Данная рабочаяпрограмма по элективному курсу для 9 класса составлена на основе следующихнормативных документов:
1. Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 — ФЗ(редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
2. Базисный учебный план общеобразовательныхучреждений Брянской области, утвержденный приказом Департамента общего ипрофессионального образования Брянской области № 2230-04-0 от 13.04.2020 г.;
3. Учебный план МБОУ Творишинская СОШ на 2021-2022учебный год, утвержденный приказом № 76 от 29.08.2022 г.
Актуальность программы обусловленанеобходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей,стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные иоригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этихспособностей специально не заниматься, то они угасают. Программа позволитрешить проблемы мотивации к обучению.
Отличительные особенности программы –программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программэлективных курсов в рамках реализации ФГОС 2-го поколения. Содержит теоретические идеи: развитие познавательного интереса к математике, углублениеи расширение тем учебного курса, формирование УУД.
Метапредметный, творческий, интегрированный и исследовательскийхарактер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активностиличности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме. Универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основнойобразовательной программы по основной школе, ФГОС, ООП и ООО. Программапостроена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся.
Новизна программы состоит в том, что даннаяпрограмма с одной стороны дополняет и расширяет математические знания, с другойпозволяет ученикам повысить образовательный уровень всех учащихся, так каккаждый сможет работать в зоне ближайшего развития. Программа прививает интереск предмету и позволяет использовать полученные знания на практике. Правильно подобранный материал, уровень сложности заданий, заслуженное оценивание результата позволит обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, обеспечит переживания успеха в деятельности.
Даннаяпрограмма элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классовобщеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа. Она предназначена дляповышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к государственной(итоговой) аттестации по математике за курс основной школы.
Программаэлективного курса согласована с требованиями государственного образовательногостандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы.
Элективныйкурс позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различнымразделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике итеории вероятностей, геометрии). В данном курсе также рассматриваютсянестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы (графики смодулем, кусочно-заданные функции, решение нестандартных уравнений и неравенстви др.). Знание этого материала и умение его применять в практическойдеятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различнойсложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговойаттестации.
Цельэлективного курса: систематизация знаний и способов деятельностиучащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 классак государственной (итоговой) аттестации по математике
Основные задачи курса:
- обобщить и расширить знания обучающихся по основным темам курса математики 5-9 классов;
- осуществить коррекцию знаний и способов деятельности учащихся;
- формировать навыки самоконтроля в ходе решения заданий;
- развивать навыки индивидуальной и групповой форм работы.
В процессеизучения данного элективного курса предполагается использование различныхметодов активизации познавательной деятельности школьников, а также различныхформ организации их деятельности: практикумов, семинаров, дидактических игр,работа с таблицами в ходе решения демонстрационных задач, учебными пособиями исправочным материалом.
Возможныразличные формы творческой работы учащихся-проекты, учебные исследования. Приизучении курса учащихся вовлекаются в индивидуальную, групповую работу,создаются условия для реализации дифференцированного подхода.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения учащихсяявляются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач;
- способность к самоорганизованности;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении).
Метапредметнымирезультатами обучения являются:
· понимание и принятие учебной задачи, поиск инахождение способов ее решения;
· планирование, контроль и оценка учебных действий;
· определение наиболее эффективного способадостижения результата;
· выполнение учебных действий в разных формах(практические работы, работа с моделями и др.);
· адекватное оценивание результатов своейдеятельности;
· активное использование математической речи длярешения разнообразных коммуникативных задач;
· готовность слушать собеседника, вести диалог;
· умение работать в информационной среде.
Предметныерезультаты обучения по курсу в полном объеме совпадаютс требованиями программы. Требования задаются в деятельностной форме (что врезультате изучения курса обучающиеся должны знать, уметь…)
Программа элективного курса содержит два модуля.
В первом модуле отрабатываются навыки решенияалгебраических заданий КИМ ОГЭ. Это задания как 1 части с выбором одногоответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств, так изадания 2 части КИМ. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и пониманиеключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр., отрабатывается умениепользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях. Задания 2 части (повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса алгебры)направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников,как:
· уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;
· умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса;
· умение математически грамотно и яснозаписать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
· владение широким спектром приемов испособов рассуждений.
Второй модуль содержит геометрические задачиКИМ ОГЭ. В этом блоке повторяются основные геометрические сведения иотрабатывается навык решения геометрических задач, а так же решения планиметрической задачи, применяя различныетеоретические знания курса геометрии.
