Пояснительнаязаписка.
Рабочаяпрограмма по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса разработанана основе нормативных документов:
— Федерального ЗаконаРоссийской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
— Закона РоссийскойФедерации от 25 октября 1991г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
— Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказот 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от31.12.2015 N 1576);
— Примерной основнойобразовательной программы начального общего образования, одобренной решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколот 7 апреля 2015г. № 1/15 в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015г. федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию).
Программаучебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 классасоставлена на основе примерной программы по литературному чтению кучебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный ру-ководитель А. А.Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И.Волко-ва, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М. И. Мо-ро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Литературное чтение 3 класс в 2частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградова,М. В. Бойкина — М.: Просвещение, 2014 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральныйперечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (ПриказМинобрнауки России от 05.09. 2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечнейучебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательномпроцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программыобщего образования и имеющих государственную аккредитацию»).
Наизучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе отводится 17часов
Целии задачи изучения предмета.
Цель программы:
— формирование первоначальныхпредставлений о единстве языкового и культурного
пространства России, оязыке как основе национального самосознания.
— развитие диалогическойи монологической устной.
— развитиекоммуникативных умений.
— развитие нравственных иэстетических чувств.
— развитие способностей ктворческой деятельности.
Задачи программы:
— развитие речи,мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями,задачами и условиями общения;
— формирование навыковкультуры речи во всех её проявлениях, умений правильно читать,
участвовать в диалоге,составлять несложные устные монологические высказывания;
— воспитание позитивногоэмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности ксохранению его уникальности и чистоты;
— пробуждениепознавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемыерезультаты.
Врезультате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (русском)у учащихся 4 класса будут сформированы личностные и метапредметные результаты(регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действиякак основа умения учиться).
Личностные УУД:
У учащихся будутсформированы:
— ценностные ориентиры вобласти языкознания;
— ориентация внравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающихлюдей (на уровне, соответствующем возрасту);
— осознание роли речи вобщении людей;
— уважительное отношениек творчеству как своему, так и других людей;
— развитие самостоятельностив поиске решения различных речевых задач;
— понимание богатства иразнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичностинародной звучащей речи;
— устойчивойучебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития
речи;
— чувство прекрасного –уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованиюречи;
— духовные и эстетическиепотребностей;
— готовность котстаиванию своего мнения;
— интерес к изучениюязыка.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся надоступном уровне:
— самостоятельноформулировать тему и цели урока;
— адекватно восприниматьоценку учителя;
— вносить необходимыедополнения, исправления в свою работу;
— в сотрудничестве сучителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что ужеизвестно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
— составлять план решенияучебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану,сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— в диалоге с учителемвырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы иработы других в соответствии с этими критериями;
— отличать верновыполненное задание от неверного;
— формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации;
— совместно с учителем идругими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
— вступать в диалог (отвечатьна вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-договариваться иприходить к общему решению в совместной деятельности;
— участвовать вколлективном обсуждении учебной проблемы;
— выражать свои мысли ссоответствующими возрасту полнотой и точностью;
— высказывать иобосновывать свою точку зрения;
— оформлять свою мысль вустной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)с учетом речевых ситуаций;
— быть терпимыми к другиммнениям, учитывать их в совместной работе;
— адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач;
— владеть монологическойи диалогической формами речи.
— выразительно читать ипересказывать содержание текста.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
— осуществлять поиск необходимойинформации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
— ориентироваться в своейсистеме знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
— моделировать различныеязыковые единицы (слово, предложение);
— использовать надоступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение,классификацию, обобщение);
-устанавливатьпричинно-следственные связи, строить рассуждения;
— выделять существеннуюинформацию из небольших читаемых текстов.
— вычитывать все видытекстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
— извлекать информацию,представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,таблица, схема);
— делать предварительныйотбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, воглавлении, в словаре).
— перерабатывать ипреобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: делать выводы врезультате совместной работы всего класса.
— пользоваться словарями,справочниками;
— пользоваться разными видамичтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Врезультате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (русскомязыке) учащиеся 4 класса овладеют умениями и навыками:
— воспитание ценностногоотношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковоеполе своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве имногообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национальногосамосознания;
— обогащение активного ипотенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владенияродным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правиламиречевого этикета;
— формированиепервоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемсяявлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формированиепозитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателямобщей культуры и гражданской позиции человека;
— овладениепервоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условияхобщения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств дляуспешного решения коммуникативных задач;
— овладение учебнымидействиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решенияпознавательных, практических и коммуникативных задач.
Виды речевой ичитательской деятельности
Выпускник научится:
— осознавать значимостьчтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источникэстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения:удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактови суждений, аргументации, иной информации;
— прогнозироватьсодержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру иосознавать цель чтения;
— использовать различныевиды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое,выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
— для художественныхтекстов: определять главную мысль и героев произведения;
— передавать содержаниепрочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа(полного или краткого) (для всех видов текстов);
— участвовать вобсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать иобосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правилаработы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видовтекстов).
Выпускник получитвозможность научиться:
— осмысливатьэстетические и нравственные ценности художественного текста и высказыватьсуждение;
— высказывать собственноесуждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждатьего фактами со ссылками на текст;
— устанавливатьассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видовискусства;
— составлять по аналогииустные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (длявсех видов текстов)
Выпускник научится:
— осуществлять выборкниги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
— вести списокпрочитанных книг с целью использования его в учебной и в неучебной деятельности,в том числе для планирования своего круга чтения;
— составлять аннотацию икраткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получитвозможность научиться:
— работать с тематическимкаталогом;
— работать с детскойпериодикой;
— самостоятельно писатьотзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческаяпропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
— распознавать некоторыеотличительные особенности художественных произведений (на примераххудожественных образов и средств художественной выразительности);
— отличать напрактическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаическихи стихотворных текстов;
— различатьхудожественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица),приводить примеры этих произведений;
— находить средствахудожественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получитвозможность научиться:
— восприниматьхудожественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявленияхудожественного вымысла в произведениях;
— сравнивать,сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя рядлитературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение,сравнение, эпитет);
— определять позициигероев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
— создавать по аналогиисобственный текст в жанре сказки и загадки;
— восстанавливать текст,дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
— составлять устныйрассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
— составлять устныйрассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (дляразных адресатов).
Выпускник получитвозможность научиться:
— вести рассказ (илиповествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняяили изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературноепроизведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
Содержаниеучебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».
I. Виды речевой деятельности
1. Аудирование (слушание)
Осознание цели речевоговысказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательномуи художественному произведению.
2. Чтение
а) Чтение вслух
Постепенное увеличениескорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных нормчтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,передача их с помощью интонирования.
б) Чтение про себя
Осознание смыслапроизведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).Умение находить в тексте необходимую информацию.
в) Работа с разнымивидами текста
Самостоятельноеопределение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части,их озаглавливание.
г) Библиографическаякультура
Книга как особый видискусства. Книга как источник необходимых знаний.
Типы книг (изданий):справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельноепользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
д) Работа с текстомхудожественного произведения
Осознание понятия«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе русскогонарода.
Схожесть тем, идей,героев в фольклоре русского народа. Самостоятельное воспроизведение текста сиспользованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодас использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика герояпроизведения с использованием художественно-выразительных средств данноготекста. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторскогоотношения к герою на основе анализа текста.
Характеристика героя произведения.Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общностиситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
3. Говорение (культураречевого общения)
Использование нормречевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознаватьпрямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленноепополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевоевысказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложеннойтеме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста ввысказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётомспецифики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественногопроизведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, повествование).Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использованиевыразительных средств языка (сравнение) с учётом особенностей монологическоговысказывания.
II. Круг детского чтения
Произведения устногонародного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХвв., доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детскогочтения: произведения о Родине, природе, детях, юмористические произведения. Детскийигровой фольклор, малый фольклорный жанр. Русские народные сказки (волшебные,бытовые, о животных).
Литературные сказкирусских авторов. Произведения русской классики, вошедшие в круг детскогочтения.
III. Литературоведческаяпропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка влитературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли;отношение автора к герою.
Общее представление окомпозиционных особенностях построения разных видов рассказывания:повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монологгероя, диалог героев).
Стихотворная речь:выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразиепроизведений.
Басня – общеепредставление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
знать:
-изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения,олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
— иностранные заимствования.
уметь:
— распознавать типытекстов;
— устанавливать связьпредложений в тексте;
— распознаватьпредложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое исложноподчинённое предложение.
— определятьстилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений втексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однороднымичленами и наоборот.
— восстанавливатьдеформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовойсвязи.