Принято на заседании Педагогического совета Протокол от 29.08.2022. №10 |
Утверждаю Директор МАОУ СОШ №38 ________________Андронова И. А. Приказ от 29.08.2022 г. № 191/1 |
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая
программасоциально – педагогической направленности
«Школабудущего первоклассника»
Возраст5,5 – 6,5 лет
Разработчик
учительначальных классов
КузяеваЕлена Владимировна
Златоуст2022
Содержание
I.Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные(предпосылки)
Предметные результатыосвоения программы.
II.Содержаниепрограммы подготовки дошкольников к обучению в школе.
Учебные занятия «Развитие речи иподготовка к обучению грамоте».
Учебные занятия «Весёлаяматематика».
Учебные занятия « Знакомство сокружающим миром».
Учебные занятия «Умелые ручки»
III.Тематическоепланирование.
IV.Пояснительнаязаписка.
1. Актуальностьпредшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет. Новизна.
2. Цель,задачи, принципы.
V.Приложения.
VI.Литература.
I.Планируемые результаты
В результате занятий по программе «Школабудущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующиепредпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных,познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками ких достижению) дошкольной подготовки являетсяформирование следующих умений:
· определять ивысказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правилаповедения (этические нормы);
· в предложенных учителем ситуациях общенияи сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делатьвыбор, как поступить (при поддержке учителя);
· при поддержке учителя и окружающих даватьоценку своим поступкам и поступкам других людей;
· понимать,что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношениемк самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят вглазах окружающих людей;
o выражать своиэмоции, соблюдая этические нормы;
o понимать эмоциидругих людей, сочувствовать, сопереживать;
o высказыватьсвоеотношение к героям литературных произведений, их поступкам;
o объяснять, хочетидти в школу или нет, и почему.
· Сформированность положительной мотивации кучебной деятельности: «Я хочу учиться!» — самый желаемый планируемый личностныйрезультат.
Метапредметнымирезультатами (предпосылками к их формированию) дошкольнойподготовки является формирование следующих универсальных учебных действий(далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
· Регулятивные УУД:
· учиться определятьи формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
· учиться работатьпо предложенному учителем плану;
· учиться проговариватьпоследовательность действий на занятии;
o учитьсявысказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом(иллюстрациями) учебного пособия;
o учитьсяотличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с учителем и другимиребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности назанятии и деятельности всего класса;
o учитьсяоценивать результаты своей работы.
· Познавательные УУД:
o учитьсяориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от ужеизвестного;
· учиться ориентироваться в учебномпособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
o учитьсянаходить ответы на вопросы в иллюстрациях;
o сравниватьи группировать различные объекты (числа, геометрическиефигуры, предметные картинки);
o классифицироватьиобобщать на основе жизненного опыта;
o учитьсяделать выводы в результате совместной работы с учителем;
· учиться преобразовывать информациюиз одной формы в другую (составлять математические рассказы на основепредметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
· Коммуникативные УУД:
o называтьсвоифамилию, имя, домашний адрес;
o слушатьипонимать речь других;
· учиться ориентироваться напозицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точкузрения;
o учитьсяоформлять свои мысли в устной форме;
o строитьпонятныедля партнера высказывания
· уметь задавать вопросы,чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
· совместно с учителем договариватьсяс другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
· сохранять доброжелательноеотношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но ив нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
o учитьсявыполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольнойподготовки является формирование следующих умений.
Развитиеречи и подготовка к обучению грамоте:
— отвечать на вопросыучителя по содержанию услышанного произведения;
— задавать своивопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
— рассказывать наизустьнебольшое стихотворение;
— конструироватьсловосочетания и предложения;
— определять количествослов в предложении;
— составлять устныйрассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
— выделятьотдельные звуки в словах, определять ихпоследовательность, подбирать слова на заданную букву;
— делить слова наслоги, выделяя ударный слог;
— различать звуки ибуквы;
— узнавать иразличать буквы русского алфавита;
— правильно держатьручку и карандаш;
— аккуратно выполнятьштриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введениев математику:
— продолжать заданнуюзакономерность;
— называть числа от 1до 10 в прямом и обратном порядке;
— вести счет предметовв пределах 10;
— соотносить числопредметов и цифру;
— сравнивать группыпредметов с помощью составления пар;
— составлятьматематические рассказы и отвечать на поставленныеучителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
— классифицировать объекты поформе, цвету, размеру, общему названию;
— устанавливатьпространственно-временные отношения с помощью слов:слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше– ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
— распознаватьизвестные геометрические фигуры (треугольник, круг,квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающейдействительности;
— обводитьзаданные геометрические фигуры на листе бумаги вклетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
— ориентироватьсяв пространстве с использованием себя или выбранногообъекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
II.Содержаниепрограммы подготовки дошкольников к обучению в школе.
1. Учебные занятия «Развитие речи иподготовка к обучению грамоте». Учитывая необходимостьподготовки ребенка к школе, особое внимание следует
уделять развитию познавательно-речевойдеятельности дошкольников.
Цель:создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи иготовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи с детьми:
1. Обогащение активного, пассивного,потенциального словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой наречевой опыт ребенка.
3. Развитие фонематического слуха,совершенствование звуковой культуры речи детей.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка,обведение по контуру).
6.
Основное содержание.
Работа по развитию связной речи строитсяна основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание –текст.
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей;наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственнойречи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитиесвязной речи
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительнойопоре;
– составление рассказа-описания, рассказапо сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитиезвуковой культуры речи и фонематического слуха:
–знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые имягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце исередине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласныхзвуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов спомощью условных звуковых обозначений.
4. Обучениезвуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков
2. Учебные занятия « Весёлая математика».
Цель:Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса кматематике и процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математическихспособностей с детьми:
1. Формирование знаний о расположениипредмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий,о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа наоснове сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше»,«столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов впределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрениюдействий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формированиеновых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативностии вариативности мышления.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов:цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданнымсвойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) всоответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнениегрупп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столькоже, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результатсчета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах впределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами иизмерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участиеманализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основемоделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, записьотношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел.Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительнозаданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число большеданного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различениеколичественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложениеи вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называниегеометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, криваялиния, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равныечасти и образование новых из частей различных геометрических фигур,придумывание их названий.
Упражненияв обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Ознакомлениес пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и наплоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко -далеко,выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер–ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательностидней недели, времен года и месяцев.
Конструирование.Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрическихфигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделированиеновых геометрических фигур.
3.Учебныезанятия «Знакомство с окружающим миром».
Цель– формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрастепредставлений о природе и о человеке, как части общества.
Задачи:
— обеспечить преемственность междудошкольным и начальным школьным образованием;
— познакомитьс правилами школьной жизни;
— развитьумения и навыки, необходимые для занятий в школе;
— расширитьпредставление дошкольников об окружающем мире;
— помочьориентироваться в пространстве и во времени;
— проделатьпервые шаги к рефлексии.
Программа основывается наразвитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытиесодержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образныепредставления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром вучебно-игровой форме.
При ознакомлении сокружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи междупознанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программныетемы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малаяродина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассникиучатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовымипонятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких идомашних животных;знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признакиизменений природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокругребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению еголичности.
Окружающий мир: общество.
Наша страна Россия.Москва – столица нашей родины. Златоуст– моя малая родина, мой адрес. Школа.Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми,учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.
Окружающий мир: природа живая и неживая.
Неживая и живая природа. Животные домашниеи дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты.Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережноеотношение к природе. Ориентация в пространстве и во времени.
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьномздании.
4.Учебные занятия «Умелые ручки»
Аппликацияи лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторскихспособностей.
Основнойцелью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны,требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует этиощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реальногомира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшееместо занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквамиосуществлять через лепку.
Цели: развитие творческихи совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ,синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы понескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства иразличия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы,цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – этопривитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работатьв группе.
Кроме этого, лепкаспособствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленениецелого предмета — буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитиюмелкой моторики.
III.Тематическоепланирование.