Содержание программы элективногокурса
№ |
Название (темы) модуля |
Количество часов |
1. |
Алгебраические задания |
11 |
2. |
Геометрические задачи |
5 |
4. |
Итоговое занятие |
1 |
|
Общее количество часов |
17 |
Модуль1. Алгебраические задания.
Введение:цель и содержание элективного курса, формы контроля. Стандартный вид числа.Округление и сравнение чисел. Буквенные выражения. Область допустимыхзначений. Формулы. Проценты. Задачи на смеси, сплавы. Сложные проценты. Степеньс целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Разложениемногочленов на множители. Алгебраические дроби. Сокращение алгебраическихдробей. Преобразования рациональных выражений. Квадратные корни. Линейные иквадратные уравнения. Знаки корней квадратного трехчлена. Расположениекорней квадратного трехчлена. Параметры a, b, c и корни квадратного трехчлена.
Системыуравнений. Составление математической модели по условию задачи. Текстовыезадачи. Задачи на движение. Задачи на совместную работу Неравенства с однойпеременной и системы неравенств. Решение квадратных неравенств.Последовательности и прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые спомощью прогрессий.
Функции и графики. Особенностирасположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимостиот значения параметров, входящих в формулы. Исследованиефункции и построение графика. Кусочно-заданные функции, Построение графиков смодулем. Наибольшее и наименьшее значения функции. Задания с параметром:исследование графиков функций, решение уравнений и неравенств с параметром. Зависимостьмежду величинами. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Мода, медиана,среднее арифметическое. Статистические характеристики. Заполнение бланковэкзаменационной работы.
Модуль2. Геометрические задачи.
Треугольники,четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади.Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные.Геометрические задачи.
Модуль 3. Итоговое занятие. Проведение итоговойконтрольной работы по материалам и в форме ГИА.
Тематическое планирование
№ занятия |
№ занятия в теме |
Тема занятия |
Модуль 1. Алгебраические задания (11ч.) |
||
1 |
1 |
Числовые выражения Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел |
2 |
2 |
Степень с целым показателем |
3 |
3 |
Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений |
4 |
4 |
Квадратные корни |
5 |
5 |
Линейные и квадратные уравнения |
6 |
6 |
Системы уравнений |
7 |
7 |
Неравенства с одной переменной и системы неравенств |
8 |
8 |
Решение квадратных неравенств |
9 |
9 |
Последовательности и прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии |
10 |
10 |
Функции и графики |
11 |
11 |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей |
Модуль 2. Геометрические задачи (5 ч.) |
||
12 |
1 |
Треугольники и четырехугольники. Формулы площади |
13 |
2 |
Равенство треугольников, подобие треугольников |
14 |
3 |
Окружности. Вписанные и центральные углы |
15 |
4 |
Геометрические задачи (24) |
16 |
5 |
Геометрические задачи (25) |
Модуль 4. Итоговое занятие (1ч.) |
||
17 |
1 |
Итоговый урок |
Календарно– тематическое планирование
№ занятия |
№ занятия в теме |
Тема занятия |
План |
Факт |
Модуль 1. Алгебраические задания (11ч.) |
|
|
||
1 |
1 |
Числовые выражения Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел |
|
|
2 |
2 |
Степень с целым показателем |
|
|
3 |
3 |
Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений |
|
|
4 |
4 |
Квадратные корни |
|
|
5 |
5 |
Линейные и квадратные уравнения |
|
|
6 |
6 |
Системы уравнений |
|
|
7 |
7 |
Неравенства с одной переменной и системы неравенств |
|
|
8 |
8 |
Решение квадратных неравенств |
|
|
9 |
9 |
Последовательности и прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии |
|
|
10 |
10 |
Функции и графики |
|
|
11 |
11 |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей |
|
|
Модуль 2. Геометрические задачи (5 ч.) |
|
|
||
12 |
1 |
Треугольники и четырехугольники. Формулы площади |
|
|
13 |
2 |
Равенство треугольников, подобие треугольников |
|
|
14 |
3 |
Окружности. Вписанные и центральные углы |
|
|
15 |
4 |
Геометрические задачи (24) |
|
|
16 |
5 |
Геометрические задачи (25) |
|
|
Модуль 4. Итоговое занятие (1ч.) |
|
|
||
17 |
1 |
Итоговый урок |
|
|