Тема:«Путешествие в Звукоград»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: анализ звукового ислогового состава слова, составление предложений посредством выполненияупражнений и игровых заданий
Задачи.
Развивающие:
Развиватьсвязную речь посредством выполнения упражнений и игровых заданий
Развиватьлогическое мышление посредством отгадывания загадок
Развиватьвнимание, сообразительность посредством выполнения упражнений и игровых заданий;
Обучающие:
Закрепить умение в дифференциациигласных и согласных звуков посредством выполнения упражнений и игровых заданий
Упражнять в определении места звука вслове, в определении количества слогов в слове посредством упражнений
Развивать грамматический строй речипосредством выполнения упражнений
Закрепитьумение составлять предложения посредством выполнения упражнений;
Воспитательные:
Воспитыватьумение работать в коллективе, воспитывать умение слушать ответ товарища,формировать навык самооценки и контроля посредством выполнения упражнений и игровыхзаданий.
Планируемыйрезультат занятия: применяют знания (делаютзвуковой анализ слов, слоговый анализ, составляют предложения, умеют работатьсо схемами посредством выполнения упражнений и игровых заданий.
Подготовительнаяработа: составление техкарты, работа со схемами (состав слова,предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение»,«Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.
Материалыи оборудование: картинки для составленияпредложений, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением городаЗвукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка), карточкисхемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого исинего цвета.
Методическиеприемы:
1.Зантересованныймомент.
Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Скорее подходитеи рассаживайтесь по местам.(Дети садятся за свои столы)
(Внезапно речьвоспитателя прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка.Педагог снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор)
Воспитатель: Ребята,это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, кним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в своисказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможемпомочь. (Дети слушают воспитателя)
2.Создание проблемной ситуации.
Воспитатель:- Ну, что поможем сказочным героям и мэру?
(Воспитательнабирает номер телефона и имитирует разговор с мэром).
Воспитатель:Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочнымгероям?
Мэр:Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту.
(Звучитаудиозапись смс – оповещения и воспитатель демонстрирует задания в пакете,пришедшие по электронной почте).
3.Решениепроблемной ситуации.
Воспитатель:Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку:
Мальчишка деревянный,
Непоседа и проказник,
Карабаса наказал
И устроил куклам бал.
Правильно,это Буратино.
(Воспитательвыставляет картинку Буратино).
Воспитатель:Ребята, а из какой сказки этот герой?
Этотгерой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».
Правильно,и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание.
( Воспитательвыставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки).
Ребята,рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?
(Ответыдетей)
Воспитатель:- А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов.
(Ответыдетей)
Детииграют. Мальчики играют.
Воспитатель:Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»?
(Ответыдетей)
Два.
Воспитатель:Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим вконце?
(Ответыдетей)
Сзаглавной буквы, а в конце ставим точку.
Воспитатель:Проверьте себя.
(надоске выставляется схема предложения).
Воспитатель:Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь.
Воспитатель:Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»?
(Ответыдетей)
Три.
Воспитатель:Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трехслов?
(Ответыдетей) Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки.Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква.
Воспитатель:Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь.
Воспитатель:Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратиноотправляется в свою сказку.
Воспитатель:Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её?
(Ответыдетей)
Верно,это Красная шапочка.
Воспитатель:А из какой сказки эта героиня?
(Ответыдетей)
Изсказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка»
(Надоску выставляется картинка с Красной Шапочкой)
Воспитатель:Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочкавернулась в свою сказку.
(Воспитательпоказывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками).
Воспитатель:Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем?
Дети:Здороваемся, спрашиваем имя.
Воспитатель:Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляетсяновая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает именадетей, интонационно выделяя звук «Р»).
Воспитатель:Какой звук я выделила голосом?
(Ответыдетей)
Звук«Р».
Воспитатель:Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту?
(Ответыдетей)
Да,зубы.
Воспитатель:Значит это звук согласный или гласный?
(Ответыдетей)
Этотзвук встречает во рту преграду, ему что-то мешает, значит он согласный.
Воспитатель:Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков?
(Ответыдетей)
Вимени «Рома» «Р» звучит твердо.
Воспитатель:Значит это большой братец звука «Р».
Воспитатель:А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»?
(Ответыдетей)
Вимени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко.
Воспитатель:Правильно, это маленький братец звука «Р» — «Рь».
Воспитатель:Молодцы!
Воспитатель:Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»?
(Ответыдетей)
Верно,в слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова.
Воспитатель:Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать(разделить на слоги).
Кто,определит, сколько слогов в слове «Рома»?
Детиотхлопывают и называют количество слогов (Два).
Воспитатель:Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек иположите перед собой (дети отбирают полоску — схему с двумя окошками икладут перед собой на столах). Воспитатель проверяет правильностьвыполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения.
Воспитатель:Какой звук «Р» в слове «Рома»?
(Ответыдетей)
Твердый.
Воспитатель:Значит, нам нужна фишка, какого цвета?
(Ответыдетей)
Звук«Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета.
Воспитатель:Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома».
Воспитатель:На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»?
(Ответыдетей) Верно, в начале слова.
Воспитатель:проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным напервом месте звуком «Р» в слове «РОМА».
Асейчас, ребята, давайте немного передохнём.
Физкультминутка«Зарядка семи гномов»
Первыйгном присел и встал (приседания),
Авторой вдруг побежал (бег на месте),
Третий,плавно покружился (кружатся направо),
Ачетвёртый наклонился (наклоны).
Пятыйвправо повернулся (поворот направо),
Ашестой назад прогнулся (наклон назад),
Гномседьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки),
Белоснежкаже сказала:
«Повторяемвсё сначала!».
Молодцы,отдохнули, а теперь снова приступаем к работе.
Воспитатель:А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове?
Детиотхлопывают три раза. Три.
Воспитатель:Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек.Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»?
(Ответыдетей)
Звук«Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова.
Воспитатель:Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»?
(Ответыдетей) Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета.
Воспитатель:Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя.
Надоску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в словеСЕРЕЖА. Дети проверяют себя.
Воспитатель:Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочкаотправляется в свою сказку.
Давайтепроверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь».
Игра«Кто больше»
Придумайтеслова с большим братцем «Р».
(рама, рак, рыба, гром,краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок).
(Дети слушаютвоспитателя, отгадывают загадки, составляют предложения, анализируют количествослогов в словах, дифференцируют звуки в словах, участвуют в физминутке, играютв игру).
Звонилмэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные героивернулись в свои сказки и в городе снова порядок.. Воспитательспрашивает, понравилось ли детям занятие.Что нового они сегодня узнали. (Дети отвечают на вопросы воспитателя).
Анализ.Воспитатель:Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились. Как выдумаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки?
Воспитатель:Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино?
Составляли предложения и делали схемы.
Воспитатель:Чем мы помогли Красной Шапочке?
Верно,выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определялисколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа»
Воспитатель хвалитдетей.
