Методика PECS
Что такое методика PECS
PECS(The Picture Exchange Communication System) — Система общения припомощи обмена карточками
Разработана ЛориФрост и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей при использованииразличных программ обучения навыкам общения детей-аутистов и детей с другимисоциально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствиецеленаправленной или социально приемлемой речи.
Цель системы PECS – целенаправленное,самостоятельное инициируемое общение.
Подготовка к PECS
До начала работы с PECS необходимо :
Оценитьнавыки общения ученика(контрольный список ВНО+ целесообразность примененияPECS)
Определить,какие предметы ученик любит больше всего, или какие предметы являются подкрепляющими стимулами(оценка, иерархия поощрений) — 3-5 мощных подкреплений.
Организоватьучебную среду(труднодоступность желаемых предметов)
Подготовитьматериал (карточки, альбомы)
Этапы освоения
![]() |
Времяпрохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий
§ ЭтапI:«Как» осуществлять общение
Конечнаяцель: Увидев наиболее «предпочитаемый предмет», обучающийся беретизображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему вруку.
Этап I:
«Как» осуществлять общение Правила:
1. Двапедагога: Собеседник и Помощник
2. Неиспользуются словесные подсказки
3. Показодной карточки
4. Создание30-40 «учебных» ситуаций в течение дня
5. Разнообразиеподкреплений (еда, игрушки и т.д.)
6. Карточка должна соответствовать моторным навыкам ребенка (размер, толщина, текстураяркость рисунка и др.) и не имеет значение изображение на карточке (карточкаможет быть пустой)
Этапы освоения
Этап II:Расстояние и настойчивость
Конечнаяцель: Ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий,берет из него карточку, дает (структурированная учебная среда)/подходит и даетпедагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.
Этап II:
Расстояние и настойчивость Правила:
1. Двапедагога (побуждение к действию дается вторым педагогом)
2. Неиспользуются словесные подсказки.
3. Используетсянесколько карточек, предлагая их по одной
4. Регулярнои часто проводим оценку подкрепляющих стимулов по причине измененияпредпочтений у ребенка и изменения в учебной среде
5. Навыкпередвижения за педагогом и к альбому тренируем после работы за столом
6. Спонтанныепросьбы в ходе занятий
7. Ненадо чрезмерно привлекать ребенка к определенным предметам
Этапы освоения
Этап III:Различение карточек
Конечнаяцель: Чтобы попросить желаемый предмет, ученик подходит к альбомудля занятий выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается ксобеседнику и дает ему карточку.
Этап III:
Различение карточек
Правила
1. Неиспользуются словесные подсказки
2. Частаяоценка подкрепляющих стимулов
3. Разныепреподаватели
4. Созданиемножества возможностей для спонтанных просьб
5. Изменятьположение карточек на доске/в учебном пространстве
Этапы освоения
![]() |
Этап IV: Структура предложения
Конечнаяцель: Ученик просит предметы, находящиеся или не находящиеся внепосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующуюпоследовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий,достает карточку «Я Хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достаеткарточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон дляпредложений, снимает шаблон с доски, подходит к Собеседнику и передает емушаблон.
Этап IV:
Структура предложения
Правила
1. Незлоупотребляем словесными подсказками
2. Использоватьстратегию обратных шагов
3. Созданиемножества возможностей для спонтанных просьб (различные занятия и дома)
Этапы освоения
Этапы освоения
Свойствапредметов и расширение словаря (форма, цвет, размер)
Конечнаяцель: Ученик использует разнообразные карточки, обозначающиесвойства предметов, и комбинирует их в предложениях, состоящих из 4 и болеекарточек.
Свойства предметови расширение словаря Правила:
1. Неиспользуются словесные подсказки
2. Оценкаподкрепляющих стимулов (определение наиболее значимых для ребенка свойствпредметов )
3. Разныепреподаватели
4. Созданиемножества возможностей для спонтанных просьб
5. Использоватьнесколько разных образцов при обучении каждому понятию.
Этапы освоения
Этап V:Ответ на вопрос
«Что тыхочешь?» (просьба как ответ на вопрос)
Конечная цель: Ученикспонтанно просит разнообразные предметы и отвечает на вопросы «Что ты хочешь?»
Этап V:
Ответ на вопрос «Что тыхочешь?»
Правила
1. Использованиестратегии «Подсказка с задержкой» в процессе обучения на этом этапе
2. Созданиевозможности как для ответа на вопрос «Что ты хочешь?», так и для спонтанныхпросьб
Этап 6: Комментирование
Правила
1. Обеспечитьсоответствующее поощрение каждого акта общения — материальное и социальное, длякомментариев только социальное
2. Использованиеподсказок с задержкой при тренировке ответов на каждый новый вопрос
3. Проводитьобучение различению между вводными карточками
Результаты PECS.
Переход к другим формам общения
Результаты:
Снижениепроявлений неадаптивного поведения
Улучшениесоциального поведения
Положительныесдвиги в речевом развитии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВОПРОСЫ
