X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей


 Основные характеристики массовой культуры. Теоретические подходы копределению и функционированию массовой культуры Ортега-и Гассета, Макдональда,Белла, Баумана

Массовая культура(популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей.Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересами потребностям широкой аудитории. Она включает в себя такие явления, каксредства массовой информации (в том числе телевидение, радио и интернет),спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство ит.

Временем появления  считают 1870—1890-е годы. Вэто время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон обобязательной общей грамотности населения. Его можно считать истокомповседневной культуры.

Термин «массоваякультура» стали использовать с  40-х годов XX века  М. Хоркхаймер и Д.Макдональд,для критики телевидения, и получил широкое распространение благодарятрудам представителей Франкфуртской социологической школы

Основные характеристики:

1.                простота;

2.                опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное,бессознательное;

3.                эскейпизм;т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез.

4.                быстродоступность;

5.                быстрозабываемость;

6.                традиционность и консерватизм;

7.                оперирование средней языковой семиотической нормой;

8.                занимательность;

9.                коммерциализация;

10.           ориентированность на однородную аудиторию.

Выделяются три уровня массовой культуры:

•китч-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

• мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

•арт-культура (масс-культура, не лишенная определенного, иногдадаже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

 

Испанский философ Х.Ортеге-и-Гассет теоретически обосновал феномен массовой культуры и массовости.

Он разработал одну из наиболее радикальных всвоем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению,общество — это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинствосостоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса — это набориндивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса — это средние люди. Быстрыйрост населения в городах и узкая профессиональная специализация, котораясформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвалисовременную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет кнеустойчивости и краху культуры в целом.

Массовая культура, как он считал, – этокультура массового человека, воспринимающего жизнь как поле наслаждений,убежденного, что общество и государство должны удовлетворять его желания. Под «человекоммассы» Ортега-и-Гассет понимал не социальный тип личности, апсихологический феномен, считая, что социальное происхождение не определяетхарактер и уровень образованности. Он писал, что и в среде рабочих можновстретить исключительные характеры.
        
В работе  «Восстании масс» Ортега-и-Гассет дает определениепонятию «масса». «Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не меритсебя особой мерой, а ощущает таким же, как и все, и не только не удручен, нодоволен собственной неотличимостью».  Автор сравнивает «массового человека» сизбалованным ребенком с врожденной неблагодарностью ко всему, что сумелооблегчить ему жизнь.

При этом «массе» Ортега противопоставляет «избранное меньшинство». Избранные,по мнению автора, «не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует отсебя больше, даже если требование к себе непосильно». «Избранные —единственные, кто зовет, а не просто отзывается, кто живет жизнью напряженной инеустанно упражняется в этом».

Ортега-и-Гассет отмечает изменение роли «массы» в обществе, он пишет, что«сегодня массы достигли жизненного уровня, подобного тому, который преждеказался предназначенным лишь для немногих, массы вышли из повиновения, неподчиняются никакому меньшинству, не следуют за ним и не только не считаются сним, но и вытесняют его и сами его замещают», но при этом они остаются массой.Проблема состоит в том, что «заурядные души, не обманываясь насчет собственнойзаурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем ивсюду». «Масса не желает уживаться ни с кем, кроме себя».

Испанский философ считает, что в хорошо организованном обществе «масса» небудет действовать сама по себе, и он описывает ее роль таким образом: «Онасуществует для того, чтобы её вели, наставляли и представительствовали за неё,пока она не перестанет быть массой или, по крайней мере, не начнёт к этомустремиться. Но сама по себе осуществлять это она неспособна. Ей необходимоследовать чему-то высшему, исходящему от избранных меньшинств. Это не частныйвывод из ряда наблюдений и догадок, а закон социальной „физики“ под статьНьютоновым по своей непреложности».

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

 

В книге Д. Макдональда «Теория массовой культуры»(1953) было убедительно показано, что массовая культура оказывает огромноевлияние на всю культуру прежде всего тем, что ей присуща тенденция кгомогенизации, т. е. стремление придавать всем элементам культурной системыопределенность, однородность, абсолютную схожесть.

Автор высказывался о существовании в современнойдуховной жизни общества двух противоположных по своей сущности культур -«элитарной» и «массовой», подчеркивая тесную связь социальной структуры«массового индустриального общества» и содержания массовой культуры

 

Американский социолог Д.Белл, в своей работе «Массовая культура и современное общество», связывает особенности развитиясовременного общества с возникновением массового производства и потребления. Помнению Д.Белла, массовое, демократическое общество предоставляет человеку такиепреимущества, о которых его предки, если они не принадлежали к высшемусословию, не могли и мечтать.

