ГКОУ Калужской области «Озерскаяспециальная (коррекционная ) школа-интернат для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
для учащихся начальных классов
Викторина
« По страницам детских книг»
Автор : Гальченко Елена Николаевна
2022 г.
Пояснительнаязаписка
Цель: Закрепить, повторить ирасширить знания, полученные на уроках чтения и внеклассного чтения;
Пробуждать желание читать, беречь и любить книги.
Задачи:
а) коррекция и развитие у учащихся представлений о книге –какисточнике знаний, умений, позитивного отношения к окружающему миру;
б) развитие и коррекция активного словаря, речи, памяти,предпосылок воображения;
в) развитие и коррекция навыков взаимопомощи и доброжелательности при работе в команде;
г) воспитание интереса и бережного отношения к книгам.
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведениямероприятия:
а) проблемный метод;
б) исследовательский метод;
в) поисковый метод;
г) деятельностный метод;
д) рефлексия;
е) беседа;
ж) дискуссия;
Способы организации деятельности:
а) фронтальный,
б) коллективный
в) групповой
г) индивидуальный
Условия для проведения:
Готовность детей поддержать инициативу учителя подготовить ипровести викторину
Ожидаемые результаты:
Формирование у обучающихся интереса к чтению, любви к книге.
-1-
Оборудование:
а) выставка рисунков и книг
б) мультимедийный проектор;
в) презентация;
г) компьютер.
д) книги детских писателей
Структура мероприятия:
1. Подготовительныйэтап:
а) подготовка выставки «Книги – наши друзья»;
б) подбор информационных материалов; в) назначение участников и ответственных за подготовку и оформление внеклассногомероприятия. Команды «Знайки» и «Умники»
г) составление плана проведения внеклассного мероприятия;
д) подготовка и проведение конкурса рисунков по произведениямдетских книг;
е) выставка рисунков «Мои любимые герои»
ж) подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.
2. Проведение мероприятия по плану.
По страницам детских книг.
Викторина.
( Фанфары ) Слайд №1
Литературная викторина Слайд №2
Портреты писателей Слайд №3
Правила игры Слайд №4-6
-2-
Конкурсы
1) Приветствия команд. Задание №1 Слайд №7
Знайки. Мы – Знайки,
А это значит-
Нас ждёт успех
И ждёт удача!
Умники. Мы умные и смелые
Победим в этот раз,
Нам соперник неуказ!
2) Угадай жанр книги. Задание №2 ( показать книги после ответовс выставки) Слайд №8
— Книги, в которых написано про всё на свете? (Энциклопедия)
— Волшебныеистории о принцессах, Бабе Яге, Змее Горыныче? (Сказки)
-Книга, которая учит рисовать? (Раскраска)
— Книга дляшкольников? (Учебник)
-Книга, рассказы в которой написаны в рифму? (Стихи)
-Книги, в которых описывается жизнь растений, животных и т.д.? ( О природе)
3) Доскажи словечко. Задание №3 Слайд №9
__По шучьему велению __ …..
__Молочные реки ___ …..
__Поди туда ___ ……
__Баба Яга ___ костяная …..
__Сивка-бурка __ вещая …..
__Сим-сим ___ ……
-3-
4) Угадайгероя по описанию. Задание №4. Слайд № 10-18 (послеответов)
1Она снесла деду и бабке золотое яичко. (Курочка ряба)
2. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл ( Колобок)
3. « Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня за то, чтоя, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть, лучшепогибнуть от их ударов…»
(Гадкий утёнок)
4. Этагероиня выгнала зайчика из своей избушки. (Лиса)
5. «Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади –мышами, лакеи — ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое,залатанное платьице»
(Золушка)
6. Его имя на человечьем языке означает « лягушонок». Но он смелый, отважный. Онстал властелином всего населения джунглей.
( Маугли)
7. Он лечитзверей и птиц.
8. ПродалАзбуку и купил билет в кукольный театр.
5) Конкурс стихов Задание №5 Слайд №19( Дети читают наизусть стихи)
ФизминуткаСлайд №20
6)Путешествие по сказкам. Задание №6
Слайд №21-31 ( По слайдам назвать сказку)
7)Конкурс практический Задание №7Слайд №32
(Найтив книге нужную страницу и назвать (прочитать) картинку)
-4-
8)Отгадай загадки. Задание №8Слайд №33
Не куст, а слисточками,
Не рубашка, асшита,
Не человек, арассказывает. (Книга)
У стены – большойи важный –
Дом стоитмногоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцовпрочли уже! (Книжный шкаф)
Ждали маму смолоком,
А пустили волка вдом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
В детстве все надним смеялись,
Оттолкнуть егостарались:
Ведь никто незнал, что он
Белым лебедемрожден. (Гадкий утенок)
Покупала самовар,
А спасал еекомар .(Муха Цокотуха)
Была она артисткой
Прекрасной , какзвезда,
От злого Карабаса
Сбежаланавсегда. (Мальвина)
Уплетая калачи,
Ехал парень напечи.
Прокатился подеревне
И женился нацаревне. (Емеля)
Эта скатертьзнаменита
Тем, что кормитвсех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушанийполна. (Скатерть самобранка)
-5-
Сладкий яблокаромат
Заманил ту птицу всад.
Перья светятсяогнём,
И светло вокруг,как днём. (Жар птица)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем однойноги,
Зато естьзамечательный
Аппаратлетательный.
Какой? (Ступа)
.
И зайчонок, иволчица —
Все бегут к немулечиться. (Айболит)
В гости к бабушкепошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за нейследил,
Обманул ипроглотил. (Красная шапочка)
Он в Италииродился,
Он своей семьёйгордился.
Он не простомальчик-лук,
Он надёжный,верный друг. (Чиполино)
Над простым моимвопросом
Не потратишь многосил.
Кто мальчишку сдлинным носом
Из поленасмастерил? (Буратино)
9) Это мы читали. Задание №9.Слайд34-42 (Вставить слово в названиепроизведения. Слайд после ответа )
— Б. Заходер «Кит и ….» кот
— Э. Успенский «Крокодил Гена и ….»Чебурашка
— Б. Житков «Храбрый ….» утенок.
— Г.Х. Андерсен « Стойкий оловянный….» солдатик
-6-
— Н. Носов « Незнайка и его …..» друзья
— С. Михалков «Дядя ….» Степа.
— К. Чуковский «Федорино ….» горе.
— В. Бианки « Чей нос …» лучше.
10) Итоги Слайд №43
Вне конкурса . Чтение по ролям наизустьстих-я «Вежливость»
11) Слайды №44-46:Молодцы. Читайте книжки. Награждения.
Список литературы.
1. Авдотина Н.А.«Праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского» // «Начальная школа», 2003 -№ 1, С — 100-101.
2. Адаменко М.Н.«Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушкидля Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С — 56-62.
3. Антонова Е.С. «Как явоспитываю интерес к книге». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 — № 12,С — 27-28.
4. Афанасьева М.Д.«Библиотека и юный читатель». // М. Издательство «Книжная палата». 1987, С-72-75.
5. Болотина Л.Р.,Латышина Д.И. «Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах».// М. «Просвещение». 1978, С- 6-9. 6. Ефросинина Л.«Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа». 2007 — № 4, С- 6-15.
7.Кузьменкова Е.И. Воспитание будущего читателя:литературно-художественное развитие детей 3 — 5 лет. — М.: Чистые пруды, 2005.
8.Жукова И.Л.«Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.)». // «Начальнаяшкола». 2007 — № 4, С — 26-31.
9. Зобнина М.А. «Как пробудить у младшего школьника интерес кчтению?». // «Начальная школа». 2007 — № 8, С -35-43.
-7-
10.Каирова Р.П. «Краеведческий турнир посвященный творчествуП.Бажова». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 — № 1, С — 65-
11. ЛазареваВ.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальнаяшкола». 2005 — № 2, С — 2-10.
12.Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой.– М.Т Сфера,2015. 13.Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественнойлитературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя[Электронныйресурс]. URL:http://festival.1september.ru.
14.Ушакова О.С., ГавришН.В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. – М.: ТЦСфера, 2011.
-8-