Тематическоепланирование занятий « Развитие речи и подготовка к обучению
|
грамоте». |
|
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во |
|
|
часов |
|
Звук, слог, слово. |
1 |
|
Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах. |
1 |
|
Предложение. Модели предложений. |
1 |
|
Гласные звуки. Согласные звуки. |
1 |
|
Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки». |
1 |
|
Звуки [а], [о ]. Буквы а, о. |
1 |
|
Звуки [с], [з ]. Буквы с, з. |
1 |
|
Рассказ по рисунку. |
1 |
|
Звуки [е], [и ]. Буквы е, и. |
2 |
|
Звуки [п], [б ]. Буквы п, б. |
1 |
|
Звуки [к], [г ]. Буквы к, г. |
1 |
|
Звук [э]. Дид. Игра «Грибы, ягоды, цветы» |
1 |
|
Звук [ы]. Дид.игра «Сломанный телевизор» |
1 |
|
Звук [д]. Зимняя обувь. Зимняя одежда. |
1 |
Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
Звук [л]. Буква л. Звук [н]. Буква н. |
1 |
|
Звук [р]. Буква р. Е. Благинина «Стихи о маме» |
1 |
|
Звук [т]. Буква т. |
1 |
|
Звук [ф]. Буква ф. |
1 |
|
Чтение слогов, слов, предложений. |
1 |
ИТОГО: |
|
20 ч. |
Тематическоепланирование занятий « Весёлая математика».
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во |
|
|
часов |
1. |
Счёт предметов. Сравнение групп предметов. |
1 |
2. |
Больше, меньше. |
1 |
3. |
Налево, направо, вверх, вниз. |
1 |
4. |
Число и цифра 1. |
1 |
5. |
Число и цифра 2. Состав числа. |
1 |
6. |
Число и цифра 3. Состав числа. |
1 |
7. |
Число и цифра 4. Состав числа. |
1 |
8. |
Число и цифра 5. Состав числа. |
1 |
9. |
Число и цифра 6. Состав числа. |
1 |
10. |
Число и цифра 7. Состав числа. |
1 |
11. |
Число и цифра 8. Состав числа. |
1 |
12. |
Число и цифра 9. Состав числа. |
1 |
13. |
Число и цифра 10.Состав числа. |
1 |
14. |
Число 0. |
2 |
15. |
Точка. Линии. Геометрические фигуры. |
2 |
16. |
Играем и считаем. Закрепление пройденного. |
3 |
ИТОГО: |
|
20 ч. |
Тематическоепланирование занятий «Знакомство с окружающим миром».
№ |
Тема урока |
Кол-во |
1 |
Мой город. Златоуст – моя малая родина
|
1 |
2 |
Наша страна Россия.
|
1 |
3 |
Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. |
1 |
4 |
Правила дорожного движения. Азбука пешехода.
|
1 |
5 |
Вежливые слова.
|
1 |
6 |
Моя семья. Расскажи о себе.
|
1 |
7 |
Предметы, которые меня окружают.
|
1 |
8 |
Мои любимые игры и игрушки.
|
1 |
9 |
Профессии. Кто что делает.
|
1 |
10 |
Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношениек природе.
|
1 |
11 |
Смена времён года. Сезонные изменения в природе.
|
2 |
12 |
Месяцы года. Дни недели
|
1 |
13 |
Время суток. Режим дня.
|
1 |
14 |
Звери, птицы рыбы, насекомые.
|
1 |
15 |
Животные домашние и дикие. Детёныши животных.
|
1 |
16 |
Растения лиственные и хвойные.
|
2 |
17 |
Овощи и фрукты. |
2 |
Всего |
|
20 |
Тематическое планированиезанятий «Умелые ручки».
№ |
Тема урока |
часов |
1 |
Лепка (разукрашивание разноцветными маленькими шариками) |
1 |
2 |
Лепка (разукрашивание разноцветными маленькими шариками) |
1 |
3 |
Симметричное вырезание. Аппликация «Лес» |
1 |
4 |
Симметричное вырезание. Орнамент в полосе |
1 |
5 |
Изготовление аппликация из кругов Рыбки в аквариуме. |
1 |
6 |
Изготовление аппликация из кругов гусеница |
1 |
7 |
Аппликация в технике складывания Бабочки. |
1 |
8 |
Квиллинг |
1 |
9 |
Лепка улитка |
1 |
10 |
Поделка из полосок |
1 |
11 |
Обрывная аппликация |
1 |
12 |
Танграм лодочка |
1 |
13 |
Лепка. Бабочка |
1 |
14 |
Лепка. Ежик |
1 |
15 |
Лепка. Способ вытягивания из куска. Курочка |
1 |
16 |
Изготовление птички с гофрированными крыльями и хвостом |
1 |
17 |
(туловище). |
1 |
18 |
Аппликация в технике «мозаика» «Морская звезда» |
1 |
19 |
Аппликация в технике «мозаика» «Ваза с цветами» |
2 |
всего |
|
20 |
IV.Пояснительнаязаписка.
1. Актуальностьпредшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться кусловиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один изсамых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптацияк переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройкиработы организма.
В этот период задачавсех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) -обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовкидошкольника к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложнуюзадачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностноеразвитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированностьмотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальныхучебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),познания и освоения мира. В сфере экономических и политическихпреобразований нашего общества от учителя начальных классов требуетсясовершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществлениепреемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из такихнаправлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалойстепени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Кстаршему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе являетсясформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базисаличностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность,которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную икомпетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляетсяв свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощьюречевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать сним свои действия.
Социальнаякомпетентность позволяетдошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающихвзрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации.Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей,может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социальноприемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуетсяспособностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию,знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию,логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляетосведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление онекоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальнымизнаковыми системами – алфавитом, цифрами.
С приходомв школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношенийс окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формыдеятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению вшколе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если онумеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детейне всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей несформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящимизменениям условий,
правил, требований. Особое значение вличностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняяпозиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнятьобщественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационнаяготовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение :
— вналичии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
— заинтересованномв отношении к учению и учебной деятельности;
— наличиисоциальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинаетформироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинаетсяподготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
— всестороннеевоспитание ребенка;
— специальнаяподготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итогедетский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, кчему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучениюребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье,успеваемости.
«дать поиграть в школу», а создатьусловия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой,пообщался со своим будущим учителем, привык
нему и еготребованиям, «почувствовал» школьные стены.
Цель,задачи, принципы.
Цель Развитие и формирование учебныхуниверсальных действий в условиях перехода от дошкольного образования кначальному общему образованию.
Основная форма обучения по даннойпрограмме – занятие. Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решатьследующие задачи:
— систематизациязнаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных),пополнение их;
— развитиепознавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальныхспособностей детей;
— развитиеэстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
— развитиедетской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувствасобственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности итворчеству;
— формированиечетких представлений и школе и формах школьного поведения;
— формированиеготовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованногоотношения к учению и учебной деятельности;
— воспитаниекультуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовкидошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
1.Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие личности ребенкана основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучениядля всех детей;
— защиту прав ребёнка, уважениедостоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимоот уровня его знаний и материальной обеспеченности;
— усвоениенравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
2. Коммуникативныйпринцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
— как предмет специального изучения.Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенкомсредствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера,договариваться, разрешать конфликты;
— как системамежличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
3. Принциптворческой активности предполагает:
— стимулирование ипоощрение творческой активности детей, инициирование постановки новыхпознавательных и художественно-творческих задач;
— участие вколлективных формах работы;
— созданиеблагоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка наоснове межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения ипризнания самоценности каждого учащегося.
4. Принципобучения деятельности.
5. Главное –не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, впроцессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решениядоступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты,радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию,а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностныхтрудностей развивает волевую сферу.
В соответствиис принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованиемпроблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту.Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуетсятакая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнаютчто-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненныхзадач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольнымэтапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровнетехнологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Календарныйучебный график
Программарассчитана на 23 недели. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1раз в неделю в период с ноября по апрель текущего учебного года. В один день –4 занятия. Общее количество часов – 92 часа. Сроки аттестации – без аттестации.
Одноучебное занятие длится 25 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут.
2. Учебный план |
|
|
Наименование занятия |
Количество часов |
Количество недель |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
1 |
20 |
|
|
|
Весёлая математика |
1 |
20 |
Знакомство с окружающим миром |
1 |
20 |
Умелые ручки |
1 |
20 |
Всего |
|
80 |