ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
УЧИТЕЛЯМИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
· Понятие цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
· Задачи использования ЦОР.
· Общие требования к ЦОР.
· Типы ЦОР.
· Использование информационных ресурсов Интернета.
3. Заключение.
4. Литература.
Использование новыхинформационных технологий в обучении детей английскому языку является одним изважных аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащенияарсенала методических средств и приемов, которые позволяют разнообразить формыработы и сделать урок более интересным для учащихся. Развитие современнойцифровой образовательной среды, которое на текущий момент имеет огромныевозможности для повышения качества обучения, является актуальным процессом.
Мы живем в информационную эпоху, которая ставит передобразованием проблему подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, вмире, где ускоряется процесс появления новых знаний. Ключевую роль в решенииэтой проблемы играет способность человека владеть информационными икоммуникационными технологиями.
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяетзначительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыкиработы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массудругих преимуществ. Информационные ресурсы значительно облегчают трудпреподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным.Применение мультимедийных технологий в процессе урока эффективно сочетается стехнологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированнымобучением. В условиях современных реалий компьютерные технологии являютсямощным средством обучения, и их применение в образовательном процессе служитсерьезным подспорьем для учителя в повышении эффективности обучения и качестваобразования. В условиях современной школы главной целью обучения иностраннымязыкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать вмежкультурной коммуникации на изучаемом языке и совершенствоваться в иноязычнойречевой деятельности. Для эффективного изучения учащимися иностранного языкахарактерна работа с аутентичными печатными, аудио и видео материалами. С другойстороны, на фоне быстрого развития информационных технологий и роста интереса кним среди учащихся, все более развивается тенденция отставания информационнойкультуры учителя от уровня учащихся, что приводит к заметному снижениюавторитета учителя и, как следствие, к падению интереса учащихся к учебе. Однимиз верных способов предотвратить негативную тенденцию является применение впроцессе обучения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Цифровыеобразовательные ресурсы (ЦОР)– информационный источник, которыйсодержит графическую, текстовую, цифровую, речевую и музыкальную информацию,направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебногопроцесса.
Цифровыеобразовательные ресурсы – это представленные в цифровой формефотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объектывиртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографическиематериалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовыедокументы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебногопроцесса.
Задачииспользования цифровых образовательных ресурсов:
1. Помощь учителю при подготовке к уроку:
— компоновкаи моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
— большоеколичество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний опредмете;
— эффективныйпоиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
— подготовкаконтрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
— подготовкатворческих заданий;
— подготовкапоурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
— обменрезультатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимуювнешнюю память.
2. Помощь при проведении урока:
— демонстрацияподготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор. Использованиеинтерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебногоматериала и повышает его качество. Интерактивные модели легко вписываются вурок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебнойдеятельности учащихся.
— индивидуальнаяисследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательнымиресурсами на уроке.
3. Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
— повышениеинтереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
— автоматизированныйсамоконтроль учащихся в любое удобное время;
— большаябаза объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций ит.п.;
— возможностьоперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
— развитиетворческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
— помощьученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранномим уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностейвосприятия;
— приобщениешкольников к современным информационным технологиям, формирование потребности вовладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Общиетребования к цифровым образовательным ресурсам.
Современныецифровые образовательные ресурсы должны:
— соответствоватьсодержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ,используемым программам;
— ориентироватьсяна современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность имультимедийность обучения;
— обеспечиватьвозможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
— предлагатьвиды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решенияжизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
— обеспечиватьиспользование как самостоятельной, так и групповой работы;
— содержатьварианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
— превышатьпо объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематическиеразделы;
— полноценновоспроизводиться на заявленных технических платформах;
— иметьудобный интерфейс.
Цифровыеобразовательные ресурсы не должны:
— представлятьсобой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
— дублироватьобщедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д.информацию;
— основыватьсяна материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).
ТипыЦОРов:
· Наборыцифровых образовательных ресурсов, расширяющие учебники/УМК (это представленныев цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели,объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографическиематериалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовыедокументы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебногопроцесса).
· Информационныеисточники сложной структуры (ИИСС). (ИИСС – это цифровой образовательныйресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах,видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях ит.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающийдеятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметнойобласти или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности врамках некоторой предметной области).
· Инновационныеучебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК — полный набор средств обучения,необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счетактивного использования современных педагогических иинформационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижениеобразовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни винформационном обществе.
Информационныересурсы Интернета.
Основнымисточником получения информации являются ресурсы Интернета. Сейчас уже всепонимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями ине менее впечатляющими услугами. Наиболее яркими примерами информационныхресурсов, представленных в Интернете, могут служить:
— веб-сайты,посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения,образовательным ресурсам и т.п.;
— веб-сайты— информационные представительства учебных заведений, образовательныхорганизаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;
— электронныерассылки по проблемам образования;
— информационныеи справочные порталы;
— ресурсыэлектронных библиотек и специализированных баз данных.
Интернет создаетуникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичнымитекстами, слушать и общаться с носителями языка. Важно определиться, длякаких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы.
Например:
— для включенияматериалов сети в содержание урока,
— длясамостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом.
Используяинформационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс,более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
— формироватьнавыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степенисложности,
— совершенствоватьумения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, такжесоответственно подготовленных учителем,
— совершенствоватьумения монологического и диалогического высказывания на основе проблемногообсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети,
— пополнятьсвой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современногоиностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа,социального и политического устройства общества,
— знакомитьсяс культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенноречевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры,традиций страны изучаемого языка.
Такимобразом, основными целями применения цифровых образовательных ресурсов науроках английского языка являются:
— повышениемотивации к изучению языка;
— развитиеречевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а такжеумение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
— увеличениеобъема лингвистических знаний;
— расширениеобъема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
— развитиеспособности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
ИспользованиеЦОРов дает возможность осуществлять учебный процесс на новом качественномуровне, позволяя многократно увеличить возможности учителя и ученика в процессеучебной деятельности. Использование аудиовизуальных, интерактивных и иных современныхинформационных средств позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Урок, организованный с помощью современныхинформационных технологий, поддерживает интерес учащихся к предмету и позволяетучителю активно вовлекать учащихся в процесс изучения иностранного языка в томчисле и в рамках коррекционно-развивающего обучения.
Литература
1. ВладимироваЛ.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 3, 2002.
2. ИспользованиеИКТ в преподавании иностранных языков. Библиотека ВсероссийскогоИнтернет-педсовета, 2007.
3. ПетроваЛ.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребностьвремени. ИЯШ, № 5, 2005.
4. ПолиловаТ.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподаваниеиностранных языков. ИЯШ, № 6, 1997.
5. «Педагогическая концепция цифровогопрофессионального образования и обучения» под научной редакцией В. И. Блинова.Москва, 2020
6. http://www.openclass.ru/io/1/inostranny
7. http://mmc74212.narod.ru/Biology/p8aa1.html
8. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=
9. http://eng.1september.ru/article.php?ID=200800403
10.http://festival.1september.ru/articles/411543/?numb_artic=411543
11.http://festival.1september.ru:8080/articles/583604/