Муниципальноеказенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированноговида
п.СолнечныйЗолотухинского района Курской области»
Курская обл.,Золотухинский р-н, п.Солнечный, ул. Молодежная, д.2
Тел.: 8 (47151)23101,email: solnechnijsad@yandex.ru
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙМЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Подготовила:
воспитатель Александрова О. П.
1 младшая группа
2022г.
Нравственноевоспитание детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст — это важный период в нравственномразвитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первыеэлементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувствак окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит вусловиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Теморальные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этомвозрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу ихдальнейшего нравственного развития.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Этоеще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступении который требует особо бережного и внимательного отношения со сторонывзрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности вовладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опытаповедения и деятельности.
У ребят третьего года жизни велика потребность в ласке,внимании взрослого. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловленоотсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умениясамостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной изосновных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста являетсяформирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях.Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует ихжизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только можетобслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться,есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке(убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи,т. е. управлять своим поведением.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность,педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызываетжелание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне).Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться,благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другимидетьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищумоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытиратьноги, убирать на место игрушки.
Детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, чтопозволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающимлюдям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышейположительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь кблизким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении,похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
У детей легко можно вызвать желание подчиняться определеннымтребованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностямивыполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовыхумений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевомуусилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого,особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких быто ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можноначинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическимнормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогаетдетям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственноусвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужнодружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, апросить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детейформируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречьрастения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им вдетском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.),что к труду взрослых надо относиться бережно.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детейначинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизнии нормах человеческого общения.
Нравственному воспитанию маленьких детей нередко мешаютпроявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о такназываемом «кризисе трехлетних». К концу третьего года жизни у ребенкапоявляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я».Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и каквоспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенкепроизошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступаеткризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо большихпределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запретывызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишьбы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). Внебольших степенях негативизм и упрямство — нормальные реакции во времякризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогическихмер.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневнойдеятельности, в игре, и на занятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. АвдееваН.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе уребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическоеразвитие. — М., 1977.
2. АвраменкоО.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре:Образовательнопрофессиональные программы. — Елец, 2001. — 12 с.
3. Воспитаниесамооценки и активность у детей дошкольного возраста. — М., 1973.
4. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
5. ВолокитинаМ.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: Педагогика, 1955.
6. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.:Просвещение, 1967.
7. ВыготскийЛ.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Гос.учеб.педагогич. изд-во, 1935.