Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение
средняяшкола №1 г.Ворсма,
Павловскийрайон,
Нижегородскаяобласть.
Муниципальная научно-практическая конференция школьников
«Одиссеяразума-2023»
Секция- химическая
Номинация- Проектная работа по химии
«Получениеиндикаторной бумаги в домашних условиях».
Авторработы:
Ученик9 «В» класс
ЕреминАндрей Александрович, 15лет
Руководитель:учитель химии
НикитинаФаина Владимировна
2023г.
Содержание.
1Введение……………………………………………….3-4
2 Основнаячасть………………………………………………..…..5-9
2.1 Понятие рН…………………………………………….5
2.2 Понятие химическийиндикатор и его виды……………6
2.3 Понятие индикаторнаябумага……………………………….7
2.4 Использование индикаторнойбумаги в жизни……….8
2.5 Понятие краситель иговиды…………………………9
3 Практическаячасть……………………………………………10-14
3.1 Техникабезопасности……………………………….10
3.2 Получениеиндикаторной бумаги из свеклы……………………………………………………11
3.3 Получениеиндикаторной бумаги из шелухи лука……………………………………………………….12
3.4 Получениеиндикаторной бумаги из кофе……………………………………………………….13
3.5 Проведениехимических опытов………………………14
4Вывод……………………………………………………………………15
5Литература…………………………………………………………..16
2
1 Введение.
Я изучаю химиюуже второй год. На уроках учитель при проведении опытов использует индикаторы:лакмус, метилоранж, фенолфталеин, зачастую учитель использует универсальнуюиндикаторную бумагу. Меня очень заинтересовало это событие. Мне захотелосьузнать поподробнее что это, каковы их особенности, можно ли их получить ипроверить в домашних условиях. Этому и посвящён мой проект.
№ |
Вопросы проекта |
Реализация проекта |
1 |
Социальная проблема |
Бывает такая ситуация: съели допустим киви и на желудке тяжело. Никто не задумывался почему? Я решил исследовать этот вопрос. |
2 |
Актуальность проекта |
Покупая различные продукты, хотелось бы знать, какова их кислотность, рН, а значит узнать насколько они полезны или вредны для организма. Исследование кислотности в лаборатории, или использование индикаторных полосок ГОСТ образца в домашних условиях, определения кислотности более чем финансово затратно. Поэтому, я решил получить индикаторы и с их помощью определи рН среды. |
3 |
Цель проекта |
Получение индикаторных полосок и их проверка в домашних условиях. |
4 |
Задачи проекта |
-Узнать, что такое краситель -Узнать где может пригодиться индикатор и индикаторная бумага в быту; -Научиться создавать и проверять индикаторные полоски в домашних условиях;
|
3
5 |
Объект исследования |
Индикаторная бумага, полученная в домашних условиях. |
6 |
Гипотеза |
Индикаторная бумага, полученная в домашних условиях аналогична универсальной индикаторной бумаге. |
7 |
Методы проектной деятельности |
-Частично-поисковой -Исследовательский -экспериментальный -обобщение (создание таблицы) |
8 |
Этапы проекта |
Подготовительный 11.01.2023 Исследовательский 14.01.2023 Оформление таблицы 23.01.2023 Защита проекта 01.02.2023 |
9 |
Результативность |
Цель моей работы достигнута. Я получил индикаторную бумагу и поверил её в домашних условиях. Я создал таблицу, где занёс все результаты моих экспериментов. Моя гипотеза оказалось верной. |
Данная работа имеет практическое значение .Данные сведения и презентацию можно использовать на уроке
Химии при изучении индикаторов и индикаторной бумаги. Темы по химиивсегда интересны, познавательны, потому что ты можешь с помощью их смотреть намир с другой стороны
4
2 Основная часть.
2.1 Понятие рН.
pH — водородный показатель или показателькислотности, показывает степень активности водорода, относительногидроксидной группы. Это понятие, ввёл датский химик Сёренсен для точнойчисловой характеристики среды раствора и предложил математическое выражение дляего определения:
рН = -lg [H+].
Соотношение кислоты и щелочи в каком-либо растворе называетсякислотно-щелочным равновесием. Значение рН зависит от соотношения междуположительно и отрицательно заряженными ионами.
pHменяется в диапазоне от 0 до 14. Кислотные свойства проявляются при pH меньше5: чем меньше pH, тем сильнее кислотные свойства.
ЕслирН больше 7, то реакция щелочная.
Существуют и pН-нейтральные среды, которая имеет pH=7 физиологический диапазон,который приемлим для жизнедеятельности человека, животных, безопасный для кожии глаз. Именно поэтому и pH в употребляемой воде обычно колеблется в этомдиапазоне.
5
2.2 Понятие химическийиндикатор и его виды.
Химическиеиндикаторы— это органические и неорганические вещества, изменяющие своюокраску в зависимости от того, какая реакция среды. Они бывают природного ихимического происхождения. Индикаторы применяют чаще всего для установленияхарактера среды.
Фенолфталеин С20Н14О4 (продается в аптеке под названиемпурген) — белый мелкокристаллический порошок, растворим в 95%спирте, но практически не растворим в воде. Применяется в виде спиртовогораствора, приобретает в щелочной среде малиновый цвет, а в нейтральной и кислойон бесцветен.
Метилоранжевый C14H14N3O3SNa — кристаллический порошок оранжевого цвета,умеренно растворим в воде, нерастворим в органических растворителях. Метилоранждействительно оранжевый в нейтральной среде. В кислотах его окраска становитсярозово-малиновой, а в щелочах – желтой.
Лакмус C12H7NO3— красящеевещество природного происхождения, один из первых и наиболее широко известныхкислотно-основных индикаторов 9.
В чистом видепредставляет собой тёмный порошок со слабым запахом аммиака. Хорошорастворяется в чистой воде, образуя растворы фиолетового цвета. В кислых средах(pH<4,5) лакмус приобретает красную окраску, в щелочных (pH>8,3)— синюю.
6
2.3 Понятие индикаторная бумага.
Стандартной шкалой для сравненияокраски индикатора служат поперечные полоски акварельной краски, нанесённые вышеи ниже индикаторной полоски. Для определения pH индикаторную бумажку опускают виспытуемый раствори через секунду, вынув ее из раствора, сравнивают окраскуиндикаторной полоски с окраской полосок стандартной шкалы совпадение окраскииндикатора с окраской одной из полосок шкалы укажет на значение pH испытуемого раствора.
При определенииpH суспензий или слабоокрашенных растворов рекомендуется нанести каплюиспытуемой жидкости на индикаторную полоску с помощью стеклянной палочки исравнивать со шкалой обратную сторону полоски.
Бумагу пропитывают раствором смеси индикаторов и, поэтому, она окрашивается вразные цвета в разных средах. Для определения кислотности или щёлочности средыможно пользоваться бумажкой, пропитанной раствором любогоиндикатора. В азотной кислоте, сернойкислоте, соляной и др. бумажка изменяет свой цвет на тёмно-красный. А такиекислоты, как уксусная, лимонная, и др., В таких кислотах бумажка приобретаетрозовый цвет.
В растворе щёлочибумажка меняет свой цвет на синий. При работе со щелочами необходимо соблюдатьосторожность.
7
2.4 Использование индикаторной бумаги в жизни.
Индикаторнаябумага в нашей жизни играет важную роль. Благодаря ей мы можем легко и быстроопределять кислотность нужного нам вещества.
Индикаторная бумаганаходит применение во многих областях человеческой деятельности: в медицине иэкологии, в сельском и народном хозяйстве, в пищевой промышленности и в быту.Современные индикаторные экспресс-тесты и индикаторные бумаги -это настоящиемини лаборатории, которые размещённые на маленькой площади.
Индикаторная бумага вмедицине помогает провести диагностику анализов жидкого происхождения насодержание веществ, которые указывают о наличии болезни. Также они помогаютДиабетикам следить за своим уровнем сахара в крови.
В сельском хозяйствеиндикаторная бумага применяется для определения кислотности почвы, ведь от неёзависит урожайность.
Индикаторные тестыпомогают определять среду растворов различных средств бытовой химии икосметических средств.
8
2.5 Понятие краситель и его виды.
Краситель— это красящее вещество, которое в процессеокрашивания проникает внутрь материала и образует прочную связь с волокнами ипри взаимодействии с различными предметами придаёт более привлекательный вид.
Существует две категории красителей:натуральные и синтетические.
Натуральные красители — это красители добытые израстений, насекомых или минералов. Большое количество красителей — этокрасители полученные из растительных источников, такие как ягоды, листья, кора,корни, а также из биологических источников — грибы.
Синтетические красители — это красителикаменноугольной смолы, потому, что их получают из веществ, которые можноизвлечь только из этой смолы. Синтетический краситель состоит из хромофора иауксохрома, добавленных к производному бензола. Красители обычно растворимы вводе, но могут стать нерастворимыми, при добавлении соли для получения озёрногопигмента. Областиприменения органических красителей обширны и разнообразны. Красители используютдля окрашивания материалов в виде волокон, пряжи и тканей, а также меха, кожи,бумаги, пищевых продуктов, резины, пластмассы, дерева и т.д.
9
3 Практическаячасть.
3.1 Техника безопасности.
Правила работы с ножом.
1.Крепко держать рукоятку ножа!
2. Не использовать плохо заточенные ножи!
3. Следить, чтобы руки и рукоятка были сухими!
4. Не оставлять нож вколотым в продукты!
5. Не ловить падающий нож!
Техника безопасности при тепловой обработке продуктов питания.
1. Нельзя наливатьжидкость до краев ёмкости!
2. После закипанияжидкости нужно уменьшить мощность нагрева!
3.Чтобы снять горячую посуду с плиты, необходимо использовать прихватки!
5.Закладывать продукты питания в кипящую жидкость следует очень аккуратно иосторожно!
Техникабезопасности при работе с кислотами и щелочами.
1.Приработе с химическими веществами, следует работать аккуратно!
2.Запрещаетсяпробовать кислоты и щелочи на вкус и запах!
3.Припопадании химического соединения на кожу , нужно сразу и обильно промыть местопоподания!
10
3.2 Получение индикаторной бумаги из красной свеклы.
Дляработы мне понадобятся следующие материалы:
1)Свекла, 2) Кастрюля, 3) Пинцет или держатель, 4) Разделочная доска, 5) Бумага,6) Тарелка или другая тара, 7) Тара для хранения, 8) Нож, 9) Ножницы.
Ходработы:
1)Для начала, я взял свеклу и разрезал её на маленькие кругляши.
2) После,я положил их в кастрюлю с водой и поставил варить на медленный огонь.
3)Когда вода закипела, она стала ярко красного цвета, тогда я убавил газ ибумагу, за раннее порезанную на квадраты и стал опускать в воду с помощьюпинцета. После чего покрашенную бумагу положил на тарелку и оставил сушить.
4)Когда бумага высохла, я порезал её на тоненькие полоски и положил в специальнуюбаночку.
11
3.3 Получение индикаторной бумаги из шелухи лука.
Для работы мнепонадобятся следующие материалы:
1) Шелуха лука, 2)Кастрюля, 3) Пинцет или держатель, 4) Разделочная доска, 5) Бумага, 6) Тарелкаили другая тара, 7) Тара для хранения, 8) Ножницы.
Ход работы:
1)Сначала я взял шелуху лука и помыл её.
2) После яположил шелуху в кастрюлю с водой и поставил вариться на медленный огонь.
3)Когда вода закипела, она стала коричного цвета, тогда я убавил газ и бумагу, зараннее порезанную на квадраты и стал опускать в воду с помощью пинцета, длятого чтобы бумага окрасилась в цвет жидкости. После чего покрашенную бумагуположил на доску и оставил сушить.
4)Когда бумага высохла, я порезал её на тоненькие полоски и положил в специальнуюбаночку.
12
3.4 Получение индикаторной бумаги из кофе.
Дляработы мне понадобятся следующие материалы:
1)Кофе, 2) Кофеварка, 3) Пинцет или держатель, 4) Разделочная доска, 5) Бумага,6) Тарелка или другая тара, 7) Тара для хранения, 8) Ножницы.
Ходработы:
1)Сначала я взял кофе и засыпал его в кофеварку.
2) После как явключил кофеварку, кофе начало идти маленькой струёй.
3) Когда кофеполностью сварилось, я отсоединил отсек с жидкостью тёмно-коричневого цвета ипогрузил в него бумагу, за раннее порезанную наквадраты и стал опускать в жидкость с помощью пинцета, для того чтобы бумагаокрасилась в цвет жидкости. После чего покрашенную бумагу положил на доску иоставил сушить.
4)Когда бумага высохла, я порезал её на тоненькие полоски и положил в специальнуюбаночку.
13
3.5 Проведение химических опытов.
Ход работы:
Ярасставил кислоту, щёлочь, продукты питания и средства личной гигиены ипоочередно совмещал их с индикаторной бумагой, полученной мною в домашнихусловиях.
Результатыисследований занесены в таблицу.
|
Индикаторная бумага из свеклы
|
Индикаторная бумага из кофе |
Индикаторная бумага из шелухи лука |
Серная кислота |
pH=2 |
pH=6 |
pH=11 |
Щелочь |
pH=9 |
pH=7-8 |
pH=6 |
Лимон |
pH=3 |
pH=2 |
pH=4 |
Моющее средство |
pH=6 |
pH=5-6 |
pH=6 |
Сахарный сироп |
pH=1 |
pH=5 |
pH=5 |
Киви |
pH=5 |
pH=4-5 |
pH=5 |
Пищевая сода |
pH=10 |
pH=7 |
pH=7 |
14
4 Вывод.
Наосновании проведённого мной исследования и эксперимента, я сделал следующийвывод:
-Индикаторыи индикаторная бумага играют важную роль в жизни человека.
-Индикатурнуябумагу в домашних условиях, можно получить из овощей и плодов растений.
-Каждыйпродукт имеет определённую среду — pH.
-Каждыйдолжен знать, какова кислотность, рН продуктов, а значит узнать насколько ониполезны или вредны для организма.
15
5 Литература.
История открытияиндикаторов-https://infopedia.su/27x39eb.html
Индикаторнаябумага – необычный химический реактив-https://pcgroup.ru/blog/indikatornaya-bumaga—neobychnyj-himicheskij-reaktiv/
Химические индикаторы—https://studopedia.ru/28_56618_II-himicheskie-indikatori.html
Красители—https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/219097/mod_resource/content/1/Miheev_himiya—krasiteley.pdf16
Лакмус-https://ru.wikipedia.org/wiki/Лакмус
Как использовать свекольный сок для определения уровня pН—https://translated.turbopages.org/proxy_u/en—ru.ru.6d322a85-63d40c8c-7dab043b-74722d776562/https/sciencing.com/use—juice—make—ph—scale-5761692.html
16