Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Дизонтогенез
-
2 слайд
Этиология
Биологические факторы
поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).
внутриутробные нарушения (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмбзом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального периода.
Социальные факторы
микросоциально-педагогическая запущенность -
3 слайд
Виды симптомов
Негативные
«выпадения» в психической деятельности: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и т.д.Продуктивные
невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д. -
4 слайд
механизмы системогенеза
сензитивный период — подготовленный структурно-функциональным созреванием отдельных мозговых систем, характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
гетерохрония развития — неравномерность в созревании различных функциональных систем головного мозга.
асинхрония развития — понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и оно становится дисгармоничным:
Явления временной независимости — явления изоляции
явления ретардации
явления патологической акселерации -
5 слайд
Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза
Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвитияЧем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения
-
6 слайд
Первичные и вторичные нарушения
первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.)
вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, — так называемое специфическое недоразвитие.
-
7 слайд
-
8 слайд
Общее психическое недоразвитие
Типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.По этиологии ее можно разделить на две основные группы — эндогенную (генетическую) и экзогенную.
Клинико-психологическая структура дефекта обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных и теменных отделовКлинико-патогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой выделяет следующие формы УО: неосложненные, осложненные и атипичные.
-
9 слайд
Задержанное психическое развитие
выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.Различают четыре основных варианта задержки психического развития:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза. -
10 слайд
Поврежденное психическое развитие
— органическая деменцияЭтиология — перенесенные инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные дегенеративные, обменные заболевания мозга.
Виды:
-резидуальная
-прогрессирующаянет тотальности и иерархичности нарушения психических функций
Эпилептическая деменция формируется при эпи эпилептической болезни
-
11 слайд
Дефицитарное психическое развитие
связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеванийЭтиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными факторами.
Среди детей с недостаточностью слуха выделяются:
1) глухие:
а) рано оглохшие;
б) поздно оглохшие;
2) слабослышащие:
а) с относительно сохранной речью,
б) с глубоким недоразвитием речи.Среди детей с недостаточностью зрения выделяет:
1) тотально слепых;
2) частично видящих;
3) слабовидящих. -
12 слайд
Искаженное психическое развитие
— ранний детский аутизмВ вопросе об этиологии раннего детского аутизма единства мнений нет.
этапы становления аутистического синдрома.
1. На базальном уровне возникает комплекс симптомов, вызванных патологией в сенсорной сфере
В результате нарушения аффективного процесса возникает фиксация более ранних форм ориентировки. Неустойчивость развития порождает тенденцию к регрессу, зацикливанию, двигательным стереотипиям.
2. Нарушается нормальное функционирование этологических механизмов, обеспечивающих в норме первичную адаптацию к окружающему.
В связи с состоянием перманентной дезадаптации на первый план выдвигаются защитные формы поведения, стремление к минимизации контактов с окружающими, самоизоляции. -
13 слайд
Дисгармоническое психическое развитие
психопатии и патологическое развитие личности
Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными, факторами (конституциональные формы психопатий), либо с экзогенными вредностями, действовавшими на ранних этапах онтогенеза (органические формы психопатий)
Выделены основные варианты психопатий по их этиологии:
-конституциональные (шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические)
-органические (возбудимый (эксплозивный) тип )
-дисгармонический инфантилизм»: неустойчивые, истерические личности, псевдологи).Патологическое формирование личности – этиологией являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация.
Невропатия – особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций -
14 слайд
Спасибо за внимание!
