Для родителей и учителей выпускников начальнойшколы
Четвертый год обучения в младших классах завершаетпервый этап школьной жизни ребенка. В это время у детей заканчиваетсяформирование основных новообразований младшего школьного возраста. У большинствадетей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляетсяне только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использованиишкольниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемамиучебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способенкачественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добыватьих самостоятельно.
Психолого-педагогическиеособенности выпускника начальной школы:
· достаточно высокий уровеньовладения учебными навыками и действиями;
· развитие познавательнойсферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
· обладать достаточноразвитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
· нормальный или высокийуровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
· наличие сформированногоконтроля и самоконтроля
· наличие положительнойсамооценки
· хорошо развитую и всоответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Рекомендации:
· Младший школьный возрастявляется узловым в становлении самооценки. Присутствует острое желание бытьуспешным в учебе, что для ребенка равнозначно тому, чтобы быть хорошим илюбимым. Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки.Например, ребенок думает о себе так: «Я нехороший, потому что плохо пишу иличитаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителейочень огорчают его неудачи. Поэтому особое внимание следует обратить наподдержку любых самостоятельных начинаний ребенка. При этом важно неперехваливать, а, адекватно оценивая результаты, подкреплять активные егодействия.
· Продолжайте культивироватьзначимость учебной деятельности, самостоятельности ребенка, но не егосамовольства. Ограничивайте и строго соблюдайте исполнение ваших требований.
К четвертому классу у большинства школьниковнамечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение кучебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальнымисклонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-тоярко проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никакихособенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследованияпоказывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник невыделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразличноотносится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшемуусвоению учебного материала того или иного содержания.
У четвероклассников формируется произвольностьпознавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием являетсяпознавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов инеудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнаватьи дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходитосознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает осознавать свои права иобязанности. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым становится общение.К значимым взрослым дети начинают относиться как к обычным людям, имеющим своидостоинства и недостатки.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнениестановится более важным, чем мнение взрослых. Развивается сотрудничество,формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в ихделах. Активизируется межполовое общение. Происходит первичное осознаниеценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах,вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут развитьсясоциальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцамповедения), повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появитьсячувство одиночества.
Периодзавершения. Заканчиваетсяформирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последниеможно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительствофундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолженоразвитие в подростковом возрасте.
Однакоследует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствиеособенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации испецифики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного итого же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-тонаходится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.Прежде всего нужно отметить формирование —произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Следующее важнейшееновообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причиныучебных неудач и успехов.
Дальнейшееразвитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнаватьи дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходитпервичное осознание потребности в саморазвитии, т.е младший школьник ужеспособен осознать противоречие между его реальным «Я» и идеальным, междуспособностями и возможностями, между «могу» и « хочу», соответственно понятьнекоторые аспекты внутреннего источника своей активности.
Осознаннымистановятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он пересталделать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует онекоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальныхобязанностей.
Становитсяустойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать своидостоинства и недостатки.
Важнопомнить, что в этот период образ «Я» включается чувство «умелости,компетентности», т.е. осознание собственной возможности делать порученное делохорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокойнеполноценности.
Большуюзрелость приобретает, общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметьв виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур какобычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенказаметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умениесравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями (семья животных).
Приформировании позитивных новообразований нужно помнить, что в этом возрасте естьриск появления негативных. Начинают активно развиваться нормативные социальныестрахи: страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения(страх сделать что-то не так, опоздать и т.п.). Поэтому появляется опасностьперерождения нормальных страхов в невротические.