Индивидуализация образовательного процессана основе
учебно-исследовательской деятельностиучащихся
На современном этапе модернизациишкольного образования только совместная реализация образовательных ивоспитательных задач с использованием современных образовательных ипедагогических технологий может привести к достижению намеченных целей.Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процессаявляется организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основногокомпонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникамлучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическоемышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Значимость процессаисследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я.А. Каменский, Ж-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег. В книге Ф. Гансберга «Творческая работав школе», переведенной с немецкого языка и изданной в 1913 году, говорится, что«…всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может бытьприменено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитиючеловечества».
Разнообразие тем, обсуждаемых науроках английского языка, ориентированы на раскрытие личных интересов детей,осознание себя в обществе, осмыслении истории и культуры своей страны всравнении с культурой и историей других стран и народов. Содержание учебниковпредоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности, впроцессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работатьиндивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.
Осознаваяважность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущегонашей страны, в своей педагогической практике я попробовала решить заявленнуюпроблему путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.
Элементыисследовательской деятельности на уроках английского языка уже ввожу в начальнойшколе. Надо уточнить, что полноценное учебное исследованиеневозможно вместить в рамки традиционного урока, однако отдельные элементыисследовательского метода отрабатывать можно и нужно. Индивидуальные игрупповые исследовательские работы и работы с элементами исследований могутпредставлять ученики начиная с 4 класса. Работы выполняются в течение года,оформляются в виде статьи, рассказа, презентации. И лишь самые серьезные работыдопускаются к защите на научно-практических конференциях. Ведьдля формирования мотивации, целесообразно знакомство с исследовательскимиработами старшеклассников. Оченьчасто, начиная исследование, не знаешь, каким будет результат. И толькозаинтересованность и настойчивость ученика и педагога могут дать желаемыйрезультат. Все, что изучается, должно стать дляученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний.Некоторые проекты носят межпредметный характер(например: география, история, литература).
Например, такпоявилась работа «Мораль как способ передачи народной мудрости в русских ианглийских сказках, баснях и пословицах». Это исследование продолжалась напротяжении двух лет.
В нашей школе существует пионерскаяорганизация и дети очень ответственно готовятся стать пионерами. Результатом изученияистории скаутского и пионерского движения стала исследовательская работа «Будьготов!» («Be Prepared!»),в которой была отражена история создания первой пионерской организации завода«Свободный сокол» города Липецка.
Чтобы выполнить исследование, недостаточно информации,полученной в курсе изучения предметов школьного курса. Углублять и дополнятьзнания обучающиеся могут в рамках дополнительных (элективных) занятий,индивидуальных занятий с учителем-наставником, самостоятельно.
Вовремя исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализоватьсебя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность,ощутить успех. В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразноразвитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы иформулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы,определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведениеэксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов,формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А такжеразвитие таких коммуникативных умений и навыков, как организациявнутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий,публичная презентация работы.
Впроцессе поиска информации для написания работы ученик приобретает навыкиработы с каталогами в библиотеке, в архивах, классификации и систематизацииматериала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учитсявыделять главное, анализировать данные и делать выводы. Это помогает глубжеразобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности ицелеустремленности, необходимые при изучении любого предмета. Удачей любогоисследователя является находка нужного документа, который проливает свет нацелый пласт в судьбе человека, истории семьи или края.
Моинаблюдения показали, что часто учеником движет сочетание различных видоввнутренней мотивации. Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательнойдеятельности две мотивации: по результату и процессу деятельности. Если самаэта деятельность становится личностно значима для него, будет формироваться и внутренняямотивация деятельности.
Научно-исследовательскаяработа позволяет открыть способности к изучаемому предмету, и, зачастую,побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей. Это перваяступень к самореализации личности.
Крометого, эта работа позволяет создать у детей целостное представление о природе инародах России, ощутить себя неотъемлемой частичкой большой страны, осознатьсвою значимость и ответственность за происходящие в ней перемены. Эта работаимеет огромное воспитательное значение для формирования патриотической и нравственнойпозиции подростка. В ходе исследовательской деятельностиу учащихся происходит становление личности. Например, работа «Специфика употребления англоязычных слов на примере рекламы в г.Липецке» позволила не только лучше ознакомиться с англоязычнымизаимствованиями, но и по новому посмотреть на целесообразность их использованияв рекламе в городе.
Учащимисяприобретается личный опыт реализации исследовательских задач и вырабатываютсяновые ценностные отношения и смыслы.
Через исследовательскую работу с включением регионоведческого компонента поизучению прошлого своего родного края, города, села, своей семьи идет осознаниесебя частью страны, способной повлиять на ее развитие. «Иностранный язык» поистине уникален по своимобразовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главныйрезультат образования – воспитание гражданина России. Станут ли нашидети истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающимии любящими свое отечество, которые дорожат традициями, радеющими о процветанииРодины…- это зависит от нас.
