ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Происхождение мифов Великобритании………………………………………4
1.2 Мифические существа Великобритании………………………………………5
1.3 Героический эпос в английскоймифологии…………………………………6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Создание стенгазеты на тему «МифологияВеликобритании» ……………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
На уроках истории и литературы школьники как правилознакомятся с легендами и мифами Древней Греции и Древнего Рима. Большимупущением школьной программы на мой взгляд является отсутствие материала омифологии Великобритании, хотя язык этой странны изучается в школе в течениемногих лет. В современном мире подобную информацию можно найти на просторахинтернета, однако учащиеся мало интересуются культурой чужих стран.
Актуальность даннойтемы заключается в том, что она даёт возможность ученикам приобрестидополнительные знания об исторических фактах, связанных с легендами и мифамистраны изучаемого языка. Постигая язык мифов и легенд, мы узнаем культурународа, что способствует проявлению более глубокого интереса не только кизучению иностранного языка, но и его самобытности.
Цель проекта: изучение основныхсоставляющих мифологии Великобритании.
Задачи проекта:
1. Датьопределение слову «мифология».
2. Установитьособенности английских мифов и легенд.
3. Выделитьсамых известных богов, героев и мифических существ
Великобритании.
4. Создать стенгазету,содержащую основную информацию по теме проекта.
Предметом данногоисследования являются основные боги, герои и мифические существаВеликобритании. Объект представлен мифологией Великобритании.
Практическаязначимостьданного проекта заключается в формировании интереса к культуре страныизучаемого языка, а также развивает познавательную и творческую активность.Самостоятельная деятельность способствует всестороннему знакомству сисследованием и расширению знаний по данной теме. Данныеисследования могут быть использованы на уроках английского языка.
В своей работе я использовала такие методы как: изучение и анализлитературы, сравнение, систематизация и обобщение полученной информации.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Происхождение мифов Великобритании
Мифология – это ранняя форма коллективного сознания, представляющая целостнуюкартину мира на основе народных сказаний, мифов, эпоса. В Европе одновременноразвивались четыре ядра мифологии: средиземноморское на основе греческих иримских мифов, скандинавское на севере, славянское на востоке и отдельно британское[6].
Английская мифология занимает особое положение среди европейских мифологическихпредставлений о мире. Основная причина – островное положение Британии.Остров всегда воспринимался как иной, потусторонний мир, где все необычное иволшебное. Для народов Европы Британия была чудесным местом, манящим к себепереселенцев [3].
В результате английская мифология вобрала в себя самые разные традиции ипредставления: мифы кельтов, германцев, англов, саксов, норманнов, шотландцев,ирландцев, валлийцев. Получился узнаваемый, но уникальный мифологический образ,в котором гармонично взаимодействуют между собой скандинавские герои,христианские святые и кельтские боги [1]. Но несмотря на слияние разных мифов,английскую мифологию сложно назвать целостной, она до сих пор остаетсяразрозненной, разбитой на национальные группы.
Кельтскаямифология
До прихода кельтов на Британские острова местное население относилось к такназываемой Уэссекской культуре. От них остались гробницы и мегалитическиесооружения, в том числе знаменитый Стоунхендж. Мегалиты служили местамиисцеления, святилищами, входами в потусторонний мир.
Около 600 года до нашей эры на Британских островах появились кельты, принесшиес собой друидизм. Местная мифология смешалась с кельтскими представлениями обустройстве мира. Кельты жили племенами и делились на касты, среди которыхвысшей считалась жреческая каста друидов. Друиды хранили и передавали изпоколения в поколение мифологию кельтов.
Кельты верили, что душа бессмертна и переходит из одного тела в другое. В ихмифологии существовали могущественные бессмертные боги. Их пантеон былчрезвычайно богат.
Кельты верили в бога грома Тараниса, жертвы которому сжигали на костре, в богавойны Езуса, для которого жертв вешали на дереве, в бога племенного коллективаТевтата, которому нужно было приносить жертвы, утопив их в воде. Существовалитакже рогатый бог плодородия Кернунн, богиня плодородия Эпона, бог ремеслаСуцелл, Луг, Бригантия, Огмиос. У каждого племени были собственные боги:аллоборги верили в Аллоброкса, воконтии – в богиню Воконтию, арамики – в богаАрамо. Ирландские племена почитали Великую богиню-мать Дану, валлийские верилив Гвидиона, богиню Дон, Дилана и Манавидан.
Кельты почитали божественных животных, особенно быков. Был у них и культлошади. В мифологии кельтов также существовали сверхъестественные существа –лепреконы, феи, спригганы, огры, дух Бугул-Ноз и другие. Многие из них известныпо сей день [5].
Римскоевлияние на английскую мифологию
В 55 году до нашей эры на Британские острова вторглись римляне. Они принесли ссобой римскую веру – сначала веру в Юпитера и других богов, потом иранскийкульт Митры, а затем христианство. Новая религия тяжело распространялась поБритании: ни кельтское население, ни сами римляне не хотели забывать боговсвоих предков. Но к 200 году нашей эры на островах уже существовало около 20христианских общин, появились церкви и базилики.
Христианство в Британии претерпело влияние местной мифологии и отличалось отримской религии. Часто священниками становились друиды и их дети, которыепривнесли многие элементы из своей веры. Это было несложно, так как постулатыдруидов и христианства во многом совпадали. В друидической религии тоже былипредставления о распятом боге и о аналоге Троицы – «трех богах сидов».Британские христианские монахи брили голову, как друиды, и отмечали Пасхупо-своему [3].
Англосаксонскаямифология
В 5 веке нашей эры в Британию вторглись англосаксонские племена: англы, саксы,юты. Они принесли своих богов и свою мифологию – германско-скандинавскую. У нихтоже был обширный пантеон богов во главе с богом мудрости Одином, покровителемвоинских дружин, от которого, по легенде, восходит королевский род германцев.Также в Британии появилось верование в бога грома Тора, богиню плодородияНертус и бога войны Тюра.
В отличие от кельтских традиций, англосаксонские оставили мало влияния ванглийской мифологии. Англы и саксы довольно быстро забыли своих богов иприняли христианство, когда в Британию приехал Блаженный Августин [3].
В приложении 1 представлен список наиболее популярных богов ибогинь Великобритании и их краткое описание.
1.2Мифические существа Великобритании
Английская мифология основана на верев сверхъестественных существ – фейри или fairy. Их часто называют «феями» на русском языке, но это несовсем точный перевод. В широком смысле фейри – это любые мифологическиесущества. Они очень разнообразны по внешнему виду и характеру. Есть злые идобрые, красивые и уродливые, озерные и горные, одинокие и живущие группами,бродячие и домашние. Их происхождение неизвестно: одни говорят, что это душиумерших, другие – что это падшие ангелы или бесы.
К бродячим фейри относятся эльфы,гоблины, брауни, лепрехуны или лепреконы, фир дарриг, накилеви, пуки и многиедругие. У людей живут боуги, жирни, иногда и брауни. У каждого вида естькакая-нибудь странность во внешности или уродство. Так их можно отличить отлюдей. Например, элле – красивые женщины, но сзади видно, что у них полыезатылки. У других фейри нет носа, а третьих козлиные копыта. Почти у всехзаостренные уши, раскосые глаза, перепончатые лапы и хвост. Фейри часто носятзеленую одежду [2].
Фейри могли и помогать, и мешатьлюдям, но сами редко вмешивались в человеческие дела – если не вставать на ихпути. Мстят они тем, что насылают болезни – обычно паралич, который называют«эльфийским ударом». Фейри любят воевать друг с другом, а иногда и с людьми.Добрые фейри – хорошие мастера, которые могут научить ремеслу людей. Они любятмузыку и танцы и даже занимаются спортом [5].
В приложении 2 представленсписок наиболее популярных мифических существ Великобритании и их краткое описание.
1.3 Героическийэпос в английской мифологии
Не многие литературные произведения древних британцев дошли до наших дней, таккак в основном они передавались из уст в уста бардами и не записывались. Однакоте, что сохранились, содержат сказания о великих героях, о фантазиях и мечтах,обычаях и поверьях людей, живших сотни и тысячи лет назад.
Легендыо Кухулине
Своеобразиекельтских мифов заключается прежде всего в том, что в них чаще всего речь идето героях, и меньше – о богах. Идеалом островитян можно считать бесстрашногоКухулина, в одиночку защищавшего Ольстер от вторжения ратей Медб, королевыКоннахта. Мать Кухулина, Дехтре проглотила попавшую в напиток муху-однодневку,которая оказалась Лугом, божеством солнечного культа. От него, по легенде, ибыл рожден Кухулин, тем самым изначально связанный с символом солнца. За своюжизнь он совершил немало подвигов [4].
