А.П.Чехов. Краткийрассказ о писателе. Проблематика рассказа Хамелион
Цель: краткорассказать о А.П. Чехове, выявить особенности стиля писателя, детали, меткостьчеховского слова, приемы осмеяния трусости и угодничества.
Задачи урока:
Образовательные: углубитьпонятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции;
прослушатьфрагменты рассказа в актерском исполнении;
раскрыть смыслназвания рассказа;
провестианалитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство –явление социальное;
учить детейвыразительному чтению.
Развивающие: развиватьмонологическую речь, навыки анализа текста.
ХОД УРОКА.
Слово учителя. Здравствуйте ребята сегодня на уроке мы с вами вспомним фактыбиографии выдающегося мастера слова А.П. Чехова, вспомним какие рассказы писателя вы читали в 5-6 классах, познакомимся с рассказом «Хамелеон» ипопытаемся проанализировать его.
I. Краткий рассказ о писателе
Рассказ учителя об А. П. Чехове и егодетстве в Таганроге с показом изображений литературных мест и включениемсообщений учащихся о детстве, юности и начале литературной деятельности А. П.Чехова, портретах и памятниках ему. Углубление представления о Чехове как описателе-сатирике.
Актуализация имеющихся знаний о Чехове:
Какие невзгоды выпали на долю Чехова в детстве?
Чем занимался Чехов, оставшись в Таганроге?
Какую профессию выбрал себе Чехов?
Когда Чехов стал известен как писатель?
В каких жанрах писал Чехов?
Вопросы по статье учебника.
— Как сочеталасьлитературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественнойдеятельностью попечителя школы?
— Какимчеловеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манерыотмечают в своих воспоминаниях писатели?
— Какие книгиЧехова вы читали в начальной школе и в 5-6 классах? Расскажите о них.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Дом-музей А. П. Чехова вМоскве» (см. раздел учебника «Литературные места России»).
III. Чтение иобсуждение эпиграфа к статье учебника «Антон Павлович Чехов»:
Обращение кэпиграфу урока и к словам А.П.Чехова:
« В человекевсе должно быть прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа,и мысли…»
VI. Историясоздания рассказа “Хамелеон”.
“Хамелеон”создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликованв 1884 году. Это был период в жизни Антона Павловича, когда он островоспринимал хлесткое сатирическое творчество Салтыкова-Щедрина. Чехов сглубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Чехов искренневосхищался, теми литературными сказками, которые создавал Салтыков-Щедрин. Этилитературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. Сними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Именноу Щедрина Чехов учится многим приемам сатирического письма. Здесь и говорящиефамилии, и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можноназвать идейным наставником и учителем Чехова.
Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличиеОчумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятельствам,реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкинжалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а еесаму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплываютновые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов,переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение кмоменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральскаясобака не могла его обидеть.
V. Прослушиваниефрагмента рассказа в актерском исполнении.
VI. Словарная работа.
У слова «хамелеон» двазначения. Я надеюсь, что прочитав текст, вы самостоятельно назовете второезначение (переносное) этого слова.
Хамелеон -1. Пресмыкающеесятёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях вокружающей среде.
Откройте учебник на странице139, работаем со словарными словами.
Надзиратель – городскойполицейский чин, наблюдающий за порядком в определенном районе города.
Городовой – нижний чингородской полиции.
Конфискованный крыжовник –отобранный у продавца на базаре.
Мировой – судья.
VII.Домашнее задание:
1. Подготовитьустное сообщение «Чехов в воспоминаниях современников» .
2. Подготовить краткий пересказ рассказа «Хамелеон».
3. Составить устную характеристику одного из героев рассказа.
VII.X.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.