Консультация «Организация работы с дошкольниками
попрофилактике дорожно-транспортного травматизма»
Детский травматизм внашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм вдругих странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведениюребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правиламбезопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду,может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Ребёнокстановится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям,развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка вдетском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы кмоменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшемокружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владелнавыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Важноне забывать основные аспекты взаимодействия ребёнка с проезжей частью:
· Ребёнок – пешеход
· Ребёнок – пассажир
· Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,самоката, санок, роликовых коньков и др.)
Этиаспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлениюдошкольников с правилами дорожного движения.
Вопросывоспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольноговозраста являются составной частью всех современных комплексных программ,реализуемых в ДОУ. В нашей группе работа по данному вопросу проводится нарегулярной основе и включена во все виды образовательной деятельности для того,чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивнуюдеятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределамидетского сада. К одним и тем же вопросам мы многократно возвращаемся, чтобы стимулироватьинтерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогическогопроцесса: педагогов, родителей, специалистов, сотрудников ГИБДД. Работу поформированию навыков безопасного поведения на проезжей части мы проводим,используя различные формы, методы и средства, такие как:
· Игровая деятельность:
-подвижныеигры;
-дидактическиеигры;
-настольно-печатныеигры;
-сюжетно-ролевыеигры;
-игры-драматизациии театрализованные игры и тд.
Познавательнаядеятельность.
Темеознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведеначасть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению сокружающим полностью.
Назанятиях по развитию речи мы включаем:
-рассматриваниекартин и иллюстраций;
-составлениеописательных рассказов по картине;
-составлениерассказов из личного опыта;
-разучиваниестихотворений
-разыгрываниеигровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, вобщественном транспорте и т.д.
-решениепроблемных задач и ситуаций
-слушаниеаудиозаписей песенок, сказок и тд.
Назанятиях по продуктивным видам деятельности выполняем индивидуальныеи коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностейдля моделирования с различными материалами. В конструктивной деятельностипредлагаем детям строительный материал, при помощи которого можно построитьдорогу, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
Назанятиях по развитию элементарных математических представлений создаем условиядля освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированиемпространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить,как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); учим пользоватьсяпланами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку,схеме); решаем логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины, досуги.
Данныеформы работы проводим с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей,определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшемспециальное обучение.
· Чтение художественной литературы.
Мы подбирать произведения, вкоторых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. Методикаработы с художественным произведением предполагает:
· выразительное, эмоциональноечтение произведения;
· повторное чтение произведенияи вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознаниюпричины нарушения правил и возможности их избежать;
· беседа с детьми посодержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;
· разучивание рифмованныхправил или стихов.
В рамкаххудожественно-изобразительной деятельности организовываются:
-конкурсы рисунков;
-выставки моделей, макетов;
-изготовление атрибутов к играм.
Работас родителями по формированию у детей дошкольного возрастазнаний и навыков безопасного поведения на улице.
Большоевнимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. Безоговорочнымподчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать примердетям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, увзрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можновыработать твердые навыки культурного поведения на улице, тудисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда ипривычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. Мы считаем,что важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации,которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему детичувствуют себя на дороге некомфортно. Именно их поведение имеет решающеезначение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Для этогопроводятся беседы с родителями, организуются уголки и консультациисоответствующей тематики.
Необходимо помнить, что профилактика детскогодорожно-транспортного травматизма – является одной из важнейших проблема всовременное время, когда в каждой семье есть автомобиль или их даже несколько. Поэтомуобучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннеговозраста. Задача педагогов и родителей — воспитать из сегодняшних дошкольниковграмотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Литература, рекомендуемая для чтения детям в детском саду и дома
1. Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
2. БоровойЕ.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.
3. Дорожнаяазбука: Альбом для раскрашивания. – Малыш, 1974.
4. ДобряковаВ.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора.Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф.Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
5. ИвановА. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1966.
6. ИштванИ. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.
7. КалининаН. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего возраста. М.:Просвещение, 1981.
8. КутиловаЗ., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. – М., 1988.
9. Незевай! Книжка – раскраска / Художник В.А. Травин. – Лениздат, 1989.
10. ПятикопА. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.
11. Скоров школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьноговозраста / Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
12. СыроваткинаИ. Уроки безопасности. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. Серия «Знакомство сокружающим миром».
13. Твоябезопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для дошкольников,воспитателей дет.сада и родителей / Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. – М.:Просвещение, 1998.
14. ТрофимовВ.М. азбука маленького пешехода. 6 – 8 лет. – 1998.
15. ТумаринсонГ. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
16. ШалаеваГ.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2004.
17. ШорыгинаТ.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
18. ЮдохинаЮ.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет. – Анселл – Пресс, 1998.