Кухулин, как наиболее яркий носитель этикикельтского героя, не был идеален. Являясь главным героем зародившегосяраннеирландского национального эпоса, Кухулин предстал в образе, сочетавшим всебе не просто идеализированные нормы и мораль современного ему общества, ановую, необычную и, порой, противоречивую этику сильного и мудрого, но хитрогои дерзкого человека. Кухулин обладал недостатками и делал ошибки, как обычныелюди, но он никогда не отступал от своих личных принципов и умер, защищая свойдом. Несмотря на божественное происхождение, Кухулин был ближе к людям,разделяя с ними их судьбу. Он был олицетворением этики настоящего национальногогероя [3].
Легендао Беовульфе
Завоевание новых земель повлияло на появление у англосаксов героического эпоса,в котором герои побеждают чудовищ и устанавливают новый порядок на завоеваннойтерритории [1]. Но в дохристианской англосаксонской Англии легенды и другиеистории передавались устно, а не записывались, поэтому единственнаясохранившаяся англо-саксонская эпическая поэма — это история Беовульфа,известная только из сохранившейся рукописи, написанной где-то между восьмым иодиннадцатым веками нашей эры. История происходит не в Англии, а в Скандинавии,и вращается вокруг геатского воина по имени Беовульф, который отправляется вДанию, чтобы победить монстра, известного как Грендель, терроризирующегокоролевство Хротгар, а затем и мать Гренделя. После этого он позже становитсякоролем Гитланда, прежде чем, наконец, умер в битве с драконом. Поэма относитсяк языческим обычаям, таким как кремационные захоронения, но также содержитнеоднократные упоминания о христианском Боге и отсылки к сказкам из библейскоймифологии, например, о Каине и Авеле. Учитывая ограниченный характерграмотности в англосаксонской Англии, вполне вероятно, что автор стихотворениябыл священнослужителем или сподвижником духовенства [5].
Легендао короле Артуре
Британская легендао короле Артуре – значительная часть английской мифологии, которую можно даженазвать отдельной мифологией – Артурианой. Она зародилась еще во временасопротивления кельтов англосаксами, но оформилась в Средние века, на рубежемежду 12 и 13 столетием. Именно в это время в сюжете легенды появляются главныеперсонажи – король Артур с супругой, чародей Мерлин, рыцари Круглого стола,Тристан и Изольда, Ланселот и Гвиневра.
Легенда о короле Артуре – художественный народный вымысел об идеальном короле иидеальной стране, но в ее основе есть реальные факты. В Средние века Артурсчитался исторической личностью, жившей несколько столетий назад, еще вовремена владычества Римской империи в Британии. Историки тех времен выдумывалибиографию короля на основе существовавших преданий, наделяя его множествомвыдуманных черт по традиции средневековой литературы.
Король Артур, согласно легенде, был вождем бриттов в 5-6 веке, успешносопротивлявшийся нашествию англов и саксов. Он собрал при своем дворе Круглыйстол – группу преданных рыцарей. Подвиги рыцарей и короля Артура описаны вмногочисленных легендах, в которых чаще всего рассказывается о спасении дам ипоисках Святого Грааля – чаши Иисуса Христа.
Несмотря на то, что король Артур боролся с англосаксами, в Средние века он сталнациональным героем для англичан. Эта легенда была особенно популярной убританской аристократии. Английские писатели разных времен постоянно обращалиськ сюжету и персонажам Артурианы. Легенду о короле Артуре использовали Марк Твен,Брэдли, Теннисон, Мэри Стюарт [4].
Легендао Робин Гуде
Еще одной важной частью английской мифологии стала легенда о Робин Гуде –предводителе лесных разбойников. Он жил в Шервудском лесу и занималсяграбежами. У Робина был отряд из ста лучников, вместе они нападали на богатыхлюдей, грабили их, никого не убивая. При этом бедных и слабых никогда нетрогали, а защищали. Робин Гуд враждовал с шерифом Ноттингема, и тот не разпытался его поймать, но победить разбойника не удавалось.
Робин Гуд был рожден в лесу у мужчины и женщины из разных сословий, которые нарушилиобщественные запреты. В результате Робин стал принадлежать двум мирам – ичеловеческому, и лесному миру духов.
Первое упоминание о Робин Гуде на письме появилось в 1304 году, хотя легенда ктому времени уже давно ходила в народе. Историки не могут точно утверждать, былли у благородного разбойника прототип, или это полностью выдуманнаямифологическая фигура. Возможно, Робином Гудом был рыцарь 13 века Роберт деКим.
Легенда о Робин Гуде прочно вошла в английскую мифологию в 15-16 веках.Благородный разбойник, живший по преданиям не так давно, был гораздо ближенароду, чем возвышенный идеальный образ короля Артура. Легенда также покорила всю Европу и Америку [4].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Создание стенгазеты на тему «МифологияВеликобритании»
После изучения разнообразных форм представления конечного продукта, я решилаиспользовать такую форму, как стенгазета. Эта форма мне показалась наиболееудобной, так как там собрана основная информация, и этим продуктом могутпользоваться как ученики, так и все интересующиеся культурой Великобритании, атакже стенгазета доступна в финансовом плане. В качестве оформления яиспользовала доступные в Интернете фото мифических существ, богов, героевВеликобритании, а также применила свои творческие способности, добавивнесколько рисунков.
Из своих обширных поисков я решила внести в мой продукт такую полезнуюинформацию, как самые известные боги древних народов Великобритании, интересныемифические существа и легенды героического эпоса кельтов и англосаксов.
Продукт создан с целью ознакомления учащихся и интересующихся английскимязыком, а также культурой Великобритании.
Практическая значимость моей стенгазеты мне видится в следующем. Изучение мифологии– это познание чужой культуры, в которой отражены определенные черты народа, ихмысли и способ жизни, что в свою очередь поможет заинтересовать и приобщитьучащихся к освоению иностранного языка. Богатая мифологиятакже является частью различных методов изучения английского языка, делая этотпроцесс более интересным, легким и эффективным.
Нынешнее содержание стенгазеты не является её конечным вариантом, ведьсуществует огромное количество мифов и легенд, которые можно встретить вкнигах, фильмах, Интернете, при живом общении с людьми, поэтому считаю, что прижелании можно доработать и выпустить обновленную версию, привнеся в неё что-тоновое и интересное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мифы и легенды являются неотъемлемым атрибутом народного фольклора, и в своюочередь, культуры англичан. Они несут в себе отражение жизни, к которой онипринадлежат, это образ мыслей и характер народа.
Совокупность английской мифологии составляют сказания и преданиякельтов, бриттов, англосаксов и других народов, населявших Британию. О мифахБританских островов мир узнал из средневековых источников; более ранниеписьменные свидетельства не удалось найти. Отчасти это можно объяснить тем, чтокельтские друиды (жрецы) хранили в тайне свои знания.
Суровый и прекрасныйландшафт Британских островов и сложная история населявших их племен и народовотражены в описании мифических персонажей, представлявших природу, где визобилии водились духи воды и леса, земли и огня. Как и природа, они былидобрыми и злыми, их надо было почитать или остерегаться. Они представлены вобразах великанов и фей, гоблинов и русалок, эльфов и волшебных животных.
Наряду с мифическими существами, существовал целый пантеон богов, но онотличался от племени к племени. Кельты верили в бога грома Тараниса, в богавойны Езуса, существовали также рогатый бог плодородия Кернунн, богиняплодородия Эпона, бог ремесла Суцелл, Луг, Бригантия, Огмиос и множество другихбогов.
Героический эпос – один из наиболее характерных и популярных литературных жанровсредневековья, отражающих мифы и легенды древних народов. Среди сохранившихсяпроизведений выделяются легенды о Кухулине, Беовульфе, короле Артуре и РобинГуде.
Роль знания мифов и легенд оченьвелика, они составляют часть общего образования каждого человека,интересующегося языковой культурой. Они также являются частью различных методовизучения английского языка, делая этот процесс более интересным, легким и эффективным.
Чтобыспособствовать распространению интересных фактов из мифологии Великобритании, ясоздала стенгазету на изучаемую тему. Она компактна и отражает основнуюинформацию о мифах и легендах Великобритании. Данная стенгазета может бытьдоработана в будущем, тем самым улучшаясь и дополняясь для достижения основнойцели – заинтересовать всех желающих в изучении английского языка и углубить ихстрановедческие познания в области культуры.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Калашников, В. И. Энциклопедия религий и верований народовмира / В. И. Калашников. — М.: Престиж-бук, 2009. – 274 с.
2. Королев, К. Энциклопедия сверхъестественных существ / К. Королев.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – 268 с.
3. Лаврова, С. А. Культура и традиции Великобритании / С. А.Лаврова. — М.: Белый город, 2016. – 307 с.
4. Мифология народов мира: сайт. – Москва, 2019. – URL: https://www.euromag.ru/great_britain/33473.html(дата обращения 29.01.2021).
5. Шелаева, Г. П. Серия энциклопедий «Все обо всем»: в 10-и т.Т. 8 / Г. П. Шалаева — М.: Слово, 2014. – 289 с.
6. Энциклопедия онлайн словарей: сайт. – Москва, 2017. – URL: https://online-encyclopaedia.ru (дата обращения 04.02.2021).