X-PDF

Картотека игр по развитию лексического запаса

Поделиться статьей

Картотека игр по развитиюлексического запаса

«Ласковые шаги»

Цели:обогащение словарного запасаразвитие эмоциональной сферы.

Ход игры. Два ребенка встают напротив другдруга. Между ними — игрушка. Тот, кто быстрее дойдет до игрушки, тот и возьметее (шаги делаютпо определенным меткам). Но шагнуть можно только тогда, когдапроизнесешь ласковое слово для мамы. Слова повторяться не должны (для друга и т. д.) Несказавший вовремя слово, пропускает ход.

 

«Кто может совершать эти действия?»

Цель:активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход:педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч,называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт — человек, животное, поезд, пароход,дождь…

Бежит — ручей, время, животное, человек,дорога…

Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха,жук, самолёт…

Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка,корабль, человек…

 

Слова-приятели

Цель:обогащение словарного запаса ребенка синонимами.

ХодигрыРебенкапросят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказатьо печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменитьслово «конь»(Врач, лошадь, чашка, пища ит. д.)

 

«Наоборот»

Цель:обогащение словарного запаса ребенка антонимами.

Ходигры: Ведущий называет слова, а участники подбирают слова спротивоположным значением.

Добрый – злой; вежливый – грубый;аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.

Вперед – назад; высоко – низко; узкий –широкий; верх – низ; вправо – влево.

День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.

 

«Скажи иначе»

Цель:учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора — скучная, грустная,тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое — темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие — голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы — завяли, зачахли.

Корм — пища, еда, продовольствие.

Долгий — продолжительный, длинный,длительный.

 

«Разное значение»

Цель:Знакомство с омонимами.

ХодигрыПедагогпредлагает детям ответить на вопросы«У кого?»«У чего?» ( например: ручка – учеловека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок– у ребенка, у двери, у картофеля

а) В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

б) Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д.Лукич)

Глядит глазком картошка

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмарева)

 

«Назови пять предметов»

Цель:Упражнять детей в классификации предметов.

Оборудование:мяч.

Ход игры: Педагог называет родовое слово,дети подбирают три видовых.

Транспорт — самолет, поезд, автомобиль,метро, автобус.

Одежда — платье, брюки, куртка, кофта,шорты.

 

«Подбери слово»

ЦельРазвивать у детейсообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ходигры: Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например«Вспомните, что можнопорезать?» Ответы детей«Хлеб, палец, лист, колбасу, веревку»«Печь – торт, булочки,пирожные, вафли, пирожки»«Завязывать – шнурки, ленту, шарф, завязки»«Надеть кофту, платье, носки,куртку, блузку, колготки» и т. д.

 

«Отгадай предмет по его частям»

Цель:активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары,дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора,корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры,чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

«Найди лишнее слово»

Цель:упражнять на развитие мыслительныхпроцессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ходигры: Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждойсерии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку,а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый,маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой,смелый, отважный.

3. Яблоко, слива,огурец, груша.

4. Молоко, творог,сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка,кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер,шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, пастазубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна,земляника.

10. Книга, телевизор,радио, магнитофон.

 

«Угадай, кто это?»

Цельразвитие активногословаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественныехарактеристики животных.

Ходигры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать восновном прилагательные, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, какможно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общиеописания. Затем называть более точные признаки, характерные только длязагаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый,голодный. (волк)

Маленький, серенький,трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький,коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая,ядовитая. (змея)

Пушистая, рыжая,проворная, хитрая. (лиса)

Большой, неуклюжий,бурый, косолапый. (медведь)

 

«Чтобывает круглым (мягким и т. д. ?»

Цель:Учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма).

Ход игры. Перебрасывая мяч детямразличными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч,должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь,перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Что бываеткруглым? (Мяч,шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

Что бываетдлинным? (Дорога,река, веревка, нитка лента, шнур.)

Что бываетвысоким? (Гора,дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

Что бываетзеленым? (Трава,деревья, кусты, кузнечики, платье.)

Что бываетхолодным? (Вода,снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

Что бываетгладким? (Стекло,зеркало, камень, яблоко.)

Что бываетсладким? (Сахар,конфеты, пирожки торты, вафли.)

Что бываетшерстяным? (Платье,свитер, варежки перчатки, шапка.)

Что бываетколючим? (Еж,роза, кактус, иголки, ель проволока.)

Что бываетострым? (Нож,шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

Что бываетлегким? (Пух,перо, вата, снежинка).

Что бываетглубоким? (Канава,ров, овраг, колодец река, ручей.)

 

«Эстафета»

Цель:активизация глагольного словаря.

Ходигры: Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Онпроизносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тотдолжен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше.Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаётв другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбираетнеподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал триштрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньшештрафных очков.

Собака – лает, кусает, бежит, сторожит,скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает,царапается.

 

«Скажи по-другому»

Цель:осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие посмыслу слова.

Ходигры: Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, какребёнок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другимисловами. Например:

— Что значит «растёт не по дням, а почасам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслуэтому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.

Можноиспользовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнутьне успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.

 

«Семья»

Цель:Учить детей употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Материал:Мяч.

Ход игры:

— Кто вы мне и кто вам я, если вы — моясемья?

Взрослый, бросая мяч ребенку, задаетвопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

Кем ты доводишься маме и папе?

Кто тебе мамина и папина мамы?

Кто тебе папин и мамин папы?

Кто ты для бабушки и дедушки?

У тебя сестра или брат?

Кем являются для тебя родители твоихдвоюродных братьев и сестер?

Кто ты мамину брату?

 

«Игра в неделю»

Цель:Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ходигры: В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одногоиз дней недели. Взрослый предлагает детям встать друг за другом так, как идутдни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А ктоперед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образомпроводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет