Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальныхклассов согласно ФГОС НОО
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения
России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования второго
поколения – ФГОС НОО.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, которыйпредполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованияминформационного общества.
Деятельностный характер ставит главной целью развитие
личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виделичностных, метапредметных и предметных результатов.
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категорииметапредметных результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования, которые должны отражать:
– активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытомучебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; втом числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) вцифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,этики и этикета.
В связи с этим, я думаю, ИКТ в начальной школе должны заниматьодно из основных мест.
Начальный курс информатики должен заложить как начальныеприкладные навыки, так и начальные знания об информации и информационныхпроцессах.
Как и начальный курс математики, курс информатики, одной изважнейших задач, имеет развитие у детей абстрактного мышления;
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются
универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают
«общеучебные умения», «общие способы деятельности» и т. п.
Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа
формирования универсальных учебных действий.
Одним из важных элементов формирования универсальных учебныхдействий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающимего результативность, являются
ориентировка младших школьников в информационных и
коммуникативных технологиях и формирование способности их
грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровыхинструментов и коммуникационных сред
указывается в Стандарте как наиболее естественный способ
формирования УУД. В программу формирования универсальных учебных действийобразовательного учреждения должна быть включена подпрограмма «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся», что позволяет образовательному учреждению иучителю непосредственно формировать универсальные учебные действия учащихся сиспользованием информационно-коммуникационных технологий.
Реализация программы формирования УУД в начальной
школе – ключевая задача внедрения нового образовательного
стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановкецелей образования: одним из результатов
обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать
готовность детей к овладению современными компьютерными
технологиями и способность актуализировать полученную с их
помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Но новый ФГОС НОО предъявляет требования не только к качеству образования, но ик условиям, которые необходимо создать для информатизации школьногопространства.
Несмотря на то, что стандарт предыдущего поколения давал большуювариативность и курс информатики был не редким в программах начальной школы, онникаким образом не предполагал чётких предметных результатов освоения. А ФГОСНОО напротив, предполагает наличие целого ряда предметных требований, включивих (раздел 12.2 ФГОС НОО) в предметную область МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА. Но этотолько поверхностный взгляд. Более глубокий анализ стандарта, а такжеожидаемого перечня сформированных универсальных учебных действий, показывает,что информационная грамотность и ИКТ компетентность являются неотъемлемымисоставными частями всего курса начальной школы. Программа формированияуниверсальных учебных действий на ступени начального общего образованиясодержит раздел по формированию ИКТ-компетентности, которая описывает элементыкомпетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД исоответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изученияразличных учебных предметов. Таким образом, формирование ИКТ-компетентностиучащихся должно проходить во всех предметных областях начальной школы. Такв предметной области «Филология» преимущественно должныформироваться те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой,читательской, речевой компетентности.
В предметной области «Окружающий мир» преимущественнодолжны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различнымиспособами изучения природы и общества (в частности, получением, фиксацией,представлением и обобщением информации).
В предметных областях «Искусство» и «Музыка» –элементы ИКТ-компетентности, связанные с созданием и преобразованием звуковых играфических объектов, а в предметной области «Технология» –связанные с созданием и применением информационной среды для решения учебных,практических и творческих задач.
Новый ФГОС относит приобретение первоначальных представленийо компьютерной грамотности к образовательной области «Математика иинформатика», но первичные навыки использования средств ИКТ являются предметомизучения образовательной области «Технология. Отработка полученных навыковдолжна происходить во всех предметных областях, а области «Математика иинформатика» должна принадлежать ведущая интегрирующая роль:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
А это в свою очередь меняет характер курса начальной информатикина метапредметный, формируя из информатики по сути единую платформу, на базекоторой строится весь образовательный фундамент.
Таким образом, в новом федеральном образовательном
стандарте начальной образовательной школы второго поколения формированиюинформационно-коммуникативной компетентности учащихся отводится одна изпервостепенных ролей.
Это связано с тем, что при итоговой оценке качества освоения
основной образовательной программы начального общего образования в рамкахконтроля успеваемости в процессе освоения
содержания отдельных учебных предметов должна учитываться
готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.Решаться они должны на основе:
- системы знаний и
представлений о природе, обществе, человеке, технологии; - обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
– развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потокахокружающего мира;
– овладевать практическими способами работы с информацией;
– развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современныхтехнических средств. Так, во 2 главе ФГОСа п.11 указывается:
1) активное использование средств информационных технологий длярешения коммуникативных и познавательных задач;
2) использование различных способов поиска (в справочныхисточниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации всоответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиямиучебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео — и графическимсопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики иэтикета;
3) умение работать в материальной и информационной среденачального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствиис содержанием конкретного учебного предмета.
Развитие и формирование данных компетенций способствуетстановлению ИКТ-компетентности.
По определению в ООП НОО – это ориентировка младших школьников винформационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способностиих грамотно применять.
В структуре данной программы в каждом её разделе указываетсяИКТ-компетентность.
В п. 2.1.2. даны направления формирования ИКТ-компетентностиобучающихся.
П.4.4. рассматривает информационно-коммуникационные технологии какинструментарий универсальных учебных действий.
Личностные УУД
|
Регулятивные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053
|
Там же даётся подпрограмма формирования ИКТ-компетентностиобучающихся и обозначен вклад каждого предмета в формирование ИКТ.
В главе 4 п. 25, 26 рассматриваются материально-техническиеусловия и информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
Т. о. руководитель общеобразовательного учреждения, учитель,идущие в ногу со временем, следуя интересам детей, должны развивать, преждевсего желание и готовность к применению ИКТ.
Что уже сейчас мы можем внедрять в этом направлении? Ведь модельинформатизации образовательного процесса не нова и опирается не только на ФГОС,но и на нормативно-правовую базу действующих на сегодня документов:
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13),
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 22.05.2003 № 13-51-109/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 26.04.2004 № 14-51-105/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ от 13.08.2002 № 01-51-088 «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях».
В содержании этих документов учитель найдёт структуру урока сприменением компьютера, гигиенические требования по его использованию,гимнастику для глаз, рекомендации по организации эффективного использованиякомпьютерной базы в общеобразовательных учреждениях.
Применение данной технологии позволяет перейти к деятельностномуспособу обучения, при котором ребенок становится активным субъектом учебнойдеятельности. Сказанное выше можно отнести к плюсам внедрения ИКТ в школе.
Может сложиться впечатление, что внедрение и использованиеинформационных технологий оправданно всегда и везде. Во многих случаях этопочти так. Иногда это совсем не так, и бездумное внедрение приносит тольковред. Информационные технологии имеют ряд особенностей. Если их не учитывать,вреда можно принести больше, чем пользы.
Повсеместное использование информационных технологий приводит ксвертыванию социальных контактов, сокращению практики социальноговзаимодействия и общения, развивает индивидуализм. В каком-то смысле, этипроцессы объективны, и устранить их нельзя в принципе.
Определенные трудности и негативные моменты возникают в результатеприменения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь,связано со свободой, которой не так просто распоряжаться. Нелинейная структуранайденной информации подвергает ученика соблазну следовать по предлагаемымссылкам. При неумелом использовании это может здорово отвлечь от основного руслаизложения учебного материала. Вторая причина – излишек информации,информационный шум или информационный мусор, которыйсопровождает практически любой запрос в сети Интернет.
Развитие систем мультимедиа породило обилие информационных продуктов,напичканных разными видами информации. Среди неофитов, научившихсявставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличнымсчитается слайд, на котором есть только текст. Проблем здесь две. Во-первых,кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями.Среднестатистический человек способен уверенно оперировать одновременно лишьсемью различными мыслимыми категориями или объектами. Поэтому, когда ученикуодновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут жедемонстрируют анимационные эффекты и пару картинок, хорошего мало. Онотвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, и пропускаетважные учебные сведения. Во-вторых, люди различаются по способу восприятияинформации. В зависимости от того, какое полушарие мозга у человека ведущее, онлучше воспринимает образы или логику изложения. Когда в одном слайде смешано ито, и другое, страдают все.
Нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационныхтехнологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровьедетей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно,проводить за компьютером по восемь часов в день. Поэтому учителю,активно применяющему ИКТ, надо помнить о требованиях САНПИН, в которые внесеныизменения.
Продолжительность непрерывного применения технических средствобучения на уроках
Класс |
Непрерывная длительность (мин.), не более |
|||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения |
Просмотр телепередач |
Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения |
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
Прослушивание аудиозаписи |
Прослушивание аудиозаписи в наушниках |
|
1 — 2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
10 |
3 — 4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
После использования технических средств обучения, связанных созрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактикиутомления глаз (приложение 5), а в конце урока — физические упражнения дляпрофилактики общего утомления (приложение 4).
Продолжительность непрерывного использования компьютера сжидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся1 — 2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3 — 4классов — не более 25 минут, для учащихся 5 — 6 классов — не более 30минут, для учащихся 7 — 11 классов — 35 минут.Непрерывнаяпродолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской науроках в 1 — 4 классах не должна превышать 5 минут. Суммарнаяпродолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 — 2классах составляет не более 25 минут, 3 — 4 классах и старше — неболее 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока(оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 — 80%,физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускаетсяиспользование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов сиспользованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническимтребованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организацииработы на них.
Время диктует нам новые методы и технологии обучения. И кто, какне учитель, должен идти в ногу с этим временем? Только во всем надо знать меру.Надо помнить одну простую истину – не навреди.
Библиографический список:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 43 с.
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой Москва Просвещение 2009 г.120 стр. (Стандарты второго поколения.)
- Документы нормативно-правовой базы, перечисленные выше.
- Краевский В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / Педагогика. – 2003. — №2.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. — №5.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е. С. – М.: Академия, 2002.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений
№ 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательныхорганизациях» от 02 января 2016 г.
- http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentnosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly-v-kontekste-fgos-noo-vtorogo-pokoleniya
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/11/09/ikt-kompetentnost-uchitelya-i