Проект: «Народная игрушка»
Актуальность
Сегодня остро стоит проблемасохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться ктому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа,историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности ивеличия, чтобы приобщиться к ее истокам. Народная игрушка имела огромноезначение в воспитании ребенка, во все времена оказывала важное и во многомопределяющее влияние на формирование личности. Народная игрушка всегдаинтересна и передают культуру нравственно патриотические чувства к земле накоторой живешь, воспитывает чувство доброты.
Игрушка, сделанная своими руками всегда будет любимой, онапередает семейный быт и традиции, в ней заложена частица душимастера-изготовителя.
Исходя из актуальности проблемы, я решила познакомить детей страдициями русского народа, через изготовление народной игрушки.
Проблема: Современные детине имеют достаточных знаний о истории своей Родины-России и ее традициях
Цель: Развитие эмоционально-положительного отношения к русскойнародной игрушке
Задачи:
1.Продолжатьформировать представления о народной игрушке (деревянной, глиняной, тряпичной);
3.Развивать интерес ккультуре своего народа, стимулировать проявление эмоционального отклика впроцессе восприятия малых форм русского фольклора;
3.Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке, знакомить сее цветовым строем и элементами композиции.
4.Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением
5.Научить наносить узор на объёмную деревянную, глиняную игрушку,
Учит мастерить куклу-пеленашку из лоскутков ткани.
6. Способствовать отражениюполученных впечатлений в игровой, коммуникативной деятельности.
7.Приобщаить детей к традиционной культуре России.
8.Воспитывать любознательность интерес к народной культуре итрадициям.
Тип проекта: познавательный,творческий
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации:краткосрочный.
Участники проекта:
Воспитанникистаршей группы, воспитатель, родители.
Этапы проекта
1 этап — подготовительный
-Определение темы, целей и задач, содержание проекта,прогнозирование результата.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование.
2 этап — основной (практический)
-Проведение бесед; занятий, разнообразных игр.
-Продуктивная деятельность.
3 этап – заключительный
-Выставка творческих работ «Народная игрушка»
Работа с родителями
—Анкетирование родителей
-Консультация для родителей «народная игрушка в жизни современногоребенка»
-Сотворчество родителей и детей в оформлении выставки рисунков«Моя любимая народная игрушка»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-Знание о видах народной игрушки.
-Проявление интереса у детей к культуре своего народа
-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровуюдеятельность с народной игрушкой.
-Умение мастерить тряпичную куколку.
-Умение расписывать деревянную игрушку
-Умение расписывать глиняную игрушку
Перспективноепланирование
1 день
1.ООД Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Русская народная игрушка»
Цель: Формировать интерес к народному декоративно-прикладномутворчеству представления о русской народной игрушке, о материале ееизготовления.
2.Рассматриваниеальбома «Народная игрушка»
Цель: Формировать представление у детей оразнообразии народной игрушки, ее видах и материале изготовления.
4.Ситуативный разговор «Игрушки наших бабушек»
Цель: формировать знания оразнообразии и назначении традиционной русской куклы; воспитывать интерес крусской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
5.Дидактические игры с русской народной игрушкой (деревянной, глиняной, тряпичной).
Цель: Формировать умениеорганизовывать самостоятельную деятельность с народной игрушкой.
6.Чтение стихотворений о русских народных игрушках.
Цель: Продолжать формировать представление орусской народной игрушке. Воспитыватьинтерес к русскому народному творчеству и бережное отношение к культуре своегонарода.
2 День
1.Беседа: «Тряпичнаякукла»
Цель: Познакомить систорией возникновения тряпичных кукол;
2.Рассматривание альбома«Тряпичная кукла»
Цель: Продолжатьформировать представление о тряпичной кукле, пробуждать интерес к русскомународному творчеству.
3.Чтение художественной литературы М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».
Цель: Продолжать формировать представление о русскойнародной игрушке. Воспитыватьинтерес к русскому народному творчеству и бережное отношение к культуре своегонарода.
4.ООД конструирование
Тема: «Кукла- пеленашка»
Цель: Развиватьинтерес к русской народной игрушке, учить изготавливать тряпичную куклу, побуждатьдетей к труду, творчеству. Способствовать развитию мелкой моторики рук(заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованностидействий.
5.Разучивание колыбельной песенки «Спи мой мишка».
Цель: Пробудить интерес к народно-прикладному искусству ифольклору, воспитывать любовь и уважение к истории России.
3 День
1.Беседа«Изготовление глиняных игрушек»
Цель: Познакомить с процессом изготовлениярусской народной игрушки из глины, развивать интерес к русской народной игрушке
2.Рассматривание альбом народных игрушек из глины.
Цель: Формировать представление у детей русскойнародной игрушке из глины.
3.Дидактическая игра «Узнай народную игрушку»
Цель: Учить детей узнавать народную игрушку покартинке, вызвать чувство радости.
4.ООД Лепка
Тема: «Олешка». ( Изготовление игрушки из глины)
Цель: Продолжать знакомить с процессом изготовления русскойнародной игрушки из глины, развивать мелкую моторику рук. Развивать интереск русской народной игрушке.
5.Дидактическая игра «Найди такую же»
Цель: Продолжатьформировать представление о городецкой росписи, знакомить с ее цветовымрешением, развивать интерес к культуресвоего народа
4 День
1.Беседа: Деревянные русские народные игрушки.
Цель: Познакомить с процессом изготовлениярусской народной игрушки из дерева.
2.Работа внравственно-патриотическом уголке рассматривание деревянных игрушек.
Цель: Способствовать развитию познавательных интересов,эстетического восприятия, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку; формироватьи развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки всовместной и самостоятельной деятельности.
3.Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками; учитьсоставлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение впространстве; развивать моторику пальцев, глазомер.
4.Пальчиковая игра: «У мартышкиной сестрицы»
Цель: Развивать моторику пальцев, воспитывать любовь к русскому народномутворчеству
У матрёшкинойсестрицы Ритмичныё удары пальцами правой руки, по
По деревненебылицы: левой ладони.
Ходить утка вюбке, Ритмичныё удары пальцами левой руки .
В тёпломполушубке, по правой ладони.
Курочка — в жилете, На каждую строчку прижимаем поочерёдно
Петушок — вберете, начиная с указательного все пальцы правой руки
Коза в -сарафане, к большому пальцу.
Заинька в -кафтане,
А всех их пригоже Меняем руки и прижимаем пальцы левой руки к
Корова в –рогоже большому пальцу.
5.Речеваяигра с движением «Матрёшка, где ты?»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же,наоборот, начать действовать по речевомусигналу.
Ход игры:Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя. Затемвоспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, обходит вокругстульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом: Хожу,брожу, матрешку держу, разберу пополам, деткам в ручку дам. Незаметновкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположнымсторонам круга, и шепчет: Ты тихонечко сиди, ничего не говори, да и сам несмотри, только в ручке держи. Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, гдеты, покажись» Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегаютна середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
5 день
1.Беседа: «Дымковская игрушка»
Цель: Продолжать формировать представления удетей о дымковской игрушки, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
2.Рассматриваниеальбома «Дымковская игрушка»
Цель: Продолжать формировать представления удетей о дымковской игрушке, ее росписи, воспитывать любовь к русскому народномутворчеству.
3.Дидактическая игра «Найди узор»
Цель: Закреплять представление о дымковской росписи, воспитыватьлюбовь к русскому народному творчеству.
4. Дидактическаяигра «Укрась дымковскую игрушку».
Цель:Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке — её героях, деталях ицвете росписи. Формировать умение детей красиво выкладывать узор, передоваяособенности дымковской росписи.
5.ООД. Рисование
Тема: «Роспись дымковской игрушки»
Цель: Продолжать формировать представления у детей о дымковскомросписи, навык нанесения узора, воспитывать любовь к русскому народному творчеству
6 День
1.Беседа: «Городецкая игрушка»
Цель: Продолжать знакомить срусскими народными игрушками, городецкой росписью, ее цветовым решением.
2.Рассматриваниеальбома «Городецкая игрушка»
Цель: Продолжать формировать представления удетей о городецкой росписи, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
3.Дидактическая игра «Найди узор»
Цель: Закреплять представление о городецкой росписи, воспитыватьлюбовь к русскому народному творчеству.
4.Дидактическая игра «Найди такую же».
Цель: Продолжатьформировать представление о городецкой росписи, знакомить с ее цветовымрешением, развивать интерес к культуресвоего народа
4. ООД. Рисование
Тема: «Роспись городецкой игрушки».
Цель: Продолжать формировать представления у детей о дымковскомросписи, навык нанесения узора, воспитывать любовь к русскому народномутворчеству
7 День
1.Беседа: «Русская народная игрушка»
Цель: Закреплять представления о русскойнародной игрушке, продолжать формировать интерес к народному творчеству.
2.Рассматриваниеальбома «Народная игрушка»
Цель: Закреплять представление у детей о разнообразии народнойигрушки, ее видах и материале изготовления.
3. Дидактическаяигра «Найди узор»
Цель: Закреплять представление о дымковской, городецкой росписи, воспитыватьлюбовь к русскому народному творчеству.
4.Дидактическая игра «Подбери узор кплатью барыни».
Цель:Закрепить знания детей о глиняной народной игрушке. Совершенствовать умениедетей выкладывать узор на платье барыни, передавая характерные особенностиросписи.
5.Игры срусскими народными игрушками по желанию детей.
Цель: Пробудить интерес и желание использовать народныеигрушки в совместной и самостоятельной деятельности, воспитыватьлюбовь к русскому народному творчеству.
Заключительный этап
-Отчет о реализации проекта.
-Сбор полученного материала по проекту
-Анализ выполнения поставленных задач
Реализация проекта:
-Организация образовательной деятельности
-Совместная деятельность ребенка ивзрослого
-Самостоятельная деятельность детей
-Совместная работа с родителями.
-Создание предметно-развивающей среды.
Продукты проектной деятельности
-Выставка рисунков на тему «Моя любимаянародная игрушка»
-Выставка поделок «Городецкая игрушка»,«Дымковская игрушка»,«Кукла-пеленашка»
Анализ результатов проекта:
В результатереализации проекта значительно расширился кругозор детей. У дошкольниковсформировалось представление о русских народных игрушках. Воспитанникинаучились мастерить тряпичную куклу-пеленашку, работать с глиной. А такженаносить узор на объёмную деревянную и глиняную народную игрушку. А также в процессереализации проекта активизировалось сотрудничество между детьми, родителями ивоспитателями. Дети с интересом организовывают совместную и самостоятельнуюигровую деятельность с народной игрушкой.