Тема: Е.Л.Шварц«Сказка о потерянном времени». Нравственныйсмысл произведения
Цели: продолжитьработу по произведению Е.Л. Шварца; отрабатывать навыки беглого выразительногочтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализироватьхарактер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.
Планируемыерезультаты: предметные: уменияпрогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходомна чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки приповторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материалаучебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителемдеятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П —анализ сказки, выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) словдля создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основехудожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре игруппе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий,умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслениепонятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время —потехе час».
Оборудование:аудиоприложение к учебнику, мультимедиапро-ектор (по возможности),выставка книг по теме урока, портрет писателя.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Речеваяразминка
(Отработканавыков разных видов чтения.)
Учебник
— Учитель у меня впортфеле!
— Кто? Быть не может!Неужели?
— Взгляни, пожалуйста!
Он тут, Его учебникомзовут.
В. Берестов
— Прочитайтестихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически,орфоэпически).
— Приготовьтесь читатьвыразительно.
— Как вы поняли смыслстихотворения? (Ответы учеников.)
— Как вы думаете, откого зависит, как учится школьник, -от учителя или от него самого?
(Задача— показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможетнаучить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)
III.Работа по теме урока
— Дома вы прочиталисказку Е.Л. Шварца. Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.
ОКЛАДИСТАЯ (борода)— (широкая и густая).
КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА —(керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).
ХОДИКИ— (небольшиестенные часы упрощенного устройства с гирями).
ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняячасть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака).
— Подберитесинонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Угрюмый, ненастный; сохранить,спасти, сэкономить.)
— Подберите антонимы ксловам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться,лодырничать.)
— Что вы узнали о ПетеЗубове?
— Прочитайте отрывок,который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.
— Прочитайте о том,как Петя встретился с мамой.
— Найдите в тексте ипрочитайте предложения, которые раскрывают смысл иллюстрации на с. 9.
— Прочитайте отрывки,с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
— Найдите отрывки, вкоторых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят,превращенных в стариков.
— Прочитайте опревращении стариков в ребят.
— Одинаково ли былоповедение детей?
— Почему они смоглипобедить волшебников?
— Как вы относитесь кребятам?
— А как к нимотносится автор?
IV. Физкультминутка
V. Продолжениеработы по теме урока
«— Хорошо тебе, Женя,фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же сказочник!
— Что ты, Юра, я пишужизнь. Сказочник — это ты».
По воспоминаниямхудожника И. Игина, этот разговор произошел в 40—50-х гг. XXв. между Евгением Шварцем и Юрием Германом — автором «толстых» романов.
— Он действительнописал жизнь. Давайте вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой?Что здесь сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четкоделятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду,то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное —трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этогоон и помогает нам избавиться своими произведениями.)
— Что могло быть насамом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
— Заметили ли вы, чтов сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.(Все пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился,с. 13. И в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять времяпонапрасну, с. 8.)
— Поделим сказку начасти и составим ее план. (Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)
— Проверим, что у васполучилось. (Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими заканчиваетсякаждая часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)
I часть
С начала до слов «И вотоднажды пришел Петя Зубов в школу…» (с. 4).
II часть
До слов «Отвернулсябедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).
III часть
До слов «Хорошобы отдохнуть», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками,белеет какой-то домик» (с. 6).
IV часть
До слов «Подсчиталиволшебники время, хотели спрятать счет в стол…» (с. 8).
VУчасть
До слов «Город еще непроснулся» (с. 10).
VI часть
До слов «Ходит Петя,бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет» (с. 11).
VII часть
До слов «Какие-тошкольники ехали в этом же трамвае» (с. 14).
VIII часть
До слов «Тут, ксчастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» (с.14).
IX часть
От слов «Тут, ксчастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» доконца (с. 16).
План сказки
1. МальчикПетя Зубов.
2. Превращениемальчика в худого, высокого, бледного старика.
3. «Бедныйя старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»
4. Влесном домике.
5. Опасениеволшебников.
6. Гдеже они — дети-старики?
7. Превращенныеотыскались.
8. Вежливыешкольники.
9. Обратноепревращение.
VI. Рефлексия
— Оцените свою работуна уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII.Подведение итогов урока
— Ребята, чему учитэта сказка?
— Для читателей, т. е.для нас с вами, автор написал замечательные слова, которые дают уверенностьчеловеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. («Так устроено насвете: от любого несчастья может спастись человек».)
Автор хотел намсказать, что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуациинайдется.
Домашнее задание
Подготовить пересказсказки. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.