Урок 45
Тема «Законотворческийпроцесс в Российской Федерации»
10 класс 13.02.2023
Цели урока:
Образовательная:
— углублениезнаний школьников о главном законе страны — Конституции РФ;
— изучениеорганизации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108Конституции РФ;
— выделение особенностей федеральногоконституционного закона
Развивающая:
— Продолжать развивать умение работать стекстом первоисточника
— Продолжать формировать умениевысказывать и доказывать свою точку зрения
— Продолжать развитиепознавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с цельюподготовки к сдаче ЕГЭ
Воспитательная:
— воспитаниеуважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
— формирование уважения к заложенным вКонституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основампостроения правового государства
— Продолжать формирование активнойгражданской позиции
Требования к результатам изучения темы
личностных:осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права; умениевыделять правовой аспект поведения; умение соотносить собственные поступки спринятыми правовыми нормами;
метапредметных:умение критически воспринимать и осмысливать различные подходы к пониманиюправа, формировать на этой основе собственные оценочные суждения; умениеопределять назначение различных подходов к праву, их специфику и взаимосвязь;способность критически осмысливать специальную информацию из неадаптированныхисточников;
предметных: усвоение понятий: Право вето, Промульгация, Конституционныезаконы; усвоение сути различных подходов к пониманию права; Стадиизаконотворческого процесса в РФ; совершенствование умения искать необходимуюинформацию для характеристики различных подходов к пониманию права
Оборудование:
Учебник §19 (с. 186-191)
Мультимедийный проектор
Электронная презентация «Законотворческийпроцесс в Российской Федерации»
Конституция РФ
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Повторение изученного материала
1. Как называютсязаконодательные органы РФ и Республики Крым? – ответ уч-ся
( РФ- ФедеральноеСобрание, Р Крым – Государственный Совет РК)
2. К доскевызываются две группы по 3 человека. Учитель помогает ответам уч-ся в случаезатруднения.
Задание
3.Мотивация
В виде мотивации яхочу вам показать видеоряд посещения членами Школьного исторического обществаГосударственного Совета Крыма. Во время экскурсии мы как бы прикоснулись кзаконотворческой деятельности. Побывали в кабинетах и зале где крымскиедепутаты пишут законы. Не исключено что кто-из вас в будущем зайдет в этот зална правах законного избранника народа.
4.Изучениенового материала. «Законотворческийпроцесс в Российской Федерации»
Изучениенового материала предполагает несколько этапов работы
1.Работаяс презентацией, мы узнаем о пяти стадиях принятия закона.
2.Практическаяработа с Конституцией Российской Федерации статьями 104 -108
3.Изучений новых понятий темы как: Законодательная инициатива, Право вето,Промульгация, Конституционные законы;
Прежде чем начатьговорить о стадиях принятия закона вспомним что такое закон?
Еще разпроговорим: Какой орган государства имеет право принимать законы?
2.Начинаем выполнять практическую работу. Переходим к пятистадиям принятия закона. Подготовьте Конституцию РФ, откройте статью 104
I. КРФ ст.104- право законодательной инициативы
1.Законодательная инициатива — стадиязаконодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органомзаконодательной власти законопроекта или законодательного предложения попринятию, изменению или отмене закона (Работа с понятием, записываем втетрадь)
2.Статья 104 п. 1. КРФ читаем,выделяем, то что нужно выписать, выписывать в тетрадь домашнее задание.
«Право законодательной инициативыпринадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам СоветаФедерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации,законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному СудуРоссийской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам ихведения.»
2.Стадия вторая — Обсуждениезаконопроекта
Статья 104 п. 2, 3.
104.2 Законопроекты вносятся вГосударственную Думу.
104.3 Обращаем внимание: Какие законынельзя принимать без согласования с Правительством РФ? «Законопроекты овведении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпускегосударственных займов, об изменении финансовых обязательств государства,другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключенияПравительства Российской Федерации.»
Статья 106 КРФ
«Обязательному рассмотрению в СоветеФедерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы повопросам:
а) федеральногобюджета;
б) федеральныхналогов и сборов;
в) финансового,валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации иденонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса изащиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.»
3. Стадия третья Принятие законопроекта
Статья 105 КРФ
1. Федеральные законы принимаютсяГосударственной Думой.
2. Федеральные законы принимаютсябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иноене предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. ПринятыеГосударственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются нарассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный законсчитается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало болееполовины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцатидней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федеральногозакона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию дляпреодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежитповторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласияГосударственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считаетсяпринятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двухтретей от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Стадия четвертая Утверждениезаконопроекта
Статьи 105 п.3 и 107 КРФ
3. Принятые Государственной Думойфедеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СоветаФедерации.
1. Принятый федеральный закон в течениепяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания иобнародования.
2. Президент Российской Федерации втечение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Право Вето- право, означающееполномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятиетого или иного решения.(работа с понятием)
Статья 107 п 3.Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с моментапоступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и СоветФедерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновьрассматривают данный закон.
Можно ли преодолеть Вето Президента?
Статья 107 п.3 Если при повторномрассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакциибольшинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию ПрезидентомРоссийской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
5.Стадия пять. Промульгация закона — опубликование вофициальном печатном органе и вступление в силу. 7 дней с момента подписания, 10 дней смомента опубликования ( работа с понятием)
3. КРФ ст.108 Исключения для ФедеральныхКонституционных Законов
1. Федеральные конституционныезаконы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РоссийскойФедерации.
2.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобренбольшинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СоветаФедерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течениечетырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации иобнародованию.
Конституционные законы — Конституционныезаконы стоят выше обычных в иерархии нормативно-правовых актов.
Как понятно поназванию, они непосредственно связаны с Конституцией. Как мы ужеразбирали, Конституция —это главный закон, основа основ. Она должна оставаться как можно болеестабильной и неизменной. В неё, конечно, можно вносить поправки и иногда этоделают, но всё же злоупотреблять таким не стоит. Поэтому придумали Конституционныезаконы. Они как бы продолжают, развивают и уточняют идеи и мысли из основногозакона.
Крометого, их сложнее принять, изменить или отменить, чем обычные. Конституционныезаконы принимаются только на совместном заседании палат парламента, причемпроголосовать за принятие закона должно большинство — две трети депутатов.Обязательно проводить минимум два чтения.
Примерыконституционных законов:
— огосударственных символах;
— о первомпрезиденте РК;
— о президенте РК;
— о выборах;
— о республиканскомреферендуме.
4.Рефлексия.
Изучив тему, мыузнали?
Мнение уч-ся какбольше усваивается материал: рассказ учителя, работа с учебником, работа спервоисточником?
Д/з стр. 186-191 читать, оформитьконспект