План – конспект мастер – класса на тему: Формирование физических качеств обучающихся черезподвижную игру – «догонялки»
Цель: использование подвижных игр для всестороннего игармоничного
развитияучащихся.
Задачи:
· создание условий для разнообразнойдвигательной активности;
· обогащение представленияучастников мастер-класса о необходимости проведения подвижных игр;
· формирование умений и развитиефизических качеств участников;
· побуждение участниковмастер-класса к творчеству в двигательной деятельности;
· воспитание у участниковмастер-класса желания самостоятельно проводить и организовывать подвижные игрыс детьми.
Ходмастер-класса:
Подвижныеигры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на обучающихся приего активной помощи. Они являются комплексным средством физического воспитания,способствующим полноценному развитию растущего организма.
Подвижныеигры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры.Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особеннопривлекательным.
Подвижныеигры просты, содержательны, имеют яркость замысла, отсутствиерегламента, в них нет возрастных ограничений, не обязательна физическаяподготовка, а главное любая игра всегда занимательна.
Считаю, что применение подвижных игр в урочное и вовнеурочное время позволяет:
· повыситьзаинтересованность детей к урокам физической культуры;
· воспитать потребность ксистематическим занятиям спортом;
· повысить эффективность обученияна уроках физкультуры;
· сохранить и укрепить здоровье вединстве (физического — психологического – социального).
Задачи,решаемые при проведении подвижных игр:
Образовательная — совершенствование двигательных действий ифизических
качествчерез подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости,
ориентировкав пространстве, координации, силы).
Оздоровительная – укрепление морфофункциональных систем организма,
формированиепсихологических свойств организма (логическое мышление,
воображение,память и т.д.) и положительных эмоций.
Воспитательная – формирование дружной и согласованной работы,
формированиенравственных качеств: организованности, самостоятельности,
воспитыватьчувство коллективизма.
Широтавоспитательного воздействия в играх.
· Чувство коллективизма
· Чувство активности
· Чувство настойчивости
· Чувство смелости
Еслина уроке решается задача развития силы, то в его программу оченьвыгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные скратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразнымиформами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственномсоприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включаютразличные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы,тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачиоказываются также упражнения с доступными отягощениями – наклоны, приседания,отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег, прыжки с посильным для учащихсягрузом. Сюда же следует отнести метания различных предметов на дальность.
Для развитиябыстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакцийна зрительные, звуковые или тактильные сигналы и включающие физическиеупражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительнымирывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными действиями,направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развитияловкости применяют игры, требующие проявления точной координациидвижений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров покоманде, определенной физической сноровки.
Для развитиявыносливости надо использовать игры, связанные с заведомо большойзатратой сил и энергии, с частыми повторениями упражнений или с продолжительнойнепрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.
Ноесть одна игра, которая может решать различные задачи для развития физическихкачеств – «ДОГОНЯЛКИ»
«ДОГОНЯЛКИ»
Цель: развитие быстроты, силы, ловкости,выносливости, а так же психологических качеств.
I вариант игры
Посигналу учителя водящий, начинает догонять, кого догнали, тот становитьсяводящим. Стандартный вариант.
II вариант игры
У всехучастников игры одинаковое и.п. (Например: прыжками на двух или на одной ноге,«гусиным шагом» и др. и.п.) По сигналу учителя водящий, начинает догонять, когодогнали, тот становиться водящим.
III вариант игры
Посигналу учителя водящий, начинает догонять, кого догнали, тот выполняетопределенное задание (например: пять приседаний) и затем снова встает в игру.
IV вариант игры
Всеучастники игры делятся на пары и держаться за руки. По сигналу учителя водящий,начинает догонять, кого догнали, тот становиться водящим.
V вариант игры
Всеучастники игры делятся на пары и держаться за руки. По сигналу учителя водящий, начинает догонять, кого догнали, тот выполняет определенное задание (например:различные упражнения на координацию) и затем снова встает в игру.
VI вариант игры
По сигналуучителя водящий, начинает догонять, кого догнали, берутся за руки с водящим.Игра продолжатся до тех пор, пока все не возьмутся за руки.
Ожидаемыйрезультат:
-укреплениездоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни;
-развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств;
-формировать у детей уверенность в своих силах;
-умение применять игры в самостоятельных занятиях.
Мы свами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координироватьсвои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь, многим пригодитсятакая игра для урока физической культуры.
Важно,чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Ядостигаю это путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а такжетакой организацией игры, которая вызвала бы у них положительные эмоции. Толькоположительные эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функцииорганизм, а также на самочувствие и поведение учащихся.
И взаключении хочется подчеркнуть, что оздоровительные, образовательные ивоспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимодействии иединстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средствомразностороннего развития и нравственного воспитания обучающихся.
Списокиспользованной литературы:
1.СайтФизкультура Подвижные игры
http://www.fizkult-ura.ru/sci/mobile_game/1
2.Сайтучителей физкультуры «Физкультура на 5»
http://fizkultura-na5.ru/
3.СайтОткрытый урок
http://открытыйурок.рф/
4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002.
5.Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001.
6.Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности ипсихических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина //Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц.В.А.Вострикова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.