю»
Цели:
Автоматизациязвука [С] в предложениях; развитие мелкой моторики пальцев
рук.
Ходигры:
Ребенкупредлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена
Соняи Саня. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произ-
ношениемзвука [С].
(Соняи Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок
изстакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела ли-су.
Саняувидел сову и т.д.).
«Разноцветная дорожка»
Цели:
Упражнятьв подборе слов антонимов; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ходигры:
Ребеноки логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элемен-
товЛЕГО.На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противополож-
нымзначением.
«Тихо-громко»
Цели:
Автоматизациязвуков в слогах; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ходигры:
Ребенкупредлагается выложить дорожку из элементов ЛЕГО разной высоты,
приэтом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.
«Словесная башня»
Дети строят башню из кубиков ЛЕГО. Чембольше слов с заданным звуком они
назовут, тем выше башня.
«Башенка»
Цели:
Закрепление правильного произношения отрабатываемого звука всловах.
Развитие фонематического восприятия; развитие мелкой моторики пальцеврук.
Ход игры:
Игрок ставит детали ЛЕГО друг на друга и называет картинку.
«Составь схему»
Цели:
Совершенствование навыков звуковогоанализа слогов, слов (выделять звуки в слове, давать им характеристику,различать на слух и по артикуляции гласные, твердые и мягкие согласные,продолжать знакомить с условным обозначением гласных, твердых и мягкихсогласных);
Развитие фонематических представлений;
Развитие зрительного восприятия;
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Ход игры
Игрокам 1-2 человека предлагается составить звуковую схемуслогов, слов, определить количество звуков в словах, дать им характеристику.
«Разноцветныедорожки»
Цель:
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Ход игры:
Услышав слово, ребенок выкладывает фишку того цвета, с которогослово началось и т.д. Другим вариантом может быть: из цепочки картинок ребеноксам выкладывает цепочку звуков, с которых слово начинается. Можно усложнить-заканчивается. Т.е. со зрительной опорой или на слух.
Дети воспроизводят рассказ с опорой на предметы ЛЕГО.
«В саду».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С],[З]; развитие фонема-
тического восприятия.
«Вот стоит синий дом. Там живетСоня. Вот стоит зеленый дом. Там живет Зоя. За домами сад. В садуесть спелые яблоки. В саду летают осы. Соня и Зоя боятся ос».
«Взоопарке».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Л[,[Р]; развитие фонема-
тического восприятия.
«Лада и Рома пошли в зоопарк. Там ониувидели огромного слона. Рома увидел жирафа, а Лада белого медведя. Дети рады».
«Рыбалка».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Л],[Р]; развитие фонема-
тического восприятия.
«Рома с папой пошли на рыбалку. Папапоймал огромную рыбу. Вечером они поставили палатку, сели у костра. Папарассказывал Роме разные интересные истории».
С помощью конструктора ЛЕГО дети могутвыкладывать схемы слов и схемы предложений. Для лучшего запоминания образабуквы также используется ЛЕГО-конструктор, при этом задействуется зрительный,тактильный и кинестетический анализатор.