Д.Белл также делает акцент и на том, что большене существует привилегий, так как принадлежность к демократическому, массовомуобществу предполагает право и возможность выбора для всех: выборазаконодателей, рода занятий или профессии, места жительства, друзей, право наприобретение желаемых вещей, право на свободное выражение своих взглядов ивкусов. Д.Белл считает массовую культуру не только закономерным явлением, но исвязывает ее с достижениями человеческой культуры. Он делает акцент на том, чтоблагодаря данному феномену, впервые в американской истории появилась единаясистема ценностей, образов и развлечений.

Согласно Д. Беллу массоваякультура – это своего рода организация обыденного сознания в информационномобществе, особая знаковая система или особый язык, на котором членыинформационного общества достигают взаимопонимания. Массовая культура являетсяособым способом (предпосылкой) быстрого налаживания взаимопонимания как междуотдельными личностями, так и между нациями и этносами. Это возможно в силуобщности потребностей и ценностей, общности «культурного кода» современногочеловека на глобальном уровне.

Д. Белл, объяснявший особенности современногообщества возникновением массового производства и потребления, следующим образоминтерпретирует понятие масса:

— масса – это недифференцируемое множество;

— это синоним невежественности (как у Оргеги-и-Гассета);

— механизированное общество, где человек воспринимаетсякак придаток техники;

— бюрократизированное общество, в которомличность теряет свою индивидуальность;

-толпа, которая не рассуждает, а повинуетсястрастям.

Таким образом, массы, по Д. Беллу – этовоплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Бауман

Особой тенденцией в разработке проблемы массовойкультуры является апологетическая тенденция. В ней преобладали критическиеоценки как самого феномена массовой культуры,  массовая культурарассматривалась как феномен, обусловленный общим кризисом системы капитализма

Социальные предпосылки появления массовойкультуры: индустриализация и урбанизация. Индустрия культурного продукта.Стандартизация культурных артефактов. Примеры артефактов массовой культуры.
Предпосылкамивозникновения массовой культуры явились,

во-первых, демократизация культуры, то естьширокое приобщение индивидов к культурным ценностям.

Во-вторых, индустриализация, создавшая массовоепроизводство и соответственно массовое потребление, в ходе начавшеяся в конце1920-х гг. индустриализации были задействованы такие технические достижения,как конвейерное производство, промышленное домостроение, автомобили, радио,авиация.

в-третьих — урбанизация как процесссосредоточения населения и экономической жизни в городах. Рост густонаселенныхгородов привели к дестабилизации предшествующих ценностных структур,объединявших людей. Разрушение связанного с землей сельского труда,деревенского тесного сообщества, упадок религии, секуляризация, связанная сверой в науку, распространение механического и отчужденного заводского труда,установление моделей  жизни в большом городе, отсутствие моральной базы — всеэто лежит в основе массового общества и массовой культуры.

— в — четвертых,массовизация как процессактивного включения масс в жизнедеятельность общества.

Культурная индустрия — крупное,технологически оснащенное производство культурных услуг и социокультурныхтехнологий, включенных в экономический оборот, предпринимательскую икоммерческую деятельность. Культурные индустрии, в своей основе, формируютсякоммерческим интересом эксплуатации в своих интересах культурных ихудожественных ценностей.

Уникальнаяспособность культурных индустрии заключается в их всепроникающем свойстве  быстроохватывать многие сферы человеческой жизни и деятельности, события, явления вразных сегментах социальной жизни. Визуальные образы, лейблы, симулякрынаделяют продукты культуры вторым именем, в котором концентрируетсяпотенциально возможная, функциональная роль вещи, олицетворяющая статус,профессиональную принадлежность, имидж ее владельца, и, в целом, характеризуетмассовую коммуникативную практику современного потребления.

         Толчком к развитию массовой культурыпослужили те изменения в технологии, которые драматично повлияли на судьбыкультуры, — изобретение фотографии, выход кинематографа на культурную сцену,развитие радио и телевидения. То, что искусство и культура сталирепродуцироваться в широчайших масштабах в эпоху технической воспроизводимости.Введение принципов массового производства в область культуры означало, чтокультурные артефакты можно рассматривать как любой другой массово производимыйпродукт, а с точки зрения критиков массового общества и массовой культуры такиекультурные продукты, как фильмы, не могли рассматривться в качестве искусства,поскольку не имели ауры подлинных и аутентичных произведений искусства. В то жевремя их нельзя было отнести и к народной культуре, поскольку они в отличие отфольклорных жанров не были продуктом народного творчества и не могли отражатьопыта народа. Проблемы этого нового типа культуры ее исследователи связывали сизменением социальных структур и культурных порядков в индустриальную эпоху
Артефакты
в широком смысле представляют собой все объекты, созданные врезультате человеческой деятельности.Это нечто, что создается людьми и передаетинформацию о культуре, присущей ее создателям, а также пользователям. Им можетбыть любой объект, созданный искусственным путем, который характеризуется иопределенными физическими параметрами, и символическим, знаковым содержанием.Артефакт элементарная единица культуры.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет