Пояснительная записка
Рабочая программа попредмету «Родной (русский) язык» для 1-4 классов общеобразовательной школыразработана на основе следующих нормативно — правовых документов:
— Федеральный Закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Обутверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31декабря 2015 года);
— Приказ Министерстваобщего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017г. №02-01-81/9784 «О соблюдении ФГОС в части изучения родного языка»;
— Приказ помуниципальному органу «Управление образования городского округа Краснотурьинск»от 14.11.2017 г. №01-23/2330 «О соблюдении требований ФГОС в части изученияродного языка»;
— Примерная программа по учебным предметам. Начальнаяшкола и др.
Наизучение данного предмета в учебном плане МБОУ «Большеманадышская СШ» отводится1 час в неделю,
34 часа в год.
Основные задачи реализации содержания предмета «Родной язык(русский)»:
Формированиепервоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурногопространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитиедиалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей ктворческой деятельности на родном языке.
Целями изучения родного русского языка в начальнойшколе являются:
создание на практике условий для развития речевых умений и интереса кговорению на родном русском языке;
расширение языкового образовательного пространства учащихся начальныхклассов;
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбиратьсредства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувстваязыка»;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родномуязыку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремлениясовершенствовать свою речь;
воспитание уважения кродному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмыслениеродного языка как основного средства общения, средства получения знаний вразных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этическихнорм, принятых в обществе;
осознание эстетической ценности родного языка, развитие готовности испособности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевомсамосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями иуниверсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности,планировать ее, осуществлять
речевой самоконтроль и самокоррекцию); проводить библиографическийпоиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистическихсловарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;осуществлять информационную переработку текста и др.);
развитие способностиопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковыефакты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевойдеятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормамиречевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса;расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствованиеспособности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевогообщения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбиратьсредства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге,составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшогообъема;
воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувствасопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждениепознавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Личностныерезультаты освоения основнойобразовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основроссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальнойпринадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единствеи разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоениесоциальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;
6) развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;
7) формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Метапредметныерезультаты освоения основнойобразовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ееосуществления;
2) освоение способоврешения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
4) формирование уменияпонимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальныхформ познавательной и личностной рефлексии;
6) использованиезнаково-символических средств, представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активноеиспользование речевых средств и средств информационных и коммуникационныхтехнологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использованиеразличных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационномпространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи иинтерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательнымизадачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст спомощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемыевеличины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление ивыступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормыинформационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыкамисмыслового чтения текстов, различных стилей и жанров в соответствии с целями изадачами; осознанно строить речевое высказывание, в соответствии с задачамикоммуникации и составлять тексты в устной, и письменной формах;
10) овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушатьсобеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общейцели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций иролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовностьконструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон исотрудничества;
14) овладениеначальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) всоответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовымипредметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи иотношения между объектами и процессами;
16) умение работать вматериальной и информационной среде начального общего образования (в том числес учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебногопредмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями всистеме универсальных учебных действий.
Предметныерезультаты освоения основнойобразовательной программы начального общего образования с учетом спецификисодержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы,должны отражать:
1) воспитаниеценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковоеполе своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве имногообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основенационального самосознания;
2) обогащение активногои потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владенияродным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правиламиречевого этикета;
3) формированиепервоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемсяявлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формированиепозитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи какпоказателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладениепервоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условияхобщения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств, дляуспешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебнымидействиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решенияпознавательных, практических и коммуникативных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
3-й класс
Личностнымирезультатами изученияпредмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание наособенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тонречи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка иливосклицательный знак).
Средством достиженияэтих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания кним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев),обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение кпрочитанному.
Метапредметнымирезультатами изучения курсаявляется формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощьюучителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы сматериалом учебника;
учиться работать попредложенному учителем плану
Средством формированиярегулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формированияпознавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат,обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыковработы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мыслив устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилахповедения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать впаре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формированиякоммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организацияработы в парах и малых группах.
Предметнымирезультатами изучения курса «Роднойрусский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавиеиз данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставитьударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное,сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писатьна слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, оком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
составлять небольшойтекст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя изаписывать его.
Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
3 класс
№ п/п |
Содержание |
Кол-во час |
1 |
Русский язык. Прошлое и настоящее |
19 |
2 |
Язык в действии |
9 |
3 |
Секреты речи и текста |
6 |
Итого |
34ч. |
Календарно-тематическое планирование по родному(русскому) языку 3 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Русский язык. Прошлое и настоящее. |
19ч. |
|
|
|
|
1. |
Где путь прямой, там не езди по кривой (с.4-8) |
1 |
|
|
|
2. |
Правду не скроешь (с.8-11) |
1 |
|
|
|
3. |
Кто друг прямой, тот брат родной (с.11-17) |
1 |
|
|
|
4. |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (с.17-20) |
1 |
|
|
|
5. Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Каждый дождь, своё название имеет (с.20-26) |
1 |
|
|
|
6. |
Сошлись два друга – мороз да вьюга (с.26-30) |
1 |
|
|
|
7. |
Понятие слов мороз, иней, кураж в русских народных сказках (с.30-34) |
1 |
|
|
Словарный диктант |
8. |
Ветер без крыльев летает (с.34-37) |
1 |
|
|
|
9. |
Имена прилагательные и глаголы к описанию слова ветер (с.37-40) |
1 |
|
|
|
10. |
Какой лес без чудес (с.40-44) |
1 |
|
|
|
11. |
На границе леса и поля. Лесная аптека (44-49) |
1 |
|
|
|
12. |
Дело мастера боится (с.50-55) |
1 |
|
|
|
13. |
Из истории слова – извозчик, ямщик, коробейник (с.56-59) |
1 |
|
|
|
14. |
Заиграйте, мои гусли…(с.59-63) |
1 |
|
|
|
15. |
Музыкальный инструмент в русских былинах и сказках (с.63-67) |
1 |
|
|
|
16. |
Что ни город, то норов (с.67-72) |
1 |
|
|
|
17. |
Название городов на Руси (с.72-77) |
1 |
|
|
|
18. |
У земли ясно солнце, у человека – слово (с.78-82) |
1 |
|
|
|
19. |
Народный фольклор на Руси (с.82-87) |
1 |
|
|
Проверочный тест |
|
Язык в действии |
9 ч. |
|
|
|
20. |
Для чего нужны суффиксы? (с.88-91) |
1 |
|
|
|
21. |
Имена существительные и суффиксы (с.91-96) |
1 |
|
|
|
22. |
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? (с.96-97) |
1 |
|
|
|
23. |
Род имён существительных (с.98-99) |
1 |
|
|
Самостоятель ная работа |
24. |
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? (99-104) |
1 |
|
|
|
25. |
Как изменяются имена существительные во множественном числе? (с.104-107) |
1 |
|
|
|
26. |
Имена существительные в родительном падеже (с.107-110) |
1 |
|
|
|
27. |
Зачем в русском языке такие разные предлоги? (с.111-114) |
1 |
|
|
|
28. |
Предлоги в русском языке (с.114-117) |
1 |
|
|
Проверочный тест |
|
Секреты речи и текста |
6ч. |
|
|
|
29. |
Создаём тексты-рассуждение (с.118-121) |
1 |
|
|
|
30. |
Как построить текст-рассуждение (122-124) |
1 |
|
|
|
31. |
Учимся редактировать тексты (с.124-127) |
1 |
|
|
|
32. |
Учимся редактировать тексты (с.128-133) |
1 |
|
|
|
33. |
Создаём тексты-повествования (134-138) |
1 |
|
|
|
34. |
Дымковская, Филимоновская, Каргопольские игрушки (с.138-142) |
1 |
|
|
Итоговый тест |
