Открытый урок в 8 классе по теме
«Обособление согласованных приложений»
Цели урока:
· Обобщить и закрепитьзнания учащихся об обособлении определений.
· Познакомить учащихся спонятием обособления приложений, условиями обособления согласованныхприложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения впредложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильнопроизносить их.
· Развивать память,логическое мышление, умение делать выводы, воображение, выразительность речи.
· Способствоватьэстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.
· Создать такуюобразовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит егодеятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.
Оборудование: Компьютер, проектор, таблицы «Обособленные определения»,«Обособленные приложения», запись на доске, таблички, карточки с заданиями.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение изученногона прошлом уроке.
3.Изучение новогоматериала.
4. Закреплениеизученного материала.
5. Подведение итогов.
Ход урока.
1. Организационныймомент.
1)Приветствие.
У.-Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду вести увас урок русского языка. Зовут меня Лидия Николаевна. Я надеюсь, что нашаработа будет плодотворная.
2) Сообщение темы, озвучивание целей урока.
У.- Тема урока «Обособление согласованныхприложений». Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Дети отвечают)
Д.-Мы должны уметь находить приложения, интонационноправильно их произносить, правильно расставлять знаки препинания при них.Узнать условия обособления и не обособления приложений.
3)Лексическая работа.
У.-В названии темы три слова. Чтобы лучше понятьтему, мы должны знать лексическое значение этих слов. Что означает слово обособление?
Д.-Интонационное выделение какого- нибудь смысловогоотрезка внутри предложения. (Интонация при произнесении, запятые, реже тире приписьме).
У.- Что значит согласованный?
Д.-Поставленный с определяемым словом в той жеформе. ( Падеж, род, число)
У.-Что же такое приложение?
Д.-Приложение- это второстепенный членпредложения; особый вид определения, выраженный именем существительным,согласующимся с определяемым словом в числе и падеже. Приложение дает другоеназвание предмета: река-красавица, радуга-дуга, садовод-любитель. Указывает напрофессию, возраст, степень родства, национальность, название, качествопредмета( умница-дочка), название газет, журналов, художественных произведений.
2.Повторениеизученного на прошлом уроке.
1) Вспомним правило.
У.- Когда происходит обособление определений?
Д.-1. Обособляются любые определения, еслиотносятся к личному местоимению. (Усталая, она не могла идти дальше).
2.Согласованныераспространенные определения, стоящие после определяемогосуществительного.(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)
3.Согласованныенераспространенные однородные определения, стоящие после определяемогосуществительного.(Мартовская ночь , облачная и туманная, окутала землю.)
4.Согласованныеопределения, стоящие перед определяемым существительным и имеющие добавочноеобстоятельственное значение
( чаще всегопричинное).( Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.)
2)Работа по таблице
У.- Обратимся ктаблице. Прочитайте примеры, объясните пунктуацию. (Река, бегущая с гор,наполняла шумом всю окрестность. Луна, бледная и таинственная, выглянулаиз-за туч. Он, уставший, вышел из леса. Пораженный ударом, казак зашатался.
3.Изучениенового материала.
1) Работа по таблице
У. Продолжаем знакомиться с обособленными членами предложения, Понаблюдаемза примерами обособления приложений и сделаем выводы.
Прочитайте интонационноправильно предложения .
Приложения обособляются.
1)Им, гагарам,недоступно наслажденье битвой жизни. (Относится к личному местоимению).
2)Онегин, добрый мойприятель, родился на брегах Невы. (Стоит после имени собственного.
3) На стене виселстарый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа. (Стоит послеопределяемого существительного).
4) Сосна, как деревосмолистое, с трудом поддается гниению. (В значении « по причине».
5) Слава его (Крылова)как баснописца не могла не затмить его славы как комика. ( В значении «вкачестве»).- не обособляется.
6)К брату зашел нашсосед, студент. (Приложение после нарицательного существительного, приложениеодиночное, пояснительное слово)
7)Дочь ДарьиМихайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.(Имя собственное в роли обособленного приложения, поясняет)
8)Собачка эта, покличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.(Приложения, присоединяющиесясловами по прозвищу, по имени, по фамилии).
9)Рядом помещаласькоморка- хранилище каталогов. (Вместо запятой может ставиться тире, если приложениестоит в конце предложения или относится к одному из однородных членовпредложения.)
2)Использование проектора, разбор предложений(сначала совместно, затем по вариантам)
У.-Выписать предложения, расставить знакипрепинания, объяснить причину обособления.( Через проектор). Первые 4предложения разбираем вместе, далее-1 вариант-2 предложения, 2 вариант-2предложения.
Списатьпредложения. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть приложения.
· Мелкий дождь предвестникосени кропит землю.
· Ровесники годами близкиеродственники они никогда не разлучались.
· А. С. Пушкин великий русскийпоэт родился в Москве.
· Санкт-Петербург севернаястолица нашей страны расположен на берегах Невы.
· Казань столица нашейреспублики готовится к Универсиаде.
· Молодые люди друзья с детства очём-то увлечённо спорили.
· Я ваш старинный сват икум пришёл мириться к вам.
· Тетюши родной мойгород за здоровый образ жизни.
3)Практическая направленность.
Игровой момент. Небольшая инсценировка.
У.-Героями нашей инсценировки будут: личноеместоимение, запятые, приложение, продолжение предложения; имя собственное,запятые, приложение, продолжение предложения; определяемое существительное, запятые,приложение, продолжение предложения. ( Раздаются таблички, дети на живомпримере составляют схемы).
4.Закреплениеизученного материала.
1)Работаем по учебнику.
Читайтезадание к упражнению 303. Кто понял задание, приступайте к выполнению. ( К тем,кто не понял , подходит учитель). 1 вариант -3.4 предложения, 2 вариант- 1,2предложения. Пишите только получившиеся предложения.
2)Выполнение тестовых заданий по изученнойтеме.
5.Подведение итогов.
Итоговый тест.
1. Укажитепредложение с обособленным определением:
1) Птицы не тоспят, не то дремлют.
2) Дорога вьетсямежду двумя колеями, поросшими зеленой травой.
2. Объяснитепостановку запятых в предложении:
Кругом было поле,безжизненное, унылое.
1) определение стоитпосле определяемого слова;
2) определениеобособляется всегда.
3. Объяснитепостановку запятой в предложении:
Охваченныйохотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.
1) определениеотносится к личному местоимению;
2) определение стоитперед определяемым словом.
4. Объяснитепостановку запятой в предложении:
Привлеченныесветом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
1) определение стоитперед определяемым словом;
2) определение имеетдобавочное обстоятельственное значение.
5. Укажитепредложение с обособленным приложением:
1) Желна, этачерная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое исеребристое, оно слилось с синим южным небом.
6. Укажитепредложение, в котором перед как нужна запятая:
1) Он сейчасработает (1) как техник.
2) Разумеется (1)как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.
7. Укажитепредложение, где выделенные слова обособляются запятыми:
1) Полныйраздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие наветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.
(Самопроверка)
Критерииоценивания
0 ошибок – «5»,
1- 2 ошибки – «4»,
3- 4 ошибки – «3».
Ключ:
1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1).
3)Лингвистическая задача.
Сколько в комнатечеловек? Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело 6 человек?
За столом сиделихозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моясестренка и я.
(Слова» подруга моейматери» могут стать приложением, если их выделить тире.
Домашнеезадание: Параграф 29,правило на стр. 151, упр.304, лингв. задача, итоговыйтест.