Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
Тема: «Живая и неживаяприрода»
Учитель: Новиченок И. Н.
Цель: познакомить с классификацией объектов природы по иххарактерным признакам.
Задачи:
Развивающие: развивать умение наблюдать, выделять главное, логически итворчески мыслить; сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Образовательные: формировать умение группировать объекты по отличительнымпризнакам. Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Планируемый результат: знать, на какие две группы делится природа, научить детейотличать объекты живой природы от объектов неживой природы.
Оборудование:
· Карточки с картинками живой инеживой природы
Формируемые УУД
Личностные:
1) проявлятьдоброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
2)выражать положительноеотношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание большеузнать;
3) применять правиладелового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнениемдругого человека.
Регулятивные:
1)целеполагание;
2) планирование;
3) контроль;
4) оценка;
5) саморегуляция.
Коммуникативные:
1) Осуществление учебногосотрудничества с учителем и сверстниками;
2) постановка иобсуждение вопросов
3)умение с достаточнойполнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии сзадачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
1) общеучебныеуниверсальные действия (поиск и анализ необходимой информации; использованиезнаково-символических средств);
2) логические (анализ, синтез,доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения);
3)использованиеадекватных способов решения проблем.
Ход урока.
1.Организационныймомент.
Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Ирина Николаевна. Ясегодня проведу у вас урок окружающего мира. Повернитесь друг к другу иулыбнитесь, а теперь повернитесь ко мне и подарите мне свои улыбки и хорошеенастроение. Желаю, что урок прошёл интересно и вам понравится.
2. Актуализацияопорных знаний
2.1 Посмотритеотрывок из мультфильма «Смешарики»
— Чему был удивлён Крош?
— Что рассказала Совунья?
— О чем мы будем говоритьна уроке? (О природе)
— Вы знакомы со словом«природа». А что относится к природе? (все, что нас окружает и не сделаноруками человека)
— Приведите примерыприроды (Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Приводятпримеры: солнце, речка, животные, птицы и т.д.)
-Да, это все природа.Откроем учебники на странице 58. Ребята, в классе у вас есть читающие ребята? Прочитаем определение.
2.2 Работа на рабочемлисте
— Попробуйте самивыполнить задания номер один.
1. Предметы природы, агде нет их.
— Посмотрите на предметыи найдите лишний. Почему вы так считаете? Докажите своё мнение. (Медведь икапля относятся к природе, а подушка, топор и дом не является природой, этосделал человек)
-Что нельзя назватьприродой? (То, что сделано руками человека)
Окружающий нас мир можноподелить на две части: природа и рукотворный мир.
На доске появляетсякластер «Природа»
3. Самоопределениек учебной деятельности.
Сравните дом и топор.Какой объект вы отнесёте к природе? Почему?
-Кто построил дом?(Строитель, т.е. человек)
-А природные объектыможет человек сделать своими руками? Какие? (Например, солнце, вода, облака?)
-Что же такое природа?Вывод,
Природа- это все то,что существует без помощи человека. Все то, что сделано руками человека неотносится к природе. Природа и вещи, которые сделал человек, связаны междусобой?
-Да, все вещи когда-тобыли частью природы. Человек может использовать природу, но создавать природумы не можем.
Работа втетради. Обведите зелёным карандашомобъекты, не относящиеся к природе. Проверка. (Кувшин, хлеб, топор)
3.1 Работа с предметнымикартинками на доске
2. В каждом ряду найди изачеркни лишнюю картинку
— Как одним словом можноназвать то, что изображено на картинках? (Природа)
— Разделите объектыприроды на 2 группы. Дайте название каждой группе.
(На доске предметныекартинки с объектами живой и неживой природы)
— Какой можно сделатьвывод. (природа делится на Живую и неживую природу).
На доске появляется кластер«Живая природа» и «Неживая природа»
— Что вы знаем о живой/неживой природе?
— Что бы вы хотели узнатьна уроке? (ответы детей)
— Как вы думаете, почемуэто надо знать? (мнение детей)
4. Работа поучебнику
— Рассмотрите рисунки,назовите объекты живой природы, попробуйте аргументировать свое мнение.
(По ходу рассуждений надоске появляются опорные слова для кластера)
Рождаются
Дышат
Питаются
Растут
Двигаются
Размножаются (появятся детки)
Умирают
— Объясни значение этих слов, что они означают?
Рождаются (размножаются) – курица и цыплята.
— А если я разломаюкусочек мела, он ведь тоже «размножится» на множество мелких кусочков, этозначит, что «родились» новые мелки?
-Разломайте мел,раздробите любой камень. Мел остался мелом, камень – камнем. Изменились толькоих размеры.
— А что будет, еслисломать деревце, цветок? Значит, живое может погибнуть? А камень можетпогибнуть? (Травинка, деревце, жучок или зверек сразу погибнут, если ихсломать.
Этот бутон уже никогда нерасцветет!)
Растут – маленькие, большие деревья
4.2Физминутка
Раз — подняться,подтянуться,
Два — согнуться,разогнуться,
Три – в ладоши трихлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихосесть.
(Вдох, выдох)
— Что делает человек,когда делает вдох, выдох? (дышит)
Дышат
— А как дышат растения?
-Дыхание растений можнохорошо увидеть под водой. При дыхании образуются пузырьки.
Питаются
— Как питаются растения?
— Как питается хищнаяптица?
Стареют и умирают – трава, человек.
5. Первичное закрепление.
5.1 Игра «Живое илинеживое».
-Я называю объекты, а выдвигаетесь, если это живой объект, и стоите неподвижно, если он не относится кживой природе
5.2 Работа на рабочемлисте.
— Что из нарисованного относится к живой природе, а что к неживой.Нарисуй кружки: живая природа – зелёным цветом, неживая природа – голубым.
6. Работа синтерактивной доской.
Интерактивная игра «Живое-неживое».
— Обучающийся получаетиндивидуальную карточку с загадками, включающими объекты как живой, так инеживой природы. Необходимо прочитать загадку, отгадать её и закрытькарточками-отгадками только те загадки, в которых упоминаются объекты живойприроды
7. Итог урока. Рефлексия.
-Что я знал…, (Что такоеприрода)
-Что узнал…, (Признакиживой природы)
-Что хочу узнать…
— Посчитайте плюсики наполях. Всё ли у вас получилось?
Приложение №1
Живая инеживая природа
1. Предметы природы,а где нет их.
2. В каждомряду найди и зачеркни лишнюю картинку
3. Что изнарисованного относится к живой природе, а что к неживой. Нарисуй кружки: живаяприрода – зелёным цветом, неживая природа – голубым.