Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек. (Ницше)Человек, который определил весь 20 век.
Сложно найти в истории философскую фигуру, которая была быстоль же неоднозначна, как Фридрих Ницше: тот, чья гениальность обернулась длянего безумием. Философия Ницше такая же, как ее автор: здесь мы не найдемвыстроенной системы, как это было в немецком идеализме, который правил балом в19 веке. Это мощная по силе эмоционального воздействия, хлесткая и образнаямысль.
«Бог умер» эта фраза из «Веселой науки» Ф. Ницше знакомадаже тем, кто саму книгу не читал. Но что она значит? Существует несколькоинтерпретаций.
Во-первых, смерть бога означает, что нашим миром никто неруководит. После эпохи нового времени мысли о том, что все процессы в этом мирепродиктованы законами физики, а не проведением, становилось все болеепопулярным. Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо показали, что власть — это результат небожественного помазания, а общественного договора. Миру больше не нужен бог. ПоНицше мы убили Бога своими руками, путем научной революции и стремлениемпознавать мир.
Во-вторых, смерть бога означает конец детерминизма.Детерминизм говорит нам «у каждого события и явления есть причина, которая егопредопределила, а задача человека понять эту причину». Ницше же заявляет:никакой всеобщей детерминанты нет. С одной стороны, это значит крах всех старыхпредставлений, но с другой новое понимание человеческой свободы. Эту идею уНицше наследует экзистенциализм.
Наконец человек больше не нуждается в боге, как источникеморали. Однако после смерти бога остается его тень, с которой нужно что-тоделать. Люди еще долго будут хвататься за старый уклад, и создавать «пещеры, вкоторых живет тень бога». Но для немногих это станет поворотом к свету«…услышав новость о том, что старый бог мертв мы, философы и свободные души,встречаем новый расцвет».
Ницше понимает, что христианство – это целостная системапредставлений и если мы достанем из нее центральное понятие, то есть бога, товсе система разрушится. Получается, что вся мораль требует полного пересмотра.Ницше утверждает «христианские представления о добре и зле больше не работают».Христианство, в представлении Ницше, вышло из морали древнеримских рабов, средикоторых оно зарождалось. Противовес морали рабов Ницше предлагает моральгоспод.
В чем между ними разница?
Мораль господ активна и свободна. Раб же подчиняется иподстраивается под заданные кем-то правила. Мораль господ — это мораль сильных,а мораль рабов — мораль слабых.
В христианстве, по мнению Ницше, все перепутано: слабостьстановится добром и ценностью, а сила источником опасности и зла. Это приводитк появлению ресентимента — чувства враждебности, которое возникает у слабых поотношению к сильным.
Но почему одни люди сильные, а другиеслабые?
Ницше признает равенства между людьми нет и не может быть,от рождения людям присуща воля к власти, но всем в разной степени. Именно она иопределяет человека. Здесь мы видим влияние философии Артура Шопенгауэра,который говорил о воле, как об основе всего сущего.
Однако у Ницше воля к власти не сводится к стремлению кгосподству. Она заставляет человека стремиться к лучшему и духовно расти. Ведь,прежде чем осуществлять господство над другими, нужно научиться властвовать надсобой.
В книге «так говорил Заратустра» Ницше предлагает концепциюсверхчеловека. Тот, кто обладает сильной волей к власти может создавать своиценности и устанавливать их для других. Но по мнению Ницше это поканедостижимый идеал.
В понимании философа человек — это канат, натянутый междузверем и сверхчеловеком.
Сверхчеловек — это преодоление человеком самого себя, всегоживотного и рабского что есть в его природе. Конечно, не каждому дано им стать,но его существование наполняет смыслом и жизнь других.
К философии Ницше тяжело относиться однозначно. Его чащевсего критикуют за его ответ на классический философский вопрос о природечеловека. Он считал, что люди от природы не равны. Сегодня, когда проблемыравенства стали как никогда актуальными, эта позиция может показатьсянеприемлемой, однако, если мы посмотрим внимательно, то увидим, что философияНицше — философия свободы. Главное, что дает нам Ницше — это правораспоряжаться собственной жизнью, хотя за этим правом всегда стоит большаяответственность.