X-PDF

Конспект урока по теме Фразеология (6 класс)

Поделиться статьей

 

МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»

 Урокрусского языка по теме «Фразеология». 6 класс

(Учитель:ДоставаловаЕкатерина Александровна)

 

Конспект  урока по теме  «Фонетика. Гласные исогласные звуки»

 

Цели деятельности учителя

1) Образовательная: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика» за начальную школу, формирование представления о принципе деления звуков на  гласные и согласные, о роли звуков в речи, знакомство с понятием «фонема».

2) Развивающая:  обогащение  устной и письменной речи учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; развитие навыков работы в группах, самоконтроля.

3) Воспитательная: воспитание интереса к слову и необходимости правильной устной и письменной речи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся  звуки речи, иметь представление о смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать примеры.

Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа.

Задачи

1. Повторить термины и понятия по теме «Синтаксис». Повторить и систематизировать знания  по теме «Фонетика» за начальную школу. Познакомить  с особенностями образования гласных и согласных звуков. Выявить принцип деления звуков на группы.  Определить роль звуков. Познакомить с терминами звук-смыслоразличитель, фонема.

2. Обогащать речь учащихся. Формировать умение работать с разными источниками информации (учебник, карточки с текстом, схемы). Формировать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, развивать навыки самоконтроля. Развивать умения слушать и слышать, строить монологическое высказывание и выступать перед аудиторией.

3. Воспитывать любовь к языку через интерес к слову, умение правильно и красиво говорить.

Методы и формы обучения

Исследовательский:наблюдение над языковыми явлениями; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная

Образовательные ресурсы

Учебник Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов «Русский язык .5 кл.», 2015.

Оборудование

Компьютер, телевизор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал, цветовые карточки.

Основные понятия

Звуки речи, фонема, звук — смыслоразличитель

 

Организационная структура урока

Этап урока

Форма работы

 Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения(УУД)

 Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная.

Работа с презентацией.

Беседа.

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Здравствуйте! Садитесь. Запишите число в тетради. (Слайд 1)

— Ребята, помогите мне, отгадать загадку: его не видно, в руки не взять, зато слышно. (Звук)

— Согласны с этим?

* Закройте глаза, посидите молча и послушайте. (Колокольчик, стук книги, шелест бумаги, «Ау», «Тс»)

— Расскажите, что вы услышали? (шелест, стук, голос)

— Все ли звуки были одинаковые?

— Чем отличаются? Что или кто издаёт звуки? (слайд 2).

В: мир, в котором мы живем, — это удивительный мир звуков. Их тысячи: шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц, человеческие голоса.

— Что произойдёт, если мы закроем уши ладонями?

— Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?

В: Да,  наступит тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей.

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

 

Создаёт шумовой фон: шелест бумаги, звон колокольчика, удар, голосовой призыв «Ау», «Тс»

Настраиваются на плодотворную работу.

Отгадывают загадку, слушают. Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем, наблюдают.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассника, в том числе и отличную от своей.

2. Актуализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Целеполагание.

 

Индивидуальная работа

Работа с кроссвордом

*О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о звуках)

* Говорить на уроке мы будем о звуках, которые произносит человек. (слайд  3-11):

Чтобы сформулировать тему урока, разгадаем кроссворд  и повторим изученные ранее термины и понятия.

Вопросы:

1)Её носит школьник. Она изменяется у слова (форма).

 2) Из чего состоит словосочетание?(слова)

3) В нём выражается  законченная  мысль?

 ( предложение)

4) Он строится из предложений (текст).

5) Знак завершения (точка).

6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит).

7) Ученик получает за ответы в школе на уроках? (оценка).

8) Раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (синтаксис).

слайд12: Какое ключевое слово получилось? (фонетика)

— Назовите тему урока

Слайд 13 Фонетика. (Запись в тетради)

-Что мы будем делать на уроке?

(Вспомним, что изучает фонетика. Какие бывают звуки? Сколько их?

Все звуки одинаковые? На какие группы делятся? Почему? Зачем нужны звуки? (слайд 14)

-Что должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Рассмотреть примеры, понаблюдать, сравнить)

Показывает набранный кроссворд на интерактивной доске и раздает распечатанные варианты, задает вопросы, контролирует выполнение, поощряет учеников жетонами.

Решают кроссворд, отвечая на вопросы.

Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: формулируют свою точку зрения и обосновывают ее

 

4. Выявление затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

 

 

 

 

 

запись предложения в тетрадь с объяснением орфограмм.

 

-Вспомните, что изучает фонетика? (Звуки речи.)

— На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные). Допишем в тему (Слайд 15): Фонетика. Гласные и согласные звуки.

 -Зачем нужны  звуки? (1. Из звуков образуются слова.)

 * (слайд 16)

На имя вашего класса пришло не письмо, а телеграмма. Прочитайте её: Ребята зпт приглашаем вас принять участие в конкурсе новогодних игрушек тчк победителей ждут призы тчк.

— Что необычно в тексте телеграммы? Что за странные слова?

-Что обозначают? Как догадались?

— Были пропущены буквы, обозначающие какие звуки?

— Зачем нам нужны гласные звуки? (помогают произносить слова).

** Но Вы так легко узнали эти слова, определили значение. Зачем нужны звуки, гласные и согласные?

 

Задает вопросы ученикам.

 

Обдумывают ответы на вопросы,  выдвигают гипотезы; слушают и читают стихи, осознают, что  знаний недостаточно для полных ответов.

.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

5. Построение проекта и выход из затруднительной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

Физкультминутка:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернём,

И к себе скорей прижмём.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.

Индивидуальная работа.

Работа в группе

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа о роли фонемы как смыслоразличительной единице.

* Перед вами на столах два стихотворения. Вы их прослушаете в исполнении…

Александр Шибаев:

Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

-Что вызвало у вас улыбки?

Борис Заходер.

… Вот что сказка говорит:

Жили-были

Кот  и  Кит.

Кот – огромный,

Просто страшный!

Кит был маленький,

Домашний.

Кит мяукал,

Кот пыхтел.

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Кит царапался, кусался.

Добрый КОТ

Ни с кем не дрался…

Разбирались целый год,

Кто тут Кит и где тут Кот.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

« В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка…

— Почему произошла такая путаница?

— К какому выводу можно прийти, читая данные стихотворения? Зачем нужны звуки? (Каждый звук помогает различать слова по смыслу.)

 (слайд 17)

Такие звуки называются смыслоразличители, а их роль в слове –смыслоразличительная.

Красиво звучит термин?…(нет)

Физкультминутка!!!

_____________________________

* Мы ответили на вопрос «Зачем нужны звуки» (из них образуются слова и они помогают различать слова). Но почему именно делятся на гласные и согласные? Все ли звуки одинаковые? И почему поставлен знак вопроса (Гипотезы)

* Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах: «Биологи»,

«Математики», «Знатоки», «Языковеды».

 

Выступление групп

*! «Знатоки»: Почему стоял ? Красивый термин фонема.

Запись предложения: слайд 26: Звук-смыслоразличитель называется фонема.

**Обозначаем квадратными скобками на письме.

Задаёт вопросы. Организует групповую работу учащихся.

Осваивают новые лингвистические термины и понятия.

Выдвигают гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс разделён на 6 групп: «Биологи-1», «Биологи-2», «Биологи-3», «Языковеды», « Знатоки», «Математики».

 

1) Группа «Биологи» рассказывает об образовании  гласных(Б-3) и согласных звуков (Б-1, 2), пользуясь учебником и схемой.

(слайд19-21)

2) Группа «Языковеды»  объясняют связь жанра скороговорки с темой урока, используя материал учебника и упражнения.

(Слайд 22)

3) Группа

« Математики» вспоминает, на какие группы делятся все звуки речи, подсчитывает количество гласных и согласных букв, гласных и согласных звуков в русском языке.

(слайд 23-24)

 

4) Группа «Знатоки», используя дополнительные источники, коротко рассказывает о Бодуэне де Куртенэ , его достижениях в области фонетики,  о фонеме.

(слайд 25-26)

Каждая группа слушает выступление, оценивает своих одноклассников.

 

Записывают предложение, Объясняют орфограммы.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из выступлений одноклассников.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

 

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

1) Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 27: Выполните упражнение  по заданию.

Кто больше? Заменяя каждый раз один звук, образуйте новые слова от данного  [ком] —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу учащихся по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение на основе текста учебника. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о необходимости знать смыслоразличи-

тельную функцию фонем.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свое мнение, корректируют ответы одноклассников,

учатся работать в паре.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

Выполните тест: Соотнесите понятия из левого столбика с понятиями в правом столбике.

(Слайд №28)

1Фонетика

1 обозначение звуков на письме

2 Буква

2 единица фонетики

3 Звук

3 наука о звуках

4 Фонема

4 смысло-

различи-

тель

 

а затем проверьте правильность выполнения задания и оцениваем себя (Слайд №29).

1 -3  «5» -0

2-1   «4» -1

3-4   «3» -2

4-2   «2» -3

Организует работу учащихся с тестом

Самостоятельно выполняют задание, обмениваются работами, а затем проверяют, сверяя с правильными ответами и оценивая работу по следующим критериям:

«5» — 0 ошибок

«4» — 1 ошибка

«3» — 2 ошибки

«2» — более 3 ошибок

Личностные: приобретают знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: извлекают нужную информацию из материалов учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

8 . Домашнее задание

 

1Теория,

2.Упр.263. Или составить слова с корнем -фон-, включить в предложения

(Слайд №30).

Объясняет сущность домашнего

задания

Слушают и уточняют задание, задают вопросы.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы для уточнения последовательности работы.

9. Рефлексия

Беседа

 

(Слайд №31) Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы их?

— Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух:

— Сегодня я узнал…

— Сегодня было интересно…

-Я понял, что…

— Сегодня я научился…

— Я не совсем понял…

— Я не понял…

* Выберите смайлик, соответствующий вашему состоянию на уроке. и поставьте его номер на полях.

Спасибо за работу на уроке. Слайд 32

Предлагает детям продолжить фразы с целью проанализировать работу на всех этапах урока.

Проводят самооценку по предложенным фразам и анкете.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет