Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Язык, понятный всем
-
2 слайд
Попробуем понять предложения:
La somme des nombres deux et trois est égale à cinq (фр.)
Το άθροισμα των αριθμών δύο και τριών είναι ίσο με πέντε (гр.)
Die Summe der Zahlen zwei und drei ist gleich fünf (нем.)
The sum of the numbers two and three is equal to five ( анг.)На русском это предложение звучит как:
Сумма чисел два и три равна пяти
2+3=5
Математический язык, и этот язык – международный. -
3 слайд
По своему происхождению языки бывают
Естественные
это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.
Искусственные
сознательно создаются человеком для решения определенных задач. Здесь в качестве знаков используются символы. -
4 слайд
Как и любой язык, он имеет свой алфавит
Его буквы принято называть математическими символами (знаками).
Например, десять цифр – это «буквы», из которых можно составлять «слова» – числа и «предложения» – числовые выражения. -
5 слайд
Как же возникли цифры, которыми мы с вами пользуемся?
В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков.Считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги.
-
6 слайд
Как же возникли цифры, которыми мы с вами пользуемся?
Первые написанные цифры, о которых мы имеем достоверные свидетельства, появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад. Хотя эти две культуры находились очень далеко одна от другой, их числовые системы очень похожи, как будто представляют один метод: использование засечек на дереве или камне для записи прошедших дней.
Спустя несколько столетий, в первом тысячелетии, древний народ майя придумал запись любых чисел, используя только три знака: точку, линию и овал.
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно -
7 слайд
Как же возникли цифры, которыми мы с вами пользуемся?
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета
Много лет спустя в Китае появилась новая система исчисления. Потребности торговли, управления и науки потребовали развития нового способа написания цифр. Палочками они обозначали цифры от единицы до девяти. -
8 слайд
Как же возникли цифры, которыми мы с вами пользуемся?
Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели
Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Однако Индия была оторвана от других стран, – на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так -
9 слайд
Примечательно, что математический язык включает в себя буквы латинского и греческого алфавитов
Важным этапом в формировании математического языка стала идея использовать буквы для обозначения чисел. Уже в I веке греческий ученый Герон Александрийский обозначал буквами неизвестные величины.
-
10 слайд
Любой язык развивается. Так же и знакомые вам математические символы
+ — : · = < > ( )
в Средние века выглядели совсем иначе
в XIV веке для обозначение действия сложения использовали букву Р – первую букву латинского слова plus
Одной из гипотез происхождения современного знака «+» является , что этот знак – сокращенная запись латинского слова «et», что в переводе означает «и». Вначале писали et, потом t и, наконец «+» -
11 слайд
Для обозначения вычитания в 3 веке до н.э. в Греции использовали перевёрнутую греческую букву пси Ψ.
Итальянские математики пользовались для этого буквой m, начальной буквой в слове «минус». В немецких, швейцарских и голландских книгах иногда использовали символ “÷’’, которым мы сейчас обозначаем деление.В 1489 году Йоганн Видман издал в Лейпциге первую печатную книгу в которой присутствовали два знака: «+» и «-». Видман указывает на возможность их происхождения из торговли.
-
12 слайд
Для обозначения действия умножения европейские математики XVI века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове multiplicatio.
В конце XVIII века большинство математиков применяли для умножения точку. Вильям Оутред – английский математик –в I63I году ввёл знак умножения крестиком.
Точкой для обозначения умножения пользовался знаменитый немецкий математик XVII века Вильгельм Лёйбниц.
В России впервые дал названия компонентам умножения Леонтий Магницкий в начале XVIII века. -
13 слайд
На протяжении тысячелетий действие деления не обозначали знаками.
Его просто называли и записывали словами. Индийские математики первыми стали обозначать деление начальной буквой из названия этого действия Д. Арабы ввели для обозначения деления черту. Её перенял от арабов в XIII веке итальянский математик Фибоначчи. Он же впервые применил термин «частное». Знак двоеточия, для деления стали применять в конце XVII века. В России названия «делимое», «делитель», «частное» впервые ввёл Леонтий Магницкий в начале XVIII века. -
14 слайд
Знак «=» хотя и появился в XVI веке, но прочно утвердился лишь в XVIII
Это связано с тем, что некоторые математики использовали знак равенства для обозначения разности. В XVII веке , следуя французскому ученому Рене Декарту, знак равенства изображали так:
-
15 слайд
Математика — это язык, позволяющий создать лаконичную модель действительности.
Математическим языком описывают сегодня не только свойства пространства и времени, частицы и их взаимодействие, физические и химические явления, но также всё больше процессов и явлений в областях биологи, медицины, экономики, компьютерных наук; математика широко используется в прикладных сферах и инженерии.
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Но сейчас несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, и трудно оборвать этот список, настолько важно владение математическим языком.