КАРТОЧКА
Обведи нужный ответ
1. Из пшеницы делают ткани? ДА – НЕТ
2. Поле — это искусственноеприродное сообщество? ДА — НЕТ
3.На полях растут деревья, ягоды,осот? ДА — НЕТ
4.В поле живёт мало зверей, потому что там открытая местность? ДА — НЕТ
5.В поле выращивают пшеницу, просо,ячмень? ДА — НЕТ
КАРТОЧКА
Обведи нужный ответ
1. Из пшеницы делают ткани? ДА – НЕТ
2. Поле — это искусственноеприродное сообщество? ДА — НЕТ
3.На полях растут деревья, ягоды,осот? ДА — НЕТ
4.В поле живёт мало зверей, потому что там открытая местность? ДА — НЕТ
5.В поле выращивают пшеницу, просо,ячмень? ДА — НЕТ
КАРТОЧКА
Обведи нужный ответ
1. Из пшеницы делают ткани? ДА – НЕТ
2. Поле — это искусственноеприродное сообщество? ДА — НЕТ
3.На полях растут деревья, ягоды,осот? ДА — НЕТ
4.В поле живёт мало зверей, потому что там открытая местность? ДА — НЕТ
5.В поле выращивают пшеницу, просо,ячмень? ДА — НЕТ
ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ
У ВОДЫ
РАСТЕНИЯ |
ЖИВОТНЫЕ |
камыш |
лягушки |
рогоз |
чайки |
тростник |
цапли |
стрелолист |
зимородки |
|
аисты |
|
утки |
ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ
НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ
РАСТЕНИЯ |
ЖИВОТНЫЕ |
ряска |
лягушки |
белые кувшинки |
клопы — водомерки |
жёлтые кубышки |
улитки |
водоросли |
комары |
|
жук-плавунец |
|
бактерии |
ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ
В ТОЛЩЕ ВОДЫ
РАСТЕНИЯ |
ЖИВОТНЫЕ |
камыш |
дафнии |
рогоз |
циклопы |
тростник |
головастики |
стрелолист |
рыбы |
водоросли |
бактерии |
ряска |
|
ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ
НА ДНЕ ВОДОЁМА
РАСТЕНИЯ |
ЖИВОТНЫЕ |
камыш |
дафнии |
рогоз |
циклопы |
тростник |
головастики |
стрелолист |
рыбы |
ряска |
рак |
|
бактерии |
|
моллюски |
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинскаясредняя школа № 2 «Школа будущего»
муниципальногообразования городской округ Ялта
РеспубликиКрым
Конспект проектного урока по окружающемумиру
на тему: «Пресный водоем и его обитатели»
3 класс УМК «Перспективная начальнаяшкола»
Учительначальных классов:
Коржова СветланаАлександровна
Тема проектного урока: «Пресный водоем иего обитатели»
Тип урока: урок усвоения новых знаний(УУНЗ)
Цель урока: формирование образовательныхкомпетенций через реализацию учебного проекта по теме: «Пресный водоем и его обитатели»
Задачи урока:
1.Учебные задачи, направленные надостижение предметных результатов обучения:
положить начало формированию знаний овзаимосвязях природного сообщества «Водоем»;
показать важнейшую роль человека в охраневсего окружающего;
формирование норм здоровьесберегающегоповедения в природе и социальной среде;
помочь в освоении доступных способовизучения природы и общества (сравнивание, наблюдение, использованиенакопленного опыта и т. д.)
2.Учебные задачи, направленные надостижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
формулировать учебные задачи на основесоотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
определять последовательностьпромежуточных целей с учетом конечного результата;
находить наиболее эффективные способырешения поставленной задачи;
вносить необходимые дополнения в план испособ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;
развивать способность к мобилизации сил иэнергии для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
сотрудничать с другими людьми в поискенеобходимой информации, готовность слушать собеседника;
доступно излагать свои мысли,аргументировать и давать оценку действий;
признавать возможность существованиядругих точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
договариваться о правилах поведения вгруппе и следовать им.
Познавательные УУД:
умение вести поиск необходимой информациииспользуя дополнительные источники (справочную литературу, интернет-источники),выделять, анализировать и синтезировать необходимую информацию для еедальнейшего представления;
создавать устные и письменныевысказывания.
3.Учебные задачи, направленные надостижение личностных результатов:
формировать целостный, социальноориентированный взгляд на окружающий мир;
совершенствовать навыки результирующего,процессуального и прогностического самоконтроля;
развивать навыки сотрудничества с другимилюдьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорныхситуаций;
осознавать смысл учения и понимание личнойответственности за будущий результат.
Формы организации проектного урока:
- Фронтальная.
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Групповая.
- Парная.
Методы
- наглядный
- беседа
- диалог
- практический
- самостоятельная работа
- репродуктивный
- частично-поисковый.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка,доска SmartBoord
Учебник по окружающему миру2 ч. (УМК«Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова);
Рабочая тетрадь для самостоятельныхработ №2 ( О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов)
Электронная тетрадь № 2
Словари, энциклопедии, хрестоматии;
Раздаточный материал с изображениемрастений и обитателей водоема;
Листы самооценки, инструкционныекарты;
Содержание урока
|
Орг. момент. Мотивация учебной деятельности. |
1 |
|
Повторение пройденного материала |
5 |
|
Определение темы и цели урока. Постановка задач урока. |
2 |
|
Первичное восприятие и усвоение учебного материала. Выполнение проекта. |
|
|
видеоролик |
2 |
|
ЭТ2 № 25 |
2 |
|
С. 59 учебник – сам- но |
2 |
|
Знакомство с растениями пресных водоёмов. Презентация проектов. Раскрытие содержания и результатов проекта. 1. Сообщения обучающихся:
|
6 |
|
Работа с микроскопом |
5 |
|
— с. 61 Учебник Работа в парах
|
2 |
|
С. 62-63 Учебник
Прочитайте про себя и по группам заполните свои листы.
|
6 |
|
2. Сообщения обучающихся:
|
6 |
|
Работа по закреплению полученных знаний и понятий.
|
|
|
сценка «Окунь и Щука». |
1 |
|
ЭТ2 № 27 |
1 |
|
Работа по закреплению полученных знаний и понятий.
|
1 |
|
Оценка результатов проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков. |
1 |
|
Рефлексия. ДЗ |
2 |
1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.
2.Повторение пройденного материала
· Карточки«Поле»
Ответы «ДАНЕТ»
КАРТОЧКА
1. Из пшеницы делают ткани? ДА – НЕТ
2. Поле — это искусственноеприродное сообщество? ДА — НЕТ
3.На полях растут деревья, ягоды,осот? ДА — НЕТ
4.В поле живёт мало зверей, потому что там открытая местность? ДА — НЕТ
6.В поле выращивают пшеницу, просо,ячмень? ДА — НЕТ
· Фронтальныйопрос:
— Какую тему изучали на прошлом уроке?
— Почему поле называют природнымсообществом?
— Какие культуры выращивают на полях?Приведите примеры.
— Почему полеводы борются с сорняками?
— Много ли зверей живёт в поле? Назовитеживотных поля.
— Приведите примеры цепей питания.
3.Определение темы и цели урока.Постановка задач урока.
— Сегодня у нас непростой урок. Вместе мыбудем открывать новые знания об окружающем нас мире, проводить исследования,слушать сообщения, подготовленные одноклассниками.
— Тема сегодняшнего урока связана с этойотгадкой:
В морях и рекахобитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
— Назовите тему урока. Какие цели и задачиперед собой поставим?
Тема:«Пресный водоём»
Цель:вывить, является ли пресный водоём природным сообществом.
-Чемунаучимся на уроке, что узнаем?
(Выясним, какие растения есть в водоёме, кто в нём обитает. Есть ли связь между живой инеживой природой водоёма.)
4.Первичное восприятие и усвоение учебного материала. Выполнение проекта.
— На какие виды модно разделить водоёмы?(Естественные, искусственные)
— Посмотрим , что рассказывает о водоёмахнаш учебник.
· Работас ЭФУ
— Просмотр видеролика О водоёмах 2мин
— Откройте ЭТ2 № 25 и выполнитезадание: какие водоёмы относятся к искусственным, а какие — к естественным.
Проверим на доске: Поработает ДолгополовМаксим
Надоске
Водоёмы
Естественные Искусственные
Ручей канал
озеро водохранилище
река пруд
— Работа с текстом учебника:
С. 59 Прочитайте триабзаца и ответьте на вопрос: «Какое значение имеют пресные водоёмы в жизничеловека и природе?»
Чтение сам- но
-Итак, какое значение имеют пресныеводоёмы в жизни человека и природе?
Использование водоёмов |
Охрана вод |
Из пресных водоёмов берут воду для бытовых нужд |
Экономное расходование воды |
Купаемся |
Не загрязнять отходами, т.к. они уничтожают всё живое |
Ловим рыбу |
|
По ним ходят суда |
|
Вывод: водоёмы не толькоукрашают Землю, это и главное условие существования жизни человека на Земле.Для растений и животных – это природный дом.
Лучше всего изучать жизнь пресноговодоёма летом, когда растения цветут, а животные наиболее активны.
В водоёмах есть свет, тепло, воздух,растворённые минеральные вещества. Нам теперь предстоит выяснить, кто обитает вводоёмах и какие растения в них растут.
5. Знакомство с растениями пресныхводоёмов. Презентация проектов. Раскрытие содержания и результатов проекта
На низких берегах водоёмов почваочень сырая, потому что во время выпадения осадков и таяния снега здесь долгоевремя стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения.
· Рогози камыш (Саша)
· Кувшинкаи кубышка (Юля)
· Ряска(Дима)
· Водоросли(Маша)
— Перед вами названные ребятами растения.Давай их рассмотрим через микроскоп.
— Что вы увидели? (Срез стеблей рогоза,тростника, камыша)
Посмотрите: в стеблях, корнях, листьях водных растений есть воздухоносные каналы, по которым попадает кислород вподводные части растений. Срывая растение, человек наносит ему вред, черезместо разрыва попадает вода, и растение загнивает.
— Часто поверхность пресных водоёмовпокрыта тиной. Тину можно увидеть, если её большое количество. Если взятьодну водоросль, то её невозможно рассмотреть невооружённым взглядом.
Работа с микроскопами
— Какую роль играют растения в жизнидругих обитателей водоёма? (Служат пищей для животных).
— Итак, в зарослях водоёмов находятубежище и пищу птицы, земноводные, личинки и насекомые.
Знакомство с животными пресных водоёмов
— с. 61 Учебник Работа впарах
— Один ученик называет обитателейводоемов, а второй расскажет, чем они питаются.
Пары озвучивают ответы
— Жизнь в водоёмах есть везде: у берегов,на поверхности и в толще воды, у самого дна и на дне.
Сейчас мы разделимся на 4 группы ивыполним такую работу:
С. 62-63 Учебник
Прочитайте про себя инструкцию и погруппам заполните свои листы.
Проверка выполненной работы
6. Презентация проектов по группам.Раскрытие содержания и результатов проекта
Сообщенияобучающихся:
-клоп- водомерка
-дафнии
-пиявки
-бобр
Итак, подведя итог вашим выступлениямвы убедились, что в пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения,животные, бактерии. Все они хорошо приспособились к условиям жизни и связанымежду собой пищевыми цепочками.
А подтвердить это может и сценка«Окунь и Щука».
Цепи питания ЭТ2 № 27
— Какие обитатели пресного водоёмазанесены в Красную книгу?
— Как мы с вами можем принять участие вохране водоемов?
7. Работа по закреплению полученных знанийи понятий.
— Какиерастения и обитатели водоёма вам известны?
— Так можно ли пресный водоём назватьприродным сообществом? Почему?
Ответ можно найти на с. 64 учебника.
8.Оценка результатов проекта: поставленныхцелей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.
9.Рефлексия.
— Назовите тему урока.
— Все ли задачи урока решены?
— Цель урока достигнута?
ДЗ с. 59- 64 (У2), с. 22 (Т2), прочитатьстатьи Хрестоматии
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
БОБРЫ
Одни из самых крупных грызунов на планете.
Бобры занесены в красную книгу. -
2 слайд
Описание
У них густой мех
Острые зубыМежду пальцами их лап есть перепонки похожин на ласты
У бобра плоский как весло хвост -
3 слайд
Эти животные строгие вегетарианцы
Питаются:
Древесиной (осина, ольха, ива, береза)
Листья
Ветки
Молодые побеги
Осоку
Кувшинки -
4 слайд
Места обитания
Бобры живут по берегам речек и озер. Они настоящие строители, строят плотины – бобровые хатки. Вход в жилище располагается под водой.
Бобры живут семьями.