МБОУ «Дом Детского Творчества»
Методическая разработка
« Использование песочной терапии в работе с детьми»
Автор: Гончарова АленаСергеевна
Педагог дополнительногообразования
«Самая лучшая игрушка для детей– кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Песочнаятерапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитическойпсихологии. Это способ общения смиром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его набессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе иоткрывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться кглубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собратьсвой уникальный образ, картину мира.
Впесочной терапии используется деревянный поднос (столик) стандартного размера(50 × 70 × 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрныхфигурок. Дно и борта песочниц выкрашены в голубой цвет, что позволяетмоделировать воду и небо. Коллекция включает в себя различные объекты, которыевстречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные.Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, арукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.
Технология песочнойтерапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачидиагностики, коррекции и развития позновательных процессов. Сам же ученик решаетзадачи самовыражения, самоосознания и развивает самооценку, учится работать вколлективе.
Основной целью песочнойтерапии служит – Не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-тоспециальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Наблюдения и опытпоказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствиедетей, и это делает ее прекрасным средство для развития и саморазвития ребенка. Играна песке с фигурками особенно плодотворна в работе с учениками,которые никак не могут выразить свои переживания. Ученики сзаниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотновыбирают фигурки и переключают свое внимание.
Песок — мирная страна
Можно строить и судить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря
Чтобы жизнь вокруг была!
Играя с песком ифигурками, дети лучше понимают свои желания, реально видят выход из сложнойситуации, творчески изменяют негативную ситуацию или состояние. Игры с пескоммогут дать очень много ребенку: почувствовать себя творцом, проиграть,«прожить», решить индивидуальные проблемы и научить взаимодействовать сосверстниками.
Песочная терапия в работе с детьмиплодотворно влияет на развитие умственных способностей, служит хорошей почвой вразвитии речи, памяти, внимания, логики и воображения.
Вигре с песком у детей включаются механизм естественной регуляции игровоговзаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов,совместного преодоления трудностей, сплачиваются слушать и слышать другого,формирования эмпатии – способности к пониманию ближнего и сопереживанию ему.
Виды игр с песком:
-Обучающие ( Облегчают процесс обучения ребенка чтению, письму, счету играмоте);
-Познавательные игры ( Дети узнают о том как многогранен наш мир, знакомятсянапример с историей своего села, города, с историческими героями и др.);
-Проективные игры («Тайны нашей души»- через эти игры педагог узнает о том, чтоделает бессознательное ребенка когда он играет с песком, увидит творческийполет его фантазий, шагнет вместе с ним в детский мир,где ребенок сам сочиняети разыгрывает свой мир, истории, рассказы и сказки)
Примеры игр и арт-терапевтических упражнений спеском:
«Песочныйпляж» (Предлагается ребенку представить, что он находится на берегу моря вчудесный летний день. Пусть ребенок потрогает песок, на глубоком вдохе зажмет вкулак, задержит дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпет песок);
«Дорожки» (Рисование напесочном столе с простых полос, переходящие в ломаные, прерывистые иволнистые);
«Звериныепортреты» ( Предложить ребенку нарисовать пальцем на песке разныхживотных, выражающие разные эмоции: радость, злость, испуг, обиду. Попроситьрассказать ребенка какое настроение у животного, что он чувствует, и чем можноему помочь, если помощь требуется);
«Песочный дождик» (ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок изсвоего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь);
Игр и упражнений с ребенком на песочном столе большоеразнообразие.
Список используемойлитературы:
1. Татьяна Грабенко, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке»,метод.практикум по песочной игротерапии. Санкт-Петербург- 2001 г.Златоуст;
2. Шорохова О.А. «Играем в сказку».Сказкотерапия и занятия по развитию речис детьми. Москва, ТЦ «Сфера» 2006 г.;
3. Зейц Мариэл «Пишем и рисуем на песке»Настольная песочница».Москва: Инт,2010 г.;
4. Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии в развитиидетей.Санкт-Петербур : ООО «Детство-пресс», 2015 г.
5. Брошюра «Техника рисования и варианты игр на световом планшете» РеутаИ.И. Нижний Новгород, НООО «Семейный центр Лада» 2020г.
6. Фото из личного архива