Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
2
4
5
7
5
Подготовила:Абушенкова С.С.
Развитие логического мышления
детей дошкольного возраста
в процессе дидактических игр с математическим содержанием -
2 слайд
развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Актуальность
-
3 слайд
Личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе организации работы по развитию познавательных и логических способностей.
Интеллектуальная, социальная и психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе.Цель
-
4 слайд
1. Развитие структурных компонентов логического мышления. Обучение детей мыслительным операциям:
анализа — синтеза, сравнения;
обобщения;
абстрагирования;
установления закономерностей;
классификации;
упорядоченности действий;
ориентировке в пространстве.
2. Удовлетворение возрастных потребностей ребёнка в познании, общении
и деятельности. Развитие у детей:
речи (умение рассуждать, доказывать);
произвольности внимания;
познавательных интересов;
творческого воображения;
умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку;
мелкой моторики рук.
3. Воспитание:
коммуникативных навыков;
стремления к преодолению трудностей;
уверенности в себе;
способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для достижения поставленных целей;
интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Задачи работы -
5 слайд
Для создания условий для формирования логического мышления у детей при помощи развивающих игр и упражнений, задач и головоломок необходимо не только подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста, но и обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
учить детей ориентироваться в пространстве;
развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику. -
6 слайд
Развивающая среда: необходим «Уголок занимательной математики», в котором находятся игры, пособия и материалы. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, согласно возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке должен находиться разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
-
7 слайд
-
8 слайд
Для успешного развития логического мышления у дошкольников задания необходимо разделять:
Дидактические игры разделить на две подгруппы:
Развитие конвергентного мышления (логического или последовательного). Выполнение задания в таких играх предполагает нахождение одного ответа. Например: «Противоположности», «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Логические концовки», «Как назвать одним словом», «Четвертый лишний», «Подбери подходящее слово» и др.
Развитие дивергентного мышления (альтернативного, творческого). В этих играх предполагается, что на один поставленный вопрос может быть дано несколько или даже множество ответов. Например: «Назови все, что может быть…», «Кто кем будет?», «Продолжите», «Хорошо или плохо», «Аналоги» и др. -
9 слайд
Дидактические игры на развитие
логического мышления
Что ты скажешь?
Вы начинаете предложение, ребенок его заканчивает, делая логический вывод:
Если папа старше мамы, то мама… (младше папы).
Если тополь выше березы, то береза… (ниже тополя).
Если тропинка уже дороги, то дорога…
Если мотоцикл едет быстрее самоката, то самокат едет…
И так далее. Поменяйтесь ролями.
Всего одно слово
Предложите ребенку продолжить ряд слов.
Понедельник, вторник, среда…
Круг, квадрат, овал…
-
10 слайд
Практические задания: обучающие детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
-
11 слайд
-
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК» -
15 слайд
-
16 слайд
ПРОНИКНОВЕНИЕ ВНУТРЬ ПРЕДМЕТНОЙ СТРУКТУРЫ, ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ КОМБИНИРОВАНИЯ, ВОССОЗДАНИЕ ЦЕЛОГО ПРЕДМЕТА ИЗ ЧАСТЕЙ
«ТАНГРАМ»
-
17 слайд
«ТАНГРАМ»
-
18 слайд
-
19 слайд
-
20 слайд
ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Головоломки
всевозможные головоломки из картона, разрезая лист на несколько частей, каждая из которых будет какой-либо геометрической фигурой.
Перемешав их, попросите ребенка восстановить первоначальную форму листа. -
21 слайд
Головоломки-развивают умение сосредоточенно думать, способствуют длительному умственному напряжению и интересу к интеллектуальной деятельности.
-
22 слайд
Логические задачи развивают умения рассуждать
-
23 слайд
Логические задачи на поиск недостающих фигур в ряду
-
24 слайд
-
25 слайд
-
26 слайд
Найди в таблице следующую комбинацию
-
27 слайд
ЗАДАЧИ – ШУТКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
Задачи на сравнение
Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки. -
28 слайд
Игры-движения
(построения и перестроения со счетными палочками) -
29 слайд
ИГРЫ ПОСТРОЕНИЯ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
-
30 слайд
-
31 слайд
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: ШАШКИ, ДОМИНО
-
32 слайд
ВЫВОД
Логико-математические игры развивают у детей дошкольного возраста самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а так же делать первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности применения дидактических игр с математическим содержанием для развития логического мышления детей дошкольного возраста.