МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»
Урокрусского языка по теме «Фразеология». 6 класс
(Учитель:ДоставаловаЕкатерина Александровна)
Конспект урока по теме «Фонетика. Гласные исогласные звуки»
Цели деятельности учителя |
1) Образовательная: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика» за начальную школу, формирование представления о принципе деления звуков на гласные и согласные, о роли звуков в речи, знакомство с понятием «фонема». 2) Развивающая: обогащение устной и письменной речи учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; развитие навыков работы в группах, самоконтроля. 3) Воспитательная: воспитание интереса к слову и необходимости правильной устной и письменной речи. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление о смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать примеры. Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа. |
Задачи |
1. Повторить термины и понятия по теме «Синтаксис». Повторить и систематизировать знания по теме «Фонетика» за начальную школу. Познакомить с особенностями образования гласных и согласных звуков. Выявить принцип деления звуков на группы. Определить роль звуков. Познакомить с терминами звук-смыслоразличитель, фонема. 2. Обогащать речь учащихся. Формировать умение работать с разными источниками информации (учебник, карточки с текстом, схемы). Формировать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, развивать навыки самоконтроля. Развивать умения слушать и слышать, строить монологическое высказывание и выступать перед аудиторией. 3. Воспитывать любовь к языку через интерес к слову, умение правильно и красиво говорить. |
Методы и формы обучения |
Исследовательский:наблюдение над языковыми явлениями; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная |
Образовательные ресурсы |
Учебник Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов «Русский язык .5 кл.», 2015. |
Оборудование |
Компьютер, телевизор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока, раздаточный материал, цветовые карточки. |
Основные понятия |
Звуки речи, фонема, звук — смыслоразличитель |
Организационная структура урока
Этап урока |
Форма работы |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые умения(УУД) |
||||||||
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. |
Фронтальная. Работа с презентацией. Беседа. Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
Здравствуйте! Садитесь. Запишите число в тетради. (Слайд 1) — Ребята, помогите мне, отгадать загадку: его не видно, в руки не взять, зато слышно. (Звук) — Согласны с этим? * Закройте глаза, посидите молча и послушайте. (Колокольчик, стук книги, шелест бумаги, «Ау», «Тс») — Расскажите, что вы услышали? (шелест, стук, голос) — Все ли звуки были одинаковые? — Чем отличаются? Что или кто издаёт звуки? (слайд 2). В: мир, в котором мы живем, — это удивительный мир звуков. Их тысячи: шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц, человеческие голоса. — Что произойдёт, если мы закроем уши ладонями? — Хотели бы вы жить в таком мире? Почему? В: Да, наступит тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей.
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.
Создаёт шумовой фон: шелест бумаги, звон колокольчика, удар, голосовой призыв «Ау», «Тс» |
Настраиваются на плодотворную работу. Отгадывают загадку, слушают. Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем, наблюдают. |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассника, в том числе и отличную от своей. |
||||||||
2. Актуализация.
3 Целеполагание.
|
Индивидуальная работа Работа с кроссвордом |
*О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о звуках) * Говорить на уроке мы будем о звуках, которые произносит человек. (слайд 3-11): Чтобы сформулировать тему урока, разгадаем кроссворд и повторим изученные ранее термины и понятия. Вопросы: 1)Её носит школьник. Она изменяется у слова (форма). 2) Из чего состоит словосочетание?(слова) 3) В нём выражается законченная мысль? ( предложение) 4) Он строится из предложений (текст). 5) Знак завершения (точка). 6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит). 7) Ученик получает за ответы в школе на уроках? (оценка). 8) Раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (синтаксис). — слайд12: Какое ключевое слово получилось? (фонетика) — Назовите тему урока Слайд 13 Фонетика. (Запись в тетради) -Что мы будем делать на уроке? (Вспомним, что изучает фонетика. Какие бывают звуки? Сколько их? Все звуки одинаковые? На какие группы делятся? Почему? Зачем нужны звуки? (слайд 14) -Что должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Рассмотреть примеры, понаблюдать, сравнить) |
Показывает набранный кроссворд на интерактивной доске и раздает распечатанные варианты, задает вопросы, контролирует выполнение, поощряет учеников жетонами. |
Решают кроссворд, отвечая на вопросы. Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: формулируют свою точку зрения и обосновывают ее
|
||||||||
4. Выявление затруднения |
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.
запись предложения в тетрадь с объяснением орфограмм.
|
-Вспомните, что изучает фонетика? (Звуки речи.) — На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные). Допишем в тему (Слайд 15): Фонетика. Гласные и согласные звуки. -Зачем нужны звуки? (1. Из звуков образуются слова.) * (слайд 16) На имя вашего класса пришло не письмо, а телеграмма. Прочитайте её: Ребята зпт приглашаем вас принять участие в конкурсе новогодних игрушек тчк победителей ждут призы тчк. — Что необычно в тексте телеграммы? Что за странные слова? -Что обозначают? Как догадались? — Были пропущены буквы, обозначающие какие звуки? — Зачем нам нужны гласные звуки? (помогают произносить слова). ** Но Вы так легко узнали эти слова, определили значение. Зачем нужны звуки, гласные и согласные?
|
Задает вопросы ученикам.
|
Обдумывают ответы на вопросы, выдвигают гипотезы; слушают и читают стихи, осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. . |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
||||||||
5. Построение проекта и выход из затруднительной ситуации
Слайд 18 Физкультминутка: Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их развернём, И к себе скорей прижмём. Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей. |
Индивидуальная работа. Работа в группе Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа о роли фонемы как смыслоразличительной единице. |
* Перед вами на столах два стихотворения. Вы их прослушаете в исполнении… Александр Шибаев: Закричал охотник: «Ой!» Двери гонятся за мной! Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. -Что вызвало у вас улыбки? Борис Заходер. … Вот что сказка говорит: Жили-были Кот и Кит. Кот – огромный, Просто страшный! Кит был маленький, Домашний. Кит мяукал, Кот пыхтел. Кит купаться не хотел. Как огня воды боялся. Кот всегда над ним смеялся! Кит царапался, кусался. Добрый КОТ Ни с кем не дрался… Разбирались целый год, Кто тут Кит и где тут Кот. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: « В этой сказке нет порядка. В ней ошибка, опечатка… — Почему произошла такая путаница? — К какому выводу можно прийти, читая данные стихотворения? Зачем нужны звуки? (Каждый звук помогает различать слова по смыслу.) (слайд 17) Такие звуки называются смыслоразличители, а их роль в слове –смыслоразличительная. Красиво звучит термин?…(нет) Физкультминутка!!! _____________________________ * Мы ответили на вопрос «Зачем нужны звуки» (из них образуются слова и они помогают различать слова). Но почему именно делятся на гласные и согласные? Все ли звуки одинаковые? И почему поставлен знак вопроса (Гипотезы) * Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах: «Биологи», «Математики», «Знатоки», «Языковеды».
Выступление групп *! «Знатоки»: Почему стоял ? Красивый термин фонема. Запись предложения: слайд 26: Звук-смыслоразличитель называется фонема. **Обозначаем квадратными скобками на письме. |
Задаёт вопросы. Организует групповую работу учащихся. |
Осваивают новые лингвистические термины и понятия. Выдвигают гипотезы.
Класс разделён на 6 групп: «Биологи-1», «Биологи-2», «Биологи-3», «Языковеды», « Знатоки», «Математики».
1) Группа «Биологи» рассказывает об образовании гласных(Б-3) и согласных звуков (Б-1, 2), пользуясь учебником и схемой. (слайд19-21) 2) Группа «Языковеды» объясняют связь жанра скороговорки с темой урока, используя материал учебника и упражнения. (Слайд 22) 3) Группа « Математики» вспоминает, на какие группы делятся все звуки речи, подсчитывает количество гласных и согласных букв, гласных и согласных звуков в русском языке. (слайд 23-24)
4) Группа «Знатоки», используя дополнительные источники, коротко рассказывает о Бодуэне де Куртенэ , его достижениях в области фонетики, о фонеме. (слайд 25-26) Каждая группа слушает выступление, оценивает своих одноклассников.
Записывают предложение, Объясняют орфограммы. |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из выступлений одноклассников. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.
|
||||||||
6. Применение знаний и умений в новой ситуации |
1) Индивидуальная работа
|
Слайд 27: Выполните упражнение по заданию. Кто больше? Заменяя каждый раз один звук, образуйте новые слова от данного [ком] — …
|
Организует работу учащихся по учебнику
|
Выполняют упражнение на основе текста учебника. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о необходимости знать смыслоразличи- тельную функцию фонем.
|
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свое мнение, корректируют ответы одноклассников, учатся работать в паре. |
||||||||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
|
Выполните тест: Соотнесите понятия из левого столбика с понятиями в правом столбике. (Слайд №28)
а затем проверьте правильность выполнения задания и оцениваем себя (Слайд №29). 1 -3 «5» -0 2-1 «4» -1 3-4 «3» -2 4-2 «2» -3 |
Организует работу учащихся с тестом |
Самостоятельно выполняют задание, обмениваются работами, а затем проверяют, сверяя с правильными ответами и оценивая работу по следующим критериям: «5» — 0 ошибок «4» — 1 ошибка «3» — 2 ошибки «2» — более 3 ошибок |
Личностные: приобретают знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: извлекают нужную информацию из материалов учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
||||||||
8 . Домашнее задание |
|
1Теория, 2.Упр.263. Или составить слова с корнем -фон-, включить в предложения (Слайд №30). |
Объясняет сущность домашнего задания |
Слушают и уточняют задание, задают вопросы. |
Коммуникативные: слушают, задают вопросы для уточнения последовательности работы. |
||||||||
9. Рефлексия |
Беседа
|
—(Слайд №31) Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы их? — Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух: — Сегодня я узнал… — Сегодня было интересно… -Я понял, что… — Сегодня я научился… — Я не совсем понял… — Я не понял… * Выберите смайлик, соответствующий вашему состоянию на уроке. и поставьте его номер на полях. Спасибо за работу на уроке. Слайд 32 |
Предлагает детям продолжить фразы с целью проанализировать работу на всех этапах урока. |
Проводят самооценку по предложенным фразам и анкете. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. |