Урок литературы по рассказу Л.Е. Улицкой «Капустноечудо» (6 –7 класс)
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №14»: Морозова Т.А.
Задачи:
образовательная –познакомить с рассказом «Капустное чудо», увидетьгуманизм повествования;
воспитательная — воспитание личности, умеющей строить своюсобственную жизнь и жизнедеятельность своего сообщества на основе духовно-нравственных ценностей;
развивающая — развитие мышления: учить доказывать и опровергать,ставить и разрешать проблемы.
Технология: мастерская ценностных ориентаций.
Режиссура урока:
Этапы урока |
Содержание |
Развитие компетентностей |
Шаг 1. Индуктор-1 |
Слово учителя. Каждый из нас верит в чудо… Постройте ряд ассоциаций к слову ЧУДО. (Чудо- неожиданность, волшебство, радость…). Посмотрим определение этого слова в различных словарях, добавим слова к ассоциациям. Толковый словарь Ожегова: «Чудо — нечто поразительное, удивляющее своей необычностью; удивительно, поразительно хороший; необыкновенный, выдающийся». Школьный толковый словарь: «Чудо — нечто небывалое, то, что удивляет; нечто поразительное». Словарь синонимов З.Александровой: «Чудо-феномен, невидаль, диво, невидальщина» |
Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей. |
Шаг 2. Индуктор-2
|
Учитель записывает на доске словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО. Подберите ряд ассоциаций, которые возникают у вас при этом словосочетании. (-Может, это большая капуста… -Может, капуста особой формы, цвета… -Может быть, необычное блюдо из капусты…) Обобщите ваши знания о капусте. (Семейство крестоцветных, округлой формы, имеет большой запас воды — из ботаники. Богата витамином С, обладает заживляющими свойствами — из валеологии. Подвержена брожению, выделяет аскорбиновую кислоту- из химии. Сто одежек- все без застёжек. Капуста- на столе не пусто. Уродилась я на славу: голова бела, кудрява, кто любит щи- меня в них ищи.- из фольклора.
|
Развитие умения использовать знания из других областей. Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей |
Шаг 3. «Разрыв» |
Попробуйте связать словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО и 1949 год. (- Возможно, был неурожай капусты… — Может быть, большой урожай… — Возможно, вырос необычный овощ…) О чем вам говорит 1949 год, вспомните историю. Обратитесь к справочным источникам Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 (-Голодный послевоенный год.. -Высокий рост смертности и болезней). А сейчас поставим словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО в кавычки. Что изменилось? Получилось название рассказа Л.Улицкой. Л.Е. Улицкая – современный автор, о котором говорят и спорят. Её сборник рассказов носит название «1949 год». Обратимся к её рассказу «Капустное чудо».
|
Развитие умения доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы. |
Шаг 4. «Социализация» |
— Какое настроение возникает после чтения первой страницы рассказа? — Ваши версии, какое чудо может спасти девочек? — Какие качества отражены в произведении, выведены на первый план в то, военное время? (Любовь к ближнему, готовность принять на себя его бремя, милосердие, доброта…) Дочитываем текст до конца. -Какова авторская позиция? (Не может быть такого чуда, чтобы решились сразу все проблемы). -А что стало чудом для героинь рассказа? (Сброшенные кочаны капусты — для девочек, проявление доброты и заботы -для бабы Тани по отношению к девочкам, ответственность за их жизнь). |
Формирование субъективного опыта, сопоставление его с опытом других |
Шаг 5. «Социокон-струкция» |
— Какие же ценности являются, на ваш взгляд, непреходящими? В чём они проявляются? (Милосердие, доброта, отзывчивость, благородство души, сострадание, великодушие, сочувствие, гуманизм…) |
Развитие умения видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, читателю. Умение выразить свою позицию относительно авторской. |
Шаг 6. Домашнее задание. |
Выберите 2-3 ценности, приведите примеры из своей жизни, подтверждающие необходимость этих ценностей в наше время. |
Развитие собственного письма и речи. |
Шаг 7. Рефлексия. |
Что вам понравилось на уроке? (-общаться; -высказывать свою точку зрения; -соотносить своё мнение с точкой зрения других; — видеть себя в ситуациях текста рассказа).
|
Развитие умения сопоставлять свои и чужие мысли, чувства, восприятия. Педагог указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание самосовершенствоваться, приоткрывает дверь в эмоциональный, нравственный мир. |
Приложение.
Справочныйматериал к шагу 3.
Вторая половина40-50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства людей.Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые инеизбежные. Естественным поэтому было пробуждение надежд на улучшениематериального благосостояния после окончания войны.
В декабре 1947 годабыла отменена карточная система и проведена денежная реформа. Но одновременно сотменой карточек цены на продукты были повышены. Если учесть повышение цен,осуществленные в годы войны, то их общий уровень в 1948 г. оказался в три разавыше, чем в последнем предвоенном 1940 г.
Казалось, нетолько история, но и природа обрушилась на деревню в 1946 г. Страшная засухапоразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Вот какое было письмополучено в ЦК ВКП (б) : «Изучение положения дел на местах показывает, чтоголод охватил все большее количество сельского населения. Необычайно высок ростсмертности даже по сравнению с 1945 г., когда была эпидемия тифа. Основнойпричиной высокой смертности является дистрофия. Крестьяне большинства районовМолдавии употребляют в пищу различные суррогаты, а также трупы павших животных.За последнее время имеются случаи людоедства…»