Проект: «Народная игрушка»
Актуальность
Сегодня остро стоит проблемасохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться ктому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа,историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности ивеличия, чтобы приобщиться к ее истокам. Народная игрушка имела огромноезначение в воспитании ребенка, во все времена оказывала важное и во многомопределяющее влияние на формирование личности. Народная игрушка всегдаинтересна и передают культуру нравственно патриотические чувства к земле накоторой живешь, воспитывает чувство доброты.
Игрушка, сделанная своими руками всегда будет любимой, онапередает семейный быт и традиции, в ней заложена частица душимастера-изготовителя.
Исходя из актуальности проблемы, я решила познакомить детей страдициями русского народа, через изготовление народной игрушки.
Проблема: Современные детине имеют достаточных знаний о истории своей Родины-России и ее традициях
Цель: Приобщение детейк народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей народной игрушки.
2.Формировать представлениядетей о хохломской, дымковской росписи.
3.Научить наносить узор на объёмную деревянную, глиняную игрушку,изготавливать тряпичную игрушку своими руками.
3.Развивать у детей познавательную активность, творческиеспособности.
4 Пробудить интерес к народно-прикладному искусству и фольклору.
5.Вспитывать любовь и уважение к истории России.
Тип проекта: познавательный-творческий
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации:краткосрочный.
Участники проекта:
Воспитанникистаршей группы, воспитатель.
Этапы проекта
1 этап — подготовительный
-Определение темы, целей и задач, содержание проекта,прогнозирование результата.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование.
2 этап — основной (практический)
-Проведение бесед; занятий, разнообразных игр.
-Продуктивная деятельность.
3 этап – заключительный
-Выставка творческих работ «Народная игрушка»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-Знание о истории и видах народной игрушки.
-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровуюдеятельность с народной игрушкой.
-Умение мастерить тряпичную куколку.
-Умение расписывать деревянную игрушку
-Умение расписывать глиняную игрушку.
Перспективноепланирование
1 день
1.Беседа: «Что такое ярмарка»
Цель: Формировать интерес к народному декоративно-прикладномутворчеству представления о русской народной игрушке, о материале ееизготовления.
2.Рассматриваниеальбома «Народная игрушка»
Цель: Формировать представление у детей оразнообразии народной игрушки, ее видах и материале изготовления.
4.Ситуативный разговор «Игрушки наших бабушек»
Цель: формировать знания оразнообразии и назначении традиционной русской куклы; воспитывать интерес крусской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
5.Чтение стихотворений о русских народных игрушках.
Цель: Продолжать формировать представление орусской народной игрушке. Воспитыватьинтерес к русскому народному творчеству и бережное отношение к культуре своегонарода.
2 День
6.Беседа «Изготовление глиняных игрушек»
Цель: Познакомить с процессом изготовлениярусской народной игрушки из глины
7.Рассматривание альбом народных игрушек из глины.
Цель: Формировать представление у детей русскойнародной игрушке из глины.
НОД Лепка «Изготовление игрушки из глины — Олешка»
Цель: Продолжать знакомить с процессомизготовления русской народной игрушки из глины
3 день
Беседа: «Дымковская роспись»
Цель: Продолжать формировать представления удетей о дымковской росписи.
Рассматриваниеальбома «Дымковская игрушка»
Цель: Продолжать формировать представления удетей о дымковском росписи, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
НОД. Рисование «Роспись дымковской игрушки»
Цель: Продолжать формировать представления у детей о дымковскомросписи, навык нанесения узора, воспитывать любовь к русскому народномутворчеству
4 День
1.Беседа: Деревянные русские народные игрушки.
Цель: Познакомить с процессом изготовлениярусской народной игрушки из дерева.
2.Работа в нравственно-патриотическомуголке рассматривание деревянных игрушек: матрёшка, лошадка – качалка, птички, волчки,свистульки Цель: способствовать развитию познавательных интересов, эстетическоговосприятия, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку; формировать и развиватькоммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной исамостоятельной деятельности.
3.Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками пяти размеров;учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину иположение в пространстве; развивать моторику пальцев, глазомер.
4.Пальчиковая гимнастика: «У матрешкиной сестрицы»
У матрёшкинойсестрицы Ритмичныё удары пальцами правой руки, по
По деревненебылицы: левой ладони.
Ходить утка вюбке, Ритмичныё удары пальцами левой руки .
В тёпломполушубке, по правой ладони.
Курочка — вжилете, На каждую строчку прижимаем поочерёдно
Петушок — вберете, начиная с указательного все пальцы правой руки
Коза в -сарафане, к большому пальцу.
Заинька в -кафтане,
А всех их пригоже Меняем руки и прижимаем пальцы левой руки к
Корова в –рогоже большому пальцу.
5.Речеваяигра с движением «Матрёшка, где ты?»
Цель: формировать умениезатормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевомусигналу.
Ходигры: Дети сидят на стульях,составленных в кружок вокруг воспитателя. Затем воспитатель, попросив детейположить руки за спину и ждать, обходит вокруг стульев позади детей. Матрешкудержит в руке и приговаривает речитативом: Хожу, брожу, матрешку держу, разберупополам, деткам в ручку дам. Незаметно вкладывает по половинке матрешки в рукидетям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет: Ты тихонечко сиди,ничего не говори, да и сам не смотри, только в ручке держи. Вдруг говориттоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись» Дети, у которых в рукеоказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки иотдают воспитателю.
6.НОД «Рисование Роспись хохломской деревянной игрушки»
Цель: Продолжатьформировать представления у детей о хохломской росписи, навык нанесения узора, воспитыватьлюбовь к русскому народному творчеству
5 День
1.Беседа: «Тряпичнаякукла»
Цель: Познакомить систорией возникновения тряпичных кукол;
2.Рассматривание альбома«Тряпичная кукла»
Цель: Продолжатьформировать представление о тряпичной кукле, пробуждать интерес к русскомународному творчеству.
3.Чтение художественной литературы М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».
4.Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек»,
5.НОД Художественноетворчество «Кукла- пеленашка»
Цель: Развиватьинтерес к русской народной игрушке; учить изготавливать тряпичную куклу,побуждать детей к труду, творчеству; Способствовать развитию мелкой моторикирук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением,согласованности действий.
6.Оформление выставкидетских работ.
Русская народная игра: «Сиди, сиди, Яша»
Дети образуют круг. В центре круга ребенокс завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу ипроизносят:
Сиди, сиди,Яша, Под ореховымкустом. Грызи, грызи,Яша, Орешки каленые Миломудареные. Дети останавливаются ихлопают владоши: Чок, чок, пятачок, Вставай,Яша-мужичок.
Ребенок-водящий встает и медленнокружится внутри круга.
Где твояневеста, В чем онаодета, Как еезовут, Иоткуда привезут?
С последними словами «Яша» идет кдетям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого оннашел, описать его одежду и назвать по имени.
Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеек».
Физкультминутки,
Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек»,
Пальчиковая гимнастика: «У матрешкиной сестрицы»
У матрёшкинойсестрицы Ритмичныё удары пальцами правой руки, по
По деревненебылицы: левой ладони.
Ходить утка вюбке, Ритмичныё удары пальцами левой руки .
В тёпломполушубке, по правой ладони.
Курочка — вжилете, На каждую строчку прижимаем поочерёдно
Петушок — вберете, начиная с указательного все пальцы правой руки
Коза в -сарафане, к большому пальцу.
Заинька в -кафтане,
А всех их пригоже Меняем руки и прижимаем пальцы левой руки к
Корова в –рогоже большому пальцу.
Беседа: «Что такое ярмарка?»
Цель: систематизировать представлениядетей о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаямии традициями; воспитывать интерес к фольклору.
Ходбеседы: -Что такое ремесло? -Кто такие мастера? Что ониизготавливали? -А для чего мастераделали своиизделия? -Правильно, чтобы порадовать своих родных и заработать денег. -А где они продавали свой товар? ( Правильно! Наярмарке! -На ярмарку народсозывали – ярмарочные зазывалы. Зазывалы: К нам сюда скорее просим! Подходи честной народ! Веселиться начинаем!Всех нас ярмарка зовет! Подходите, граждане! Угодим каждому! Подходи,приценяйся! Покупай! Нестесняйся! -Ярмарка – это большой базар. -На ярмарку приходили не только продавать ипокупать, но еще и веселиться. Народные игры по желанию детей.
Рассматривание альбома«Игрушки наших бабушек»
Цель:формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы; воспитыватьинтерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Рассматривание деревянных игрушек- забав: матрёшка,лошадка – качалка, богородские птички,волчки. Цель: способствовать развитию познавательных интересов, эстетическоговосприятия, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку; формировать и развиватькоммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной исамостоятельной деятельности. Игры с матрёшками.
Чтениехудожественной литературы:
Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»
Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей».
М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».
Ю. Анохин «В музее игрушек»
Речевая игра с движением«Матрёшка, где ты?»
Цель:формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начатьдействовать по речевомусигналу. Ход игры: Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокругвоспитателя. Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать,обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговариваетречитативом: Хожу, брожу, матрешку держу, Разберу пополам, деткам в ручку дам.Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим попротивоположным сторонам круга, и шепчет: Ты тихонечко сиди, ничего не говори,Да и сам не смотри, только в ручке держи. Вдруг говорит тоненьким голоском:«Матрешка, где ты, покажись» Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка),выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
Дидактическая игра «Собериматрёшку»
Цель:учить действовать со сборно-разборными игрушками пяти размеров; учитьсоставлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение впространстве; развивать моторику пальцев, глазомер.
Д/игра: «Узнай игрушку по описанию».
Д/игра: «Составь узор», «Сосчитай матрешек» (ФЭМП)
Игра- забава «Куколки танцуют»
Цель:развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения,повеселить.
Разучивание стихов, загадок потеме
Весело верчусь,кружусь. На одной ногедержусь, А когдаостановлюсь, Кто-то долженпотрудиться, Чтоб я вновь могла крутиться. (Юла)
Он стройный икрасивый, Унего густаягрива. Жаль, нельзя на нём промчаться. Толькоможно покачаться. (Конёк – качалка)
Деревянныеигрушки, Да игрушки не простые Мывсегда вдвижении, Мы всегда в работе. А как нам этоудается, Играя, вы поймете. (Богородска игрушка)
Чтениехудожественной литературы:
Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»
Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей».
М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».
Ю. Анохин «В музее игрушек»
НОД Познавательное развитие «Игрушки – забавы: шаркунок из бересты, жужалки,».
Задачи:продолжать знакомить детей с играми и игрушками русского народа; расширитьсловарный запас детей, развитие устнойречи. Материал: игрушки из берестыпуговицы на верёвочке (жужалки), волчки, богородскиептички. Ход: Сегодня я хочу предложить вам необыкновенную экскурсию, но сначалаответьте, пожалуйста, кто из вас был в музее? (Дети отвечают). Предлагаетподойти к столам и рассмотреть первую выставку коллекции игрушек. Знакомы ливам эти предметы, для чего онинужны? Игрушка- великоеизобретение человечества. Сейчас купить желанную игрушку не составляет труда.Их в большом количестве делают на заводах и фабриках, продаются они в разныхмагазинах. Из каких материалов делают игрушки? Что могут делатьсовременные игрушки? (двигаться, прыгать, летать,говорить…). — Авот ребятишки в старину, не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки былипросты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (Показиллюстраций, картинок). Находки археологов подтверждают, что в куклы детииграли ещё в далёкие времена, Но не только самодельными игрушками играли встарину. Можно было купить готовую игрушку у мастера-игрушечника на ярмарке.Показ народных игрушек.
Дети: Наши рукикрендельком, Щёки будто яблоки. Снамииздавназнаком, Весь народ на ярмарке. Дымковскиебарыни, Всех на свете краше, Агусары –баловни – Кавалеры наши.
Мы игрушкизнатные, Складные даладные, Мы повсюдуславимся, Мы и вам понравимся!
Народные мастера создавали игрушкибытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набормаленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечныетопорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони-каталки, расписныев яблоко. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельностии передавались от старших к младшим. Давайте рассмотрим, какие игрушки делалиродители своимдетям. Это шаркунок.
Эту коробочку делали из бересты, внутрьклали горох, получалась игрушка погремушка. Для того, чтобы сделать «жужалку»брали верёвочку и пуговку. Нравились детям и волчки, и движущиеся игрушкизабавы. Прошли столетия, изменилась жизнь людей, изменились и игрушки. Теперьони мало похожи на древние игрушки. Назовите игрушки, с которыми вы сейчасиграете. Дети рассматривают современные игрушки. Сейчас очень много различныхигр, игр – конструкторов, музыкальных, мягких игрушек (предлагаю детямподумать, хотели бы они играть со старинными игрушками, например с поленом,одетым в тряпку). Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах,игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Ноэто не так. С малых лет и девочек, и мальчиков приучали к труду, к работе подому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень маловремени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждалипраздников, выходных дней, когда можно было повеселитьсявволю. -Играть можно не только с игрушками, но и без них. Вы можете назватькакиенибудь игры, в которые вы играете? А как вы думаете, в старину вашировесники знали какие-нибудь игры? Какие?
Игра «Собери шаркунок»Задачи: развитие конструктивных умений; развивать мелкую моторику.
Игра «Отгадай»Задачи: развивать умение определять на слух звучание разных предметов.
НОД Познавательное развитие«Тряпичные куклы»
Задачи:познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол; учить сравниватьигрушки; находить сходство и различия; обогащать и активизировать словарьдетей, развивать связную, грамматически правильную речь.
Ход: Во времена ваших прабабушек игрушкиделали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке, а о какойузнаете, отгадав загадку.
Волосы льняные, Вних ленточкицветные. С лоскутков её скрутила, в сарафанчикнарядила. Сарафанчик изсукна. Догадайтесь, кто она?(Кукла) -Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу мы сделали своимируками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу. Сегодня я пришла квам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли вашипрабабушки. Волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? Но его такпросто не открыть. Нужно ласково его попросить. «Сундучок мой сундучок,приоткрой нам свой бочек» (Открытьсундук
Посмотрите, как много кукол хранитсундучок? А вызнаете, что куклы бывают разные (Показатькукол) С ними можно нетолько играть, их можно дарить другдругу. -Давайте-ка сядем рядком, дапоговорим ладком. Пусть наши глазки все видят. Ушки все слышат. Головазапоминает, а ротик ей не мешает.
Рассказ воспитателя, «Народныетряпичные куклы»
Это кукла пеленашка. Послушайте, что явам расскажу. Когда я была маленькая, мне моя мама сделала куклу. Вот какую(показывает).Она сделана из ткани. Значит она какая? (тряпичная). Вам нравитсяэта кукла? Хотите, я научу делать такую же? Вот смотрите. Беру детское одеяло,складываю пополам и сворачиваю в валик. Валик я перетягиваю красным шнурком,потому что красный цвет- защитный оберегающий. Теперь я заворачиваю валик впеленку и завязываю ленточкой. Кукла готова. Она называется «пеленашка».Скажите, чем она отличается от привычных наших кукол? (ответы детей).Правильно, она безликая.
НОД Художественное творчество«Кукла- пеленашка»
Задачи: развивать интерес к русскойнародной игрушке; учить изготавливать тряпичную куклу, побуждать детей к труду,творчеству; Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание,завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий,
Ход: — Посмотрите, какая интереснаякуколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно- плотнопеленали впелёнку. А называли эту куклу пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называлипеленашка? -Хотели бы вы поиграть с такими куклами? -Ахотите научиться их делать своими руками? Тогда подходите вот сюда, к этомустолу и я научу вас делать куклупеленашку. -Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной), скручиваем его воттак, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем, получается головка. Атеперь перевязываем пеленашке талию. Что у нас получилось? (голова, туловищекуклы). Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной) Это платокпеленашки. Надеваем платочек на голову пеленашке, подогнув кромку треугольноголоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спинукукле. Чтобы нашей пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её вкрасивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Кладём пеленашку наодеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги. Что можно сделать,чтобы одеяло не развернулось? У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываюодеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом,узелком и помочь друг другу. А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобыполучилась кукла пеленашка?(скрутить лоскут ткани)Что надо сделать потом?(перевязать головку и талию)Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу водеяло и завязать) Когда вы будете делать куклу пеленашку, придумайте ей имя,подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подаритькакому- нибудь малышу как оберег. По окончании работы девочки рассказывают окуколках. — Как зовут твою куклу? Тыхочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка? Как ты с ней будешьиграть? Или Кому ты её подаришь? Сюжетныеигры с куколкой
Задачи: формирование игровых умений;развитие самостоятельности, инициативы, творчества; формированиедоброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать,договариваться
Мастер-класс «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Мастеркласс рассчитан на детей старшей группыдетского сада, воспитателей, родителей.
/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовыхнавыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/
Назначение:игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимогоуголка в комнате.
Цель.Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
Задачи.
1. Научитьмастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию итворчество.
2. Вызватьинтерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколенийтакое явление, как народная традиционная кукла.
3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Заинтересоватьродителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.
Материалы.
— 2квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
— одинквадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
-прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
-белые нитки;
— вата для объема;
— тесьма для пояса.
«Кто вкуклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/
Онародной кукле сейчас Вам расскажу,
А еслиВам понравиться,- как сделать покажу.
Рукотворныекуклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережнохранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткамкукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости онинаходили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемамизготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любаядевочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже стрехлетнего возраста.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки ибезлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегомодновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народнымповерьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая»куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку.Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости еемастерицы.
Куклапросто загляденье,
Детямвсем на удивленье,
Кольхотите научиться
Этукуклу мастерить
Вампридется не лениться
Истаранье приложить!
НОД Художественное творчество«Кукла-колокольчик» »
Задачи:Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, черезизготовление народной куклы. Познакомить детей с куклой колокольчик. Учитьдетей изготавливать народную куклу; развивать мелкую моторику рук,усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутамиткани; Материал: три круга ткани разного диаметра, лоскутки прямоугольной итреугольной формы, нитки, кусочек ваты Ход:Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик. Эта куколка – веселая,задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желаетсвоему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное ивеселое настроение. Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветнойткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы инебольшой кусочек ваты. Берем кусочек ваты и скатываем в небольшой шарик. Беремсамый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмемв кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это — первый слой тряпичной куклы.Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываемниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его наповерхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белуюткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужносделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляемниткой. Теперь берем в руки лоскут ткани треугольной формы и повязываем наголовку куклы, завязываем. Вот кукла и готова. Теперь попробуйте вы изготовитьтакую куклу колокольчик. Во время самостоятельной деятельности детей помогаюсоветом, индивидуальным показом. Какую куклу мы с вами делали сегодня?
Сюжетные игры с куколкой
Задачи:формирование игровых умений; развитие самостоятельности, инициативы,творчества; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умениявзаимодействовать, договариваться .
НОД Художественное творчество«Зайчик на пальчик»
Задачи: познакомить детей с игровой куклой«Зайчик на пальчик» Формирование у детей интереса к истории и культуре русскогонарода, через изготовление народной куклы. Познакомить детей с игровой куклой«Зайчик на пальчик» Научить детей изготавливать народную куклу; развивать удетей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать слоскутами ткани. Материал:лоскутки ткани, нитки
Ход:
Послушайтезагадку: Серые ушки втраве, На пушистойголове. Притаился подсосной. Угадай, кто он такой?(зайчонок) Да, это зайчонок. Сегодняя расскажу вам о кукле, которую изготавливали из лоскутка ткани для маленькихдеток. Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имелидруга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Этуигрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становитьсяскучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним,пожаловаться или просто поиграть. Ребята, вы хотите научиться делать такуюкуклу? Давайте попробуем. Складываем ткань пополам. Соединить уголки так, чтобы получились треугольные ушки. Завязываем ушки ниткой. Вставляем внутрькусочек ваты и перевязываем головку зайчика ниткой. Переворачиваем зайчика.Загибаем немного ткани внутрь два раза. Завязываем зайчика по талии ниткой, апотом так, чтобы получились лапки. Вот и получился зайка. Можно украситьзайчика лентой. Во время самостоятельной деятельности детей помогаю советом,индивидуальным показом. А теперь давайте поиграем с зайчиком Ловко с пальчикана пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик Вниз скатился, повернулся И опять назадвернулся. Снова с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик!
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Задачи:побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народныхтрадициях; продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды;развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей.
Ход: Звучит песня «Золотая ярмарка». Воспитатель:Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние! Торопись, честнойнарод, Тебя ярмарка зовет!
Воспитатель: — Ребята, а для чего русский народ ходил наярмарку? (ответы детей) — Кого же можно встретить на ярмарке? (ответыдетей)
1ребёнок Что душа твоя желает — Все на ярмарке найдешь! Всякподарки выбирает, Без покупки неуйдешь! 2 ребёнок Тары-бары, растабары, Есть хорошие товары! Не товар, а сущий клад –Разбираем нарасхват! Дети рассказывают о своих товарах (тряпичные куклы,шаркунки, игрушки изсоломы) Воспитатель: Девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда собирайся народ!Карусель всех девчонокзовёт!
Подвижная игра “Карусель”.
Цель: развиватьу детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
Описание. Воспитательпредлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь всередине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутсяза ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут покругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле,еле-еле завертелись карусели,
Апотом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише,тише, не бегите, карусель остановите,
Раз идва, раз и два, вот и кончилась игра!
Детиостанавливаются.
Воспитатель: Мальчики, а вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите!
Подвижная игра «Петушиные бои».
Воспитатель: Бубны, румбы, трещотки, ложки! Кто хочет поиграть немножко?Становись в ряд! Выбирай подряд! Красиво — приятно, а для всех занятно! Детивыбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Ярмарка»,дети подыгрывают. Воспитатель: Вот и солнце закатилось — наша ярмарказакрылась! Приходите снова к нам — рады мы всегда гостям!
Заключительный этап
Анализ результатов проекта: В ходереализации данного проекта достигнуты определённые результаты:
— сформированы знания и интерес к народнымигрушкам;
-создан предметно — развивающий уголок:«Игрушки из сундучка»;
— своими руками изготовили игрушки дляигры: куклы — пеленашки, куклы колокольчики, куклы закрутки, куклу Кувадку,куклу Бессонница, игрушки – забавы.
-оформлена выставка творческих работ детейи родителей «Народная игрушка»
Литература: Дайн Г.Л. Русская тряпичнаякукла. Культура, традиции, технология, М Н. М. Башарина Аппликация из соломки вдетском саду Т. А. Бударина, О.А. Макреева. Знакомство детей с русским народнымтворчеством.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие -помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших рукахкрасоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающихмалышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, вженские тайны — тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятииможно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие донас из глубины веков.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитаниемженского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Длянабивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивыепризнаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простаяконструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса),безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородияи материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своейсемьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневномукрестьянскому труду.