Раздел |
Колебания и волны |
|||||
ФИО педагога |
Алмышев Анарбек Нурумжанович |
|||||
Дата |
|
|||||
Класс: 9 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||
Тема урока |
Волновое движение. Продольные и поперечные волны. Длина волны. |
|||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.2.5.12 применять формулы скорости, частоты и длины волны при решении задач; 9.2.5.13 сравнивать поперечные и продольные волны; |
|||||
Цель урока |
· — формирует понятие «волна»; находит отличия и сходства между поперечными и продольными волнами; · — применяет формулы скорости, частоты и длины волн при решении задач; · — сравнивает поперечные и продольные волны. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
Организационный этап (8минут) |
I.Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Фронтальный опрос. 1.Какое движение мы называем колебанием? 2.Какими параметрами характеризуется колебательное движение? 3.Как происходят колебания математического маятника? 4.От чего зависит период колебания математического маятника? 5.Как происходят колебания пружинного маятника? 6.От чего зависит период колебания пружинного маятника?
II.Актуализация знаний. Выход на тему. Определение целей урока. Учитель: Знакома ли тема урока? Что известно? |
Настраиваются на положительный настрой урока.
Отвечают на вопросы.
|
ФО: коммента рий учителя
|
http://yandex.kz/Библиотека сайта «Инфоурок» «Приемы психологического настроя на урок »
|
||
Изучение нового материала (30минут) |
I. Изучение новой темы.
Учитель: мы живем в мире волн и насквозь ими пронизаны, да и сами являемся источниками волн. Многие из вас думают, что волна бывает только на воде. Мы кожей чувствуем волну холода и тепла, вся поверхность кожи является приемником тепловых процессов, происходящих в воздухе. Наш нос чувствует волну запаха, исходящего от пахучих веществ. Наши глаза видят волны на пруду, на озере, волну ржи или пшеницы в поле. Наши уши слышат звуковые волны, голоса, музыку, шум. В этом случае мы являемся приемниками волн.
Волновой процесс – это процесс переноса энергии без переноса вещества.
Возмущение – изменение некоторых физических величин, характеризующих состояние среды.
Волны – возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.
Видеофильм
Продольные волны – это волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны.
Поперечные волны – это волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения.
Упругие поперечные волны – это волны сдвига. Распространяются только в твердых телах. Скорость перемещения гребня или впадины в поперечной волне (сжатий или разрежений в поперечной волне) называют скоростью распространения волны.
Волны переносят энергию с определенной скоростью. Скорость механических волн бывает разная. Например, звуковые волны в воздухе распространяются со скоростью 343 м/с, в алюминии – 6260 м/с, в воде – около 1500 м/с.
Учитель: любой физический процесс всегда описывается рядом характеристик, значения которых позволяют более глубоко понимать содержание процесса. Волновые явления в упругих средах также имеют определенные характеристики. С некоторыми мы знакомились при изучении механических колебаний.
Видеофильм
Длина волны – это расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебания.
Учитель: На расстоянии длины волны располагаются соседние гребни или впадины в поперечной волне, или сгущения и разрежения в продольной. Учитель: связь длины волны с частотой колебаний в волне:
Учитель: упругие продольные волны – это волны сжатия и разрежения. Распространяются в любой среде – твердой, жидкой и газообразной. Пример продольной волны – звуковая волна. В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например, струны, металлического листа, деревянной пластины и т.п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды. Учитель: важное свойство всех волн – перенос энергии без переноса вещества. Заядлые рыбаки хорошо знают, что, когда забрасываешь удочку, в воде появляются волны, разбегающиеся во все стороны, но поплавок при этом колеблется вверх и вниз, следуя за движением частиц воды. Частицы, как и поплавок, не движутся вслед за волной. Волна же, распространяясь, все дальше несет энергию, которая заставляет двигаться новые и новые частицы. Учитель: землетрясения – это колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами.
Учитель: очаги большей части землетрясений лежат в земной коре на глубинах не более 16 км, однако в некоторых районах глубины очагов достигают 700 км. Ежедневно происходят тысячи землетрясений, но лишь немногие из них ощущаются человеком. Учитель: типы сейсмических волн: продольные Р, поперечные S, поверхностные Лява L, поверхностные Рэлея R.
Вначале на сейсмологической станции регистрируется продольная волна, так как ее скорость при распространении в земной коре больше, чем у поперечной. Спустя некоторое время регистрируется поперечная волна, возбуждаемая при землетрясении одновременно с продольной.
III.Закрепление урока. Решение задач. 1.Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Найти число полных колебаний этой волны за 0,1 с. (Ответ: 20)
2.Если частота волны равна 200 Гц, а скорость ее распространения 400 м/с, то чему равна длина волны? (Ответ: 2 м)
3.Определите длину звуковой волны в воде, вызываемой источником колебаний с частотой 200 Гц, если скорость звука в воде 1450 м/с.
4.Определите скорость звука в воде, если источник, колеблющийся с периодом 0,0020 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м.
5.Найдите длину волны основного тона ля с частотой 435 Гц. Скорость звука принять равной 340 м/с.
|
Анализируют правило 1-3 Знакомятся с методами решения, разбирают совместно с учителем физические понятия.
Просмотр видеоролика.
Просмотр видеоролика.
Решают задачи.
|
Словесная оценка учителя Взаимооценивание Стратегия «Стикер» Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167
ФО: комментарий учителя
ФО: «Верно – неверно»
ФО: Взаимооце нивание
|
Учебник, интерактивная доска.
Интерактивная доска
Учебник, карточки с заданиями.
|
||
Конец урока (7 минут)
|
Цель: выяснят уровень достижения цели урока. На доске записаны фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Дети подходят и крепят разноцветные полоски у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. |
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.
|
«Полоски» |
|
||