МКОУ «Родниковая СОШ»
Доклад
«(Использованиеновых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Автор: Рабаданова Аминат Шапиевна,учитель русского языка и литературы квалификационной категории МКОУ «Родниковая СОШ»
Кайтагский район РД
2022 г.
Знания будут тем прочнее и полнее, чембольшим количеством органов чувств они воспринимаются. К. Ушинский
В начале ХХ1-го века технологии мультимедиа и Интернетаполучили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их вкачестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Одной изсамых существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость еёобучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым учителем. «Циклобучения содержит следующие моменты:
1) установление целей обучения, предварительная оценка уровняобученности;
2) определение совокупности учебных процедур и корректировкарезультатов;
З) итоговая оценка результатов ипостановка новых целей.
Учебный процесс при этом . складывается из блоков,наполненных разным содержанием».
В концепции стандартов общего образования второго поколенияв Российской Федерации (научный руководитель авторского коллективаразработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М,Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образованияи использование новых технологий. В содержание образования закладываетсяразвитие новых процессуальных умений:
самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужнуюинформацию; работать в группе и принимать решение; использовать новыетехнологии: информационные и коммуникативные.
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работыучителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени.Несомненно, применение новых информационных технологий напрямую отвечаеттребованиям модернизации образования.
Использование новых информационных технологий в обучениипозволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательногопроцесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. Приэтом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позициючеловека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющегоею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организацииусловий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Такимобразом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная посвоей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируетсяв личностно-ориентированную.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебныйпроцесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьникуже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователяперсонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активноиспользовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке уменияработать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами.Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образованиинеизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качествоформирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств науроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразитьтрадиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повыситьнаглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний,повысить интерес к предмету.
Информационные технологии позволяют любому учителюдобиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактическихи технических средств.
В настоящее время программы, ориентированные наиспользование компьютерных и интернет-технологий, созданные учёными иучителямипредметниками, можно разделить на три большие группы: презентации,информационно-обучающие и тестирующие. Презентация хороша для анонсированияновой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Этоможет быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополненыссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предметуили электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля оченьшироко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек свопросами до сложных многоуровневых программ.
В процессе использования ИКТ на уроках формируется умениешкольников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формируету учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решенияв сложной ситуации, развивает умение осуществлятьэкспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологииоткрывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведенияуроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), позволяетформировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческуюактивность, дисциплинированность школьников. А если эта работа сопровождаетсяярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышаетпознавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.Электронные учебники, видеолекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы,справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки кним — сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей дляуспешного учебного процесса.
Одним из существенных факторовнеобходимости использования информационных технологий является еще и дефицитисточников учебного материала, возможность представления уникальныхинформационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей ит.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не толькопрофессиональную задачу построения образовательного процесса, направленного надостижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использоватьобразовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональноесамообразование, что актуально для нашей республики.
ИКТ на уроке не самоцель, а ещё один способпостижения мира ребёнком. ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть егосвоими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Поданным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанногоматериала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 частиматериала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Задачи, стоящие перед учителем словесником при примененииинформационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественнымсловом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочныеорфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запасучащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знаниелингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решенииэтих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационныхтехнологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, наповторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типахуроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока:на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведениясамостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различныефункции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Методы обучения, применяемые на уроках с использованиемИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный,исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации,видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений,объектов, прогнозирование и т.д.
Использование компьютерных технологий в преподавании любогопредмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можнорешать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизацияпознавательной деятельности, осуществление дифференцированного,индивидуализированного, личностноориентированного подхода, разрешать проблемыразноуровневого и группового обучения и т.д. и т.п. Компьютерные технологиипредполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно икоррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной игрупповой работы способствует повышению эффективности образовательногопроцесса. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкоерасширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется,ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером вобразовательный процесс — интерактивность, позволяющая развиватьактивно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяетнадеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельнойучебной работы — полезного с точки зрения целей образования и эффективного сточки зрения временных затрат. Компьютерная деятельность на уроке русскогоязыка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае онане только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнкаповышенного интереса к нему.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономитьвремя, более эстетично оформить материал.
Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз таобласть, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и,что самое главное, ее результаты.
Взять одну из «болевых» точек изучения русского языкав школе — орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не толькодобиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическуюграмотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе ненайти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари,интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, вкоторой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.
Общеизвестно, что при использовании видеосюжетовмобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку,расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества.Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов науроках русского языка.
Отмечается, что видеосюжеты позволяют учителю более эффективноподготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.
Видеосюжеты содержат интересный документальный ифактический материал, что помогает учителю обеспечить урок русского языка болеесовершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями ифотографиями.
Необходимость работы с видеосюжетами на урокахрусского языка бесспорна, однако в настоящее время этот вид работы являетсяновым, и современной школе ещё предстоит его освоить.
Использование видеосюжетов о родном крае, о странах инародах способствует патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.
Просмотр видеосюжетов способствует развитию не толькописьменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатсяприёмам построения речи, речевому этикету.
Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать,анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагментыпродолжительностью 7-10 минут.
Уроки литературы — это разговор особый. Они должныбыть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированногоматериала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим можетобеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которыепозволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов,прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связаннымс жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применениеИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.
Сегодня на уроках литературы все чаще используютсясовременные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрываниемузыкальных композиций, и просмотр видеофильмов… Педагогика словесника — этопедагогика экспрессии: <<слово + чувство»;
Поскольку в наше время литература тесно связана сдругими видами искусства, использование последних технических средствстановится все более актуальным.
Многие классические произведения нашли своевоплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на урокахлитературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведениитрадиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующимобсуждением просмотренного кинофильма.
Самой распространенной формой работы на урокелитературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными впрограмме PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации,могут быть разными. Основная функция презентации — служить нагляднымматериалом.
Мои ученики неоднократно использовали именнопрезентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе.Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает ихсамостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защитапрезентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработкекоммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на урокахизучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений:портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; атакже несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности ижизни. Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русскийязык и литературу, изобразительное искусство и музьжу, использованиемультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С ихпомощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполненияпроизведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобратьвидеофрагменты.
В современном обществе, когда информация становитсявысшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором ихпрофессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования,происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человекунеобходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспеченияуспешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебногопроцесса достигается путем комплексного использования различных программных и техническихсредств, а также применения приемов и методов активного обучения.
Поэтому, я считаю, чтоиспользование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессеявляется актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширятькругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развиватьязыковые и коммуникативные навыки и умения.